Зачем Новосибирску креативные индустрии? Новое письмо мэру
Рубрика «Письмо мэру», которую «Деловой квартал» ввел перед назначением главы Новосибирска, продолжает пополняться пожеланиями от делового и культурного сообщества города к новому управленцу.
Общественный представитель АСИ по направлению «городское развитие», член консультационного совета по развитию креативных индустрий при Правительстве Новосибирской области, региональный представитель Фонда «Наше будущее», креативный предприниматель Евгений Дубровин
— Почему современный город нуждается в креативных индустриях? Может ли муниципалитет выиграть, сделав ставку на их развитие? Креативные индустрии включают в себя широкий спектр видов деятельности, где многое создается за счет человеческого таланта.
К ним могут быть отнесены медиа и мода, дизайн и архитектура, программирование (игры и обучение), образование и кино, гастрономия и издательское дело. Есть разные подходы к определениям и классификациям, а еще сложности с выделением тех самых ОКВЭДов. Только причем здесь муниципалитет? Ведь индустрии, как любой бизнес, могут быть успешными или не очень и сами по себе, а с определением и приоритетами смогут разобраться и на федеральном уровне.
Действительно, федеральное правительство некоторое время назад разглядело потенциал креативных индустрий как значимого элемента экономики, не сводимого к конкретным отраслям, вокруг которых выстроена существующая система управления.
Фишка креативных индустрий — создание добавленной стоимости в разных сферах — от культуры и туризма до легкой промышленности и программ по ревитализации проблемных территорий. Однако Новосибирск уже в лидерах благодаря ИТ-сектору и мощному флагману в сфере издания литературы и периодики — типографии «Советская Сибирь». Мы закрываем массу KPI на годы вперед — по крайней мере, среди других городов и регионов Сибири. А если вспомнить про два (!) архитектурных университета и немалое количество театров, то статус культурной столицы Сибири и заодно центра всех креативных индустрий за Уралом представляется несомненным.
Означает ли это, что в городе по части этой самой креативной экономики уже все хорошо, и муниципалитету можно и нужно заняться другими, более насущными делами, оставив креативные индустрии в покое как «что-то там в сфере культуры и досуга»?
Тут все зависит от того, видим мы функции муниципалитета только в регулировании и наведении порядка в уже сложившихся отношениях или «отраслях», либо ожидаем еще и выполнения роли «агента развития», определяющего дефициты на территории города и помогающего горожанам и бизнесу их удовлетворить? Я как горожанин ожидаю скорее активной роли именно со стороны мэра и администрации города, в том числе из-за больших различий (огромного разрыва) между Новосибирском и другими муниципалитетами региона. Новосибирск не только как целое, но и в своих отдельных частях, не сводимых к административным районам, требует специфического и системного подхода. И именно здесь может быть использован потенциал креативных индустрий как агентов формирования качественной городской среды и даже решения социальной проблематики без значительного увеличения расходов бюджета.
Зачем?
1) Именно креативные индустрии могут системно работать над созданием образа не серого города, уютного и дружелюбного, со своим лицом, пусть и не лишенного проблем. Причем не только в центре и ключевых точках концентрации городской жизни и потребителей, но и в более удаленных районах. А, может, есть шанс, что больше девелоперов посмотрит на опыт «Стрижей» и сделают это сами, включив в стоимость квадратного метра? Конечно есть! Только почему бы городу не оказать поддержку на этом пути (не обязательно финансами)? Или сформировать условия на паре территорий, с выраженной потребностью и потенциалом, но где пока таких игроков нет и не появится ближайшие лет 10?
Образ Новосибирска глазами иркутянина. Автор — иркутский предприниматель, один из федеральных экспертов по городскому развитию Сергей Маяренков.
2) Современный город конкурирует не только за энергомощность и рабочие места, но и за человеческий капитал, то есть — креативных предпринимателей и профи, которые свободно перемещаются между городами и странами, предлагающими интересные места для работы и коллабораций.
Сколько событий, помимо театральных и музыкальных фестивалей, становятся такими точками притяжения? Насколько широк их географический охват по числу гостей из других городов и по активации новых пространств и территорий самого города? Да, именно такими событиями были ВК-фест и почти забытая Интерра, проходившая, в отличие от Технопрома, в городе.
Может ли быть современным город, где нет крупного межрегионального книжного фестиваля? И это в условиях, когда именно здесь начинались «Открой рот» Михаила Фаустова и «Тотальный диктант»?
А сколько московских или питерских выставок, собирающих очереди, могут приехать в наш город без урезания экспозиции в два и более раза и с сохранением качества? Возможно, и эти вопросы скорее в зоне ответственности и полномочий министра культуры региона, а не какого-то муниципального чиновника или агентства. Но, кажется, у нового регионального министра будет еще множество вопросов, связанных как раз с регионом и 30+ муниципалитетами в области.
3) Сама креативная экономика/экономика впечатлений (здесь и разнообразный нишевый туризм, и более сложные форматы гастрономии, и частные «музеи», которых уже давно около полусотни) — это те самые рабочие места и возможности самореализации для выпускников НГУАДИ, театрального института, множества гуманитариев и прочего творческого элемента. Именно благодаря ярмарке креативных индустрий, организованной частным агентством при поддержке гранта Фонда культурных инициатив, наш город прозвучал в речи президента РФ во Владивостоке осенью 2023 года, только вот и эта ярмарка прошла.
И как город (в лице муниципалитета) старается сформировать пространство презентации хотя бы того немногого, что в городе есть? Палатками на день города или героической попыткой городского туристско-информационного центра организовать хоть какую-то торговлю на площади 10 кв. м? Или все-таки для города, претендующего быть в топ-5, минимально достаточная площадь такого шоурума и инкубатора должна обсуждаться от тысяч(и) квадратных метров в локации, где не просто «не жалко», но все будут хотеть? Ведь платежеспособный потребитель креативной экономики требователен не только к продукту, но и формату. А это, между прочим, значимый процент экономики города уже сегодня и еще больший — в перспективе.
4) Креативные индустрии могут вернуть невостребованные пространства города, превращая их в новые точки притяжения и повышая качество жизни через культурные и досуговые мероприятия — то есть развитие территорий, не сводимое к аббревиатурам типа «КРТ на принципах ГЧП». Почему собственник здания первого звукового кинотеатра города (возможно, и за Уралом) единственным позитивным сценарием видит «уменьшение объема бесполезной и нефункциональной площади зрительного зала» объекта культурного наследия «Кинотеатр «Металлист»? В условиях, когда на левом берегу нет ни одной выставочной площадки? Неужели пространство «Башня» закроет потребности почти всего левого берега? И, кстати, если закроет хотя бы часть, то может ли рассчитывать на участие в муниципальной программе «развития креативных кластеров»? Ок, левый берег, как и Первомайский район, будут и дальше развиваться по сценарию «территория спорта». А все надежды малой толики левобережной культурной публики пока могут быть только на перезапуск «Авроры» и чего-нибудь еще (тут уже как «карта» ляжет — вдруг повезет привлечь в партнеры федерального игрока, как в случае с самарской фабрикой-кухней — ровесницей «Металлиста»)?
Разбитое сердце левобережного соцгорода — кинотеатр «Металлист», ставший яблоком раздора для органов власти, бизнеса и общественности. Фотограф — Андрей Чернышов.
А, может, имеет смысл посмотреть на кейс Нижнего Новгорода, реализующего проект развития территории и локальной креативной экономики на базе соцгородка ГАЗа — аналога нашего левобережного соцгородка СибКомбайна — Сибсельмаша, расположенного между монументом Славы и Парком Кирова? Возможно, именно его сохранение в существующем виде, а не снос (с поэтапным повышением этажности «парков и скверов» на месте сносимых зданий) создаст новую точку притяжения для всего города и внешних туристов? Как и рассчитывают сделать в Нижнем, несмотря на наличие куда более богатого культурного слоя и числа памятников истории.
Или обратить внимание на тот факт, что более 30% территории города — «серая зона» или «ржавый пояс», где лишь часть промплощадок являются эффективными производствами и неформальными инкубаторами для новых бизнесов ввиду низкой аренды. Кстати, возможно эффективнее включить в программы поддержки эти де-факто действующие инкубаторы, чем строить новые муниципальные, как уже давно сделали в Москве, где и так «денег девать некуда». Ок, есть «сложные случаи», резервные мощности и амбиции собственников на редевелопмент со строительством новых квадратных метров жилья и офисов. Но ведь даже треть — это десятки гектаров и сотни тысяч квадратов площадей. Нет, это призыв не «вынести» все за город, а просто внимательнее присмотреться к площадкам, которые еще могут ждать своей «очереди» лет 10 или 15, как однажды произошло с пространством, где появилась и успешно работает «Подземка».
Да, только в том случае, если подойти креативно и с калькулятором, привлечь пару-тройку сильных якорных игроков, за которыми подтянутся еще десяток помельче, заодно повышая качество жизни на окружающих территориях через расширение возможностей культурной активности и досуга.
Более трети территории города на карте — серая зона. Карта с анализом территории левого берега предоставлена компанией «ЗапСибНИИПроект»
5) Наконец, самое легкое — городской и территориальный маркетинг — через книги, сувениры, экскурсии, события и т.п.
Вот только вопрос: а сколько книг про Новосибирск можно купить в столичных книжных магазинах «Москва», ЦДК, «Библио-Глобус» или «Фаланстер» (ок — добавим и сетевые — «Читай город»)? А теперь сравним данные с количеством изданий по другим городам: Казань, Нижний, Екатеринбург… Возможно, пока просто ежегодная поддержка создания или издания еще трех печатных или видео-путеводителей, платных аудиоспектаклей и бесплатных аудиогидов, серии сувениров, продвигающих новые «фишки» и фестивали, собирающие новую публику, позволят хотя бы не потеряться в активно насыщенном другими городами медиаполе.
Как? Системная работа, проделанная муниципальной командой за предыдущие 10 лет с территориями городских парков и скверов, с диагностикой потребностей горожан и поэтапным перезапуском каждого пространства, может быть перенесена на другие пространства, имеющие потенциал развития креативных индустрий. Городам с большим массивом сохранных и не очень памятников истории и архитектуры ХVII-XIX столетий повезло больше, поскольку именно такие здания становятся объектами для размещения соответствующих креативных проектов и целых кластеров, но и там город идет навстречу (примеры: «дом за рубль в Томске» и аналог в Саратове).
Наверное, тип таких пространств в Новосибирске должен быть определен городом осознанно и поэтапно подготовлен к передаче в точки роста «креативной экономики» на комфортных для всех условиях.
Да, вероятно в развитии креативных индустрий необходим бизнес-подход, а значит, не просто муниципальное агентство, но АО по развитию креативной экономики города, по аналогии с Корпорацией развития Новосибирской области (ранее — АИР). Или АНО с участием муниципалитета и пары-тройки партнеров, как была попытка сделать в Иркутске с АНО «Иркутские кварталы» и реализуется в Нижнем с соцгородком ГАЗа. «А почему бы этим не заняться уже существующей Корпорации развития Новосибирской области?», — спросят люди, искушенные в вопросах управления и бюджетирования. Хороший вопрос, а, может быть, и пожелание, только уже не к мэру. А мне как горожанину и одному из этих самых предпринимателей из креативных индустрий, конечно, уже хочется видеть хоть кого-нибудь, кто бы занялся этой проблемой.