«Амнистия Шредингера». Юрист — о вероятном налоговом послаблении
Будет ли амнистия иметь обратную силу: снимется ли ответственность с тех, кто уже был уличен в дроблении? Об этом спорят оптимист и пессимист в голове одного юриста.
Руководитель налогового департамента АО ФПГ «АРКОМ» Константин Шинкевич
— Наверное, многие слышали про несчастного кота великого австрийского ученого, который и жив, и одновременно мертв. Наверное, и об объявленной президентом РФ амнистии за дробление бизнеса многие слышали. Анонс амнистии сделан, но ее самой пока нет. Конечно, понятно, что она будет. Но вот какой она будет, и для кого — пока не совсем ясно.
Основной вопрос: будет ли амнистия иметь обратную силу? То есть снимется ли ответственность с тех, кто уже был уличен в дроблении? Лично мне кажется, что такое маловероятно. Объявленное условие амнистии — отказ от искусственного дробления — не соответствует всепрощению. И если уж налоговая проверка выявила сокрытое дробление, то придется расплачиваться по полной. Хотя, возможно, для каких-нибудь категорий отменят начисленные штрафы.
А если проверки не было? Если налогоплательщик сам, сознательно, откажется от дробления, заявит об этом в налоговую и переведет всю деятельность на одно лицо? Сможет ли такой налогоплательщик рассчитывать, что ему позволят вести свою деятельность «с чистого листа», не опасаясь, что налоговая проверка произведет доначисления за последние три года?
Пессимист во мне говорит, что ужесточающаяся с годами политика налоговых органов не позволит этого, а лучшее, на что можно будет рассчитывать — это такое же прощение штрафов, а, возможно, в качестве исключения — и прощение пени. Но вот исполнить свою святую обязанность оплатить налоги должен каждый.
Но оптимист во мне преобладает. И он надеется, что амнистия призвана не просто отменить ответственность в виде штрафов, а именно стимулировать налогоплательщиков к отказу от дробления. Дробление существует не из-за вредного характера налогоплательщика. В большинстве случаев налогоплательщик не способен экономически выдержать резкий переход между системами налогообложения. Новые переходные положения между УСН и ОСН еще только разрабатываются и вступят в силу не раньше, чем со следующего года. В связи с этим отказ налоговой от претензий именно в отношении налогов за прошлые годы позволит предпринимателям плавно перейти на ведение бизнеса по новым правилам, не опасаясь негативной оценки своих прошлых действий со стороны государства.
Но еще одним важным вопросом будет фактическое объединение раздробленного бизнеса. Предположим, гипотетический бизнесмен, держащий под контролем несколько юридических лиц, к которым он формально не имеет никакого отношения, в рамках амнистии заявит о своем отказе от дробления. Будет ли он продолжать вести свою деятельность в рамках нескольких лиц, но с уплатой налогов от совокупной деятельности? Или он должен будет произвести процедуру слияния всех этих лиц? А если среди этих лиц есть не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели?
Вероятнее всего, бизнесмена обяжут определить основное лицо и совершить формальные сделки по передаче имущества от одного другому без учета таких операций в налоговой базе. Но если с имуществом все относительно просто, то с другими правами и обязанностями — немного сложнее. Ведь передать надо и дебиторскую/кредиторскую задолженность, долги и переплаты по налогам, переоформить трудовые отношения и отношения с контрагентами.
В общем, вопросов пока больше, чем ответов. Будем следить за всеми изменениями и обязательно расскажем читателям о самых интересных новостях.