«Любое производство наносит вред природе, если не минимизировать его последствия»

На фото –– руководитель развития ТМ «Чистая Планета» Анастасия Орлова
На фото –– руководитель развития ТМ «Чистая Планета» Анастасия Орлова. Иллюстрация: Предоставлено Анастасией Орловой

«Быть эко — это не про тренд и не про моду, это вообще не про сегодня. Это про завтра, про будущее наших детей и внуков, про сохранение для них удивительной природы Байкала и Алтая».

«Чистая Планета» –– это относительно молодой российский бизнес, построенный на принципах устойчивого развития. У компании –– современное производство мощностью до 1500 т в месяц, собственная сеть фирменных магазинов бытовой химии и средств гигиены на розлив, широкая товарная матрица разливного и фасованного продукта, а также много запросов на сотрудничество как по РФ, так и из стран ближнего зарубежья (есть представительства в Казахстане и Узбекистане). В компании считают, что экологичность –– это не тренд и мода, а образ жизни и вклад в общее будущее. И обязанность любого бизнеса –– минимизировать ущерб природе и сократить свой пластиковый след.

Руководитель развития ТМ «Чистая Планета» Анастасия Орлова рассказала «Деловому кварталу» о непростом пути экокомпании в РФ, разумном потреблении и воспитании осознанности, инструментах сохранения природы и полезных экопривычках.

 

Была ли «Чистая планета» сразу экологичной, или к этому пришли постепенно?

–– Компания появилась в Новосибирской области в 2019 г. как небольшое локальное производство. Вообще, концепция разумного потребления была заложена в платформу бренда изначально, но было бы неверно сказать, что мы отталкивались именно от нее. Идея родилась совсем не из романтичных, а скорее бытовых потребностей: тогда, как и сейчас, был весьма актуален вопрос стоимости средств на полках. И не только в срезе «дешево –– дорого», но и в соотношении «цена –– состав –– качество». Вся наша команда как прямой потребитель бытовой химии отчетливо видела этот дисбаланс, когда покупателю, по сути, предлагалось только два варианта: либо масс-маркет с демократичной ценой и сомнительным содержанием, либо реально экологичные средства, но с «космической» стоимостью. Такой перекос и подал нам идею выйти на рынок с продуктом, основанным на гармоничном союзе вечных ценностей и нарастающих трендов потребительского поведения: доступности, безопасности, качества, осознанного потребления и индивидуальности.

Однако мечты столкнулись с реальностью. Разработать достойный продукт было не так уж сложно, но цена упаковки, привлекательной этикетки, маркетинга и рекламы составляла более 70% стоимости продукта. Только подумайте: больше половины цены отличного средства съедает совершенно ненужная мишура! Это и навело создателей компании на идею, которая легла в основу дальнейшей стратегии развития бренда, –– реализации продукта на розлив. Конечно, мы очень рисковали, но любой риск рождает потенциал возможностей, и у нас получилось их реализовать.

 

И что же случилось дальше?

–– Наша концепция, когда в магазин за мылом или гелем для стирки можно прийти со своей тарой, –– как в СССР люди ходили за молоком и сметаной, –– нашла колоссальный отклик. И хотя формат розлива для молодого поколения покупателей был в новинку (он и сейчас многих шокирует), но за счет кропотливой работы с обратной связью, правильных консультаций покупателя мы увидели, как люди все больше проникаются идеей осознанных покупок. Сегодня почти каждый второй постоянный покупатель приходит со своей тарой.

 

«Любое производство наносит вред природе, если не минимизировать его последствия» 1

В чем именно выражается забота «Чистой планеты» об экологии? Чем компания отличается от остальных производителей бытовой химии?

–– На самом деле людям важно знать, что налито в канистру с глянцевой этикеткой. Другое дело, что не все могут себе позволить покупать настоящие экосредства, которые не только безопасны, но и эффективны. Особенно это касается средств гигиены с широким составом натуральных питающих и увлажняющих компонентов. Наша концепция продажи на розлив позволяет людям с разной позицией, статусом и идеологией приобрести универсальный инструмент заботы как о себе и семейном бюджете, так и о природе. Она позволяет покупать сертифицированную продукцию по доступной цене и в нужном объеме –– хоть 100 граммов –– и прививает покупателю привычку не только экономить на таре, но и использовать ее повторно, тем самым минимизируя пластиковое загрязнение. Ведь чем больше людей использует пластик повторно, тем меньше потребности в создании нового.

Мы с самого основания бренда ставим во главу угла не клиента, не его кошелек, а именно человека и его потребности.

 

Пользуются ли спросом ваша продукция и способ производства у клиентов? Насколько им важна именно экологичность?

–– Конечно, да! В противном случае мы бы не разговаривали с вами сегодня. У нас есть не только собственная сеть фирменных магазинов, но и множество партнерских точек, открытых по франшизе, суммарно более 300. И порядка 40% наших партнеров зашли в проект, вдохновленные именно экологичностью концепции. Эта же идея разумного потребления и концепция оборотной тары очень заинтересовала одного из гигантов в секторе гипермаркетов –– АШАН Ритейл Россия (подразделение Auchan Retail). В конце прошлого года мы подписали эксклюзивное соглашение, в рамках которого «Чистая Планета» теперь открывает отделы бытовой химии на розлив в каждом «Ашане». Сейчас в рамках коллаборации мы открыли уже пять таких точек: в Новосибирске, Барнауле и Омске. На очереди –– Урал, Поволжье и Центральный федеральный округ.

Не менее внимательно к составам относятся и наши клиенты в сфере контрактного производства: их волнует не только стоимость килограмма продукции, и, как правило, предпочтение они чаще отдают средствам с наивысшим экологическим профилем.

Если говорить о простых покупателях, то тут уже сложнее оценить, что для них приоритетно при выборе продукции. Если положиться на наш сборный анализ, то в топ причин входят качество средств, доступная цена, безопасность составов и возможность покупки в свою тару. Кроме того, покупатели регулярно задают нам вопросы о том, какие мы используем поверхностно-активные вещества (ПАВ), загустители и консерванты, тестируется ли продукция на животных, можно ли на точках сдавать пластиковую тару и др. Так что все большему числу людей действительно важна экологичность.

 

Как считаете, есть ли в Новосибирске и в целом в РФ тренд на экологичность?

–– Мне кажется, что сегодня вопрос про тренд уже не стоит. Идея ответственности перед обществом, природой и будущими поколениями, которую бизнес добровольно возлагает на свои плечи, для большинства жителей городов-миллионников – нечто само собой разумеющееся. Сейчас проводится много экопроектов в Новосибирске, Екатеринбурге и даже маленьких региональных центрах: раздельный сбор мусора, правильная утилизация отходов, осознанное потребление. Мы видим, что на улицах появляется все больше разноцветных контейнеров, а в магазинах –– урны для сбора батареек.

Что касается потребительского поведения, то я бы сказала, что сейчас в топе тренд на осознанность. Люди стали больше обращать внимание на последствия необдуманных действий, в том числе о необходимости использования тех или иных привычных гаджетов и средств. А жить экологично уже становится привычкой не только для молодежи.

 

И все же на фоне плохо организованного в РФ раздельного сбора мусора и его переработки, отсутствия культуры сортировки мусора и др. не считаете свою деятельность «каплей в море»?

–– Невозможно покорить Эверест, если ждать, что тебя магическим образом телепортируют от подножья к вершине. Этот путь всегда начинается с первого маленького шага, и не всегда его получается пройти с первого раза. Но если быть настойчивым, то однажды ты увидишь рассвет над облаками, стоя на вершине горы. Так и здесь. Да, пока в России все еще недостает инструментов и осознанности. Но было бы несправедливо обесценивать труд тысяч людей, работающих в сотнях экопроектов и внедряющих в свою жизнь и работу предприятий экопривычки и экостандарты.

Чтобы не быть голословной, приведу пример. Начиная с 2020 г. наша компания участвует в ежегодной международной акции «Июль без пластика». Это мероприятие, призывающее людей на один месяц в году отказаться от пластика или начать внедрять свою жизнь «правило трех R»: Reduce, Reuse, Recycle. Что в переводе означает: «Сокращай потребление, используй повторно, отправляй на переработку». В поддержку акции мы устраиваем розыгрыш ценных призов среди покупателей, совершивших покупки в собственную тару в июле. Так вот, в первый год проведения акции у нас было около 3000 участников, во второй и третий –– 4687 и 5894 соответственно, в 2023 –– 7355 человек. А теперь посчитаем. В среднем семья за месяц использует на бытовую химию около четырех бутылок. Если учитывать только участников акции, купивших продукцию в свою тару у нас, то на повторное использование отправилось 83,7 тыс. ПЭТ и ПНД-упаковок. Это четыре тонны пластикового мусора, который в лучшем случае отправился бы на полигон, чтобы медленно там разлагаться 100-400 лет, отравляя все вокруг. Это тонны отходов, которые не попали в окружающие нас леса и реки и не стали причиной гибели флоры и фауны. Разве это капля в море?

 

Как вы думаете, не наносит ли природе вред то, что к ее ресурсам постоянно обращаются производители, в том числе и для производства экопродукции?

–– На мой взгляд, это вопрос скорее философской дискуссии. Любое производство наносит вред природе, если не минимизировать его последствия. Но не думаю, что человечество готово одномоментно взять и отказаться от всех благ цивилизации, перестать использовать электричество, носить одежду. Ведь для создания той же одежды выращиваются сотни культур на полях, и происходит обеднение их плодородных слоев. Даже при органическом сельском хозяйстве крайне сложно сберечь почвы. Это дорого и долго –– для полноценного восстановления некоторых потребуются годы. Именно поэтому так важно использовать любые, даже маленькие способы, позволяющие нивелировать ущерб. И такой комплекс мер, базирующийся на принципах устойчивого развития, когда удовлетворение потребностей человека происходит при сохранении окружающей среды и ресурсов, уже хорошо знаком не только мировому сообществу, но и российскому бизнесу –– это называется ESG-принципы (в переводе с английского: «Экология, социальная политика и корпоративное управление» –– прим. ред.).

 

Трудно ли быть экофрендли компанией в РФ и в Сибири в частности?

–– Быть экофрендли трудно не только в России. Но на самом деле все достижимо, и условия для этого в нашей стране есть. Это касается и законодательных норм, и инструментария, и разных локальных инициатив. Было бы желание. Стараясь придерживаться принципов устойчивого развития, мы в «Чистой Планете» выстраиваем множество процессов с учетом их потенциального влияния на природу и человека. Например, на 70% наша тара оборотна или биоразлагаема, что позволяет снизить количество отходов. Наши корпоративные клиенты и владельцы филиалов закупают продукт в одну и ту же ПНД-тару по несколько раз. Мы тщательно моем ее перед повторным использованием, осматриваем на предмет повреждений и отпускаем в ней товар до тех пор, пока это возможно. А некондицию направляем на повторную переработку или правильную утилизацию. Чтобы минимизировать воздействие на почву, вся наша производственная вода на выходе проходит через специальные фильтры очистки. Так что в канализацию на выходе у нас вода попадает фактически чище, чем поступает на входе.

В общем-то, мы постоянно внедряем те или иные изменения, которые позволяют нам быть экофрендли. В прошлом году наше производство прошло сертификацию ISO 9001.

 

Есть ли сложности с поиском экопроизводителей?

— У нас отлажены связи с поставщиками «зеленого» сырья для наших средств. Конечно, в основном это иностранные производители. Один из основателей бренда лично занимается поиском и установлением сотрудничества с ведущими мировыми производителями новейших биоразработок. Большинство наших компонентов имеет международные сертификаты, такие как ECOCERT COSMOS ORGANIC, EPA Safer Choice, USDA Bio Preferrend, EUROPEAN ECOLABEL.

Например, одна из них — синергетическая смесь запатентованных ПАВ на основе алкилполиглюкозидов, разработанных в США (биоразлагаемые, экологически чистые, безопасные и при этом очень мощные в борьбе с загрязнениями), которые используются в наших гелях для стирки. Конечно, это небюджетное решение, и цена такого состава разительно отличается. Но благодаря нашей концепции розлива мы можем продавать этот продукт по более доступной для потребителя цене, причем не в ущерб развитию бизнеса.

 

Какие проекты и акции экологической направленности вы реализуете в Новосибирске?

— Мы регулярно участвуем в коллаборациях по разным экоинициативам, например, по правильной утилизации. Сейчас рассматриваем возможность установки в наших магазинах специализированных пунктов по приему просроченных лекарств для их дальнейшей безопасной утилизации. Регулярно выступаем спонсором мероприятия «Чистые Игры», которое проходит в Новосибирской области. Локально наши магазины-партнеры проводят экоуроки в школах, участвуют в субботниках и др.

 

Есть ли у компании планы по уменьшению вреда окружающей среде?

— На данный момент глобальных планов нет. Сейчас мы в основном сконцентрированы на усовершенствовании текущих производственных процессов: энергосбережении, контроле отходов, фильтрации воды и др. Активно ищем альтернативные варианты для фасовки продукции. Также для нас все еще остро стоит вопрос по экологичной транспортировке продукции на дальние расстояния.

 

Почему для вас важна экотема?

— Помните, как в детской песенке «Прекрасное далеко» пелось: «А сегодня что для завтра сделал я?» Быть эко — это не про тренд и не про моду, это вообще не про сегодня. Это про завтра, про будущее наших детей и внуков, про сохранение для них удивительной природы Байкала и Алтая. Что может быть важнее, чем счастливое будущее детей?

Самое читаемое
  • «Уральские локомотивы» наладят производство поездов для ВСМ Москва — Санкт Петербург«Уральские локомотивы» наладят производство поездов для ВСМ Москва — Санкт Петербург
  • Базу отдыха под Среднеуральском превратят в термальный комплексБазу отдыха под Среднеуральском превратят в термальный комплекс
  • По Ирбиту — «с ветерком»: власти рассказали, чем будут удивлять гостей знаменитой ярмаркиПо Ирбиту — «с ветерком»: власти рассказали, чем будут удивлять гостей знаменитой ярмарки
  • «Урал Опера Балет» получил четыре «Золотые маски»«Урал Опера Балет» получил четыре «Золотые маски»
  • «Рынок требует таблеток от жадности». Михаил Хорьков подвел итоги 4-х лет льготной ипотеки«Рынок требует таблеток от жадности». Михаил Хорьков подвел итоги 4-х лет льготной ипотеки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.