«Разрабатывать позиционирование нужно всегда с учетом реальных или будущих конкурентов»

«Разрабатывать позиционирование нужно всегда с учетом реальных или будущих конкурентов»
Автор фото: Hermes Rivera. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Чем отличается позиционирование компании и товара? Почему они требуют разных подходов, и каких?

Бизнес-аналитик Павел Чистяков

— Позиционирование всегда требуется как для фирмы, так и товаров. При разработке позиционирования товара и фирмы, кроме сроков, на которые оно рассчитано, нужно учитывать и другие факторы. Сроки — это первое отличие. Позиционирование компании разрабатывается всегда на длительный срок, в идеале — на все время ее существования. «Золотая триада», про которую я писал ранее, в основном применима к разработке позиционирования фирмы, а для товара лучше говорить только о цене и качестве. Это второе отличие.

Конкуренция по цене — это всегда самая проигрышная стратегия, так как может появиться игрок, способный или готовый предложить более низкую цену на рынке. В результате компания, чтобы соответствовать своему позиционированию, основанному на цене, будет вынуждена снижать цены и рентабельность бизнеса. Рано или поздно с вами не захотят работать поставщики, так как их не устроят ваши условия поставки, или ваша деятельность станет малорентабельной или даже вовсе убыточной.  

Качество товара — это широкое, но размытое для потребителя понятие, и при разработке позиционирования его надо конкретизировать. Можно применить позиционирование и к группе товаров, выпускаемых под одной торговой маркой и имеющих общие свойства. В случае, если вы предоставляете услугу, то подход остается тот же самый. Для примера возьмем товар (сыр) и услугу (прокат электроинструмента).

Сыр в глазах потребителя может быть натуральным, доступным, уникальным, ароматным. Может различаться по вкусу, составу, качеству и происхождению, а также используемой для его производства технологии. Отличаться сыр может в том числе упаковкой и фасовкой. Как мы видим, вариантов для разработки позиционирования — много, и надо выбрать что-то реально востребованное потребителем и то, что вы делаете лучше конкурентов. Так же, как и в случае позиционирования фирмы вы можете выбрать два свойства, на которых и построите позиционирование товара.

Прокат электроинструмента также может характеризоваться широким набором свойств и характеристик. Например, количество видов предоставляемого в прокат электроинструмента, минимальный и максимальный сроки аренды, условия аренды, качество электроинструмента и его состояние, наличие инструктажа по использованию, рабочие характеристики электроинструмента и др. Вариантов тоже множество, и надо выбрать два, наиболее удачных и подходящих.

Позиционирование компании, в отличие от товара, не должно быть узконаправленным и должно подходить ко всем выпускаемым вами товарам или предоставляемым услугам. Это третье отличие. Оно может, с одной стороны, характеризовать качество выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, а с другой — вашу уникальность по предоставляемому сервису для клиентов.

Позиционирование товара, в отличие от позиционирования фирмы, всегда привязано к самому товару и его отличиям от конкурентов. В качестве примера удачного товарного позиционирования можно привести автомобили, выпускаемые компанией General Motors в 1930-1950 г. Концепция позиционирования, предложенная руководителем компании Слоуном, успешно работала и превратилась в 1940–1950-е г. в неотъемлемый компонент американской культуры. Прогуливаясь по пригородному району крупного американского города, можно было безошибочно определить по автомобилям, стоявшим перед домами, кто в них живет: люди попроще обычно ездили на Chevrolet, мастера по техническому обслуживанию — на Pontiac, управляющий среднего звена — на Buick, а СЕО — на Cadillac. В результате компания стала крупнейшим производителем в мире.

Это хороший пример, того, как в рамках одной компании можно создать несколько торговых марок, которые различаются позиционированием и не конкурируют между собой. Со временем компания отказалась от этой концепции, и автомобили начали конкурировать между собой, временами не имея сильных и важных для потребителя отличий. Произошло размытие позиционирования, и как результат — в 2009 г. компания подала на банкротство. Как мы видим, компания на определенном этапе смогла создать концепты автомобилей, максимально удовлетворяющие свою целевую группу, что позволило нарастить объемы производства и стать лидером рынка. При этом сама компания могла себя позиционировать именно как крупнейший производитель и лидер рынка.

Предположим, вы создаете новый товар или хотите предложить новую услугу, которых нет на рынке. Как в этом случае нужно разрабатывать свое позиционирование? Начинать с определения вашей целевой группы. Так как данная услуга или товар — новые и могут содержать элемент новизны и уникальности, то многие в позиционировании начинают указывать, в чем именно заключается уникальность. Но если ваш товар или услуга будут успешными на рынке, то через какое-то время появятся конкуренты, которые скопируют идею, и в конечном итоге все равно появится конкуренция, и ваша уникальность пропадет.

Вы можете декларировать только, то, что первыми предложили идею или товар на рынке. Поэтому разрабатывать позиционирование нужно всегда с учетом действующих или будущих конкурентов. При этом копировать чужую идею может и ваша компания. Все успешные товары (прежде всего продовольственные) другие производители пытаются копировать.

Только копирование может быть разным:

1) Китайский вариант. Делают практически то же самое, но значительно дешевле. На рынке всегда есть покупатель, который хочет то же самое, что покупают все, что популярно, но дешевле.

2) Увидеть в успехе конкурента идею, концепцию и усовершенствовать ее, развить или сделать образец, превосходящий по потребительским качествам оригинал. Если кто-то изобрел автомобиль, это не значит, что больше никто не должен создавать нечто подобное на четырех колесах. Надо просто сделать это лучше.

В итоге надо всегда помнить, что позиционирование товара и компании — это разное позиционирование. Позиционирование товара позволяет показать ваши отличия от другого аналогичного товара, а позиционирование компании показывает отличия от компаний конкурентов на рынке.

Самое читаемое
  • Пост гендиректора УГМК вновь занял Андрей КозицынПост гендиректора УГМК вновь занял Андрей Козицын
  • Ритейлер «Лента» меняет название и логотипРитейлер «Лента» меняет название и логотип
  • В уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернетаВ уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернета
  • Под Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфуПод Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфу
  • Трамп вернул ядерное оружие США в Британию и забрал у Путина 50 дней на достижение мираТрамп вернул ядерное оружие США в Британию и забрал у Путина 50 дней на достижение мира
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.