«Прогрессивная шкала НДФЛ — переживем». А что с налоговым новшеством для УСН?
Одно из важнейших изменений, которое бизнес ожидает в ближайшее время — это так называемая «донастройка» налоговой системы.
Генеральный директор ООО «СИБИРСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-АУДИТ» Анна Левенсон
— Законопроект, который предполагает изменения в регулировании практически всех основных налогов и налоговых режимов в России, находится на рассмотрении в Госдуме. Общее увеличение налоговых поступлений ожидается в размере 2,6 трлн руб. в 2025 г.
И конечно, как принято в нашей бизнес-среде, эти изменения критикуются. Говорят о «фактической отмене» упрощенного режима налогообложения, о «смерти для малого бизнеса». При этом законопроект поддержали ведущие бизнес-объединения. Так что бизнес де-факто — «за».
У запланированных налоговых изменений, как и у любых других, есть свои плюсы и минусы. Один большой и важный минус — это очевидное увеличение налоговой нагрузки как для бизнеса, так и для граждан. Государство нам сообщает об одном наиважнейшем плюсе — это переход к более справедливому налогообложению, что в целом не является лозунгом. Хотя, если заглянуть глубже, как бы ни распределялась налоговая нагрузка, заработная плата всегда определяется в размере «на руки». Сотрудника не очень интересует налоговая нагрузка, так как это прерогатива работодателя. А вот влияние налогов на розничную цену, то есть удорожание товаров, абсолютно точно распределится справедливо, пропорционально тратам.
Итак, прогрессивная шкала НДФЛ — нестрашно, переживем.
Идем дальше. Упрощенная система налогообложения — налоговая колыбель для микро- и малого бизнеса. Льгота действительно колоссальная, упрощенцы могут иметь налоговую нагрузку ниже в пять-шесть раз, чем при применении общей системы налогообложения. И многократно меньшие расходы и риски при администрировании бухгалтерского и налогового учета.
Законопроект предполагает, что НДС теперь становится стандартным налогом для применяющих УСН. Но предлагается интересная шкала роста НДС, а также наличие/отсутствие возможности применять вычеты. Я бы назвала это разными «режимами» уплаты НДС — режим с правом на вычет (обычный), и режим без права на вычет (упрощенный). Компании с выручкой до 60 млн руб. этими изменениями могут быть не затронуты, то есть могут НДС не платить.
Откуда такое смелое решение законотворцев остановиться на пороге в 60 млн руб.? Логика законодателя такова: более 80% лиц, применяющих УСН, имеют выручку ниже 60 млн руб. И в этой ситуации маленьких вроде бы почти не обидят. Но это все-таки лукавство, так как большинство из этих 80% — это даже не микро-, а нанобизнесы из одного-двух лиц. 20% предприятий с выручкой более 60 млн руб. — это те, кто обеспечивает рабочие места и действительно вносит вклад в экономику. Вспомнив правило 80/20, предположу, что эти 20% больших упрощенцев генерируют не менее 80% всей выручки на упрощенной системе в стране. Так что донастройка совсем не косметическая, а очень ощутимая. В финансово-экономическом обосновании законопроекта только это изменение за три года должно дать дополнительные поступления в бюджет более 1 трлн руб.
Как упрощенцам готовиться к новым правилам налогообложения?
- Для тех, кто должен начать платить НДС при применении УСН и является производственными и торговыми организациями, в текущем году потребуется детальный налоговый анализ закупа и реализации. И выбор применяемого режима НДС будет сделан на основании экономических расчетов налогового планирования.
- Для бизнес-структур, в которых присутствуют компании на УСН, очевиден обычный режим НДС для внутренних операций. Налоговых потерь нет. Но не для всех. Если речь идет о компаниях, применяющих налоговые льготы по НДС (медицина, общепит, ИТ компании и т.д.), то для них внутригрупповой упрощенец с большой вероятностью становится внутренним пожирателем налогов, так как НДС станет для таких структур дополнительной налоговой нагрузкой.
- Увеличение порога для применения УСН никакого вреда в себе не несет. И очевидно, для ряда бизнес-структур можно поискать и пользу. Тем, кто готовился вырасти из УСН, можно пересмотреть свои планы.
- Для тех, кто имеет планы по проведению некоторых видов сделок, связанных с продажей долей, акций, выходу из ООО, прочим аналогичным действиям, нужно обратить внимание на то, что налогообложение в отношении таких сделок также может измениться существенно. В частности, очень приятная льгота по НДФЛ при владении долями и акциями более 5 лет будет иметь лимит, в законопроекте сейчас это 50 млн руб. Так что нужно поторопиться.
- Очевидную пользу от изменений в УСН можно увидеть через призму конкуренции по цене. Введение НДС во многих видах деятельности устраняет преимущество в ценообразовании, когда при определенных обстоятельствах применение УСН давало возможность предложить более низкую цену только за счет налогового режима. Эта ситуация вынуждает бизнес заходить в рисковые способы дробления либо терять какие-то ниши на рынке. Общее поле ценообразования, где нет возможности использовать налоговый режим как конкурентное преимущество — шаг к добросовестной конкуренции.
Изменения в общей системе налогообложения еще более глубокие и сложные, чем для малого бизнеса. На фоне повышения ставки налога на прибыль законопроект предлагает разные механизмы ускорения в применении налоговых вычетов, связанные с инвестиционной активностью. Инвестиционный налоговый вычет — очень серьезная налоговая преференция, которая уже опробована на региональном уровне. Бюджетные поступления оказались к ней крайне чувствительны, и, возможно, не всегда прогнозируемы. Видимо, поэтому дискуссии вокруг этих норм уже начались в Государственной думе.
Несмотря на сложность механизмов, дающих возможность более эффективно формировать налоговую базу по налогу на прибыль, в предлагаемых законодателем условиях нужно использовать эти механизмы, максимально проявляя профессионализм и творчество. Обращаем внимание на такие возможности в отношении НИОКР, высокотехнологичного оборудования.
Есть в законопроекте один крайне тяжелый элемент, который сложно оценить и прокомментировать. Речь идет об амнистии для тех, кто применял дробление. И основной вопрос даже не в том, как будет работать механизм, а в квалификации факта дробления. В предыдущие годы дробление хоть и наработало некую судебную практику, но основная практика сформировалась в режиме добровольно-принудительных представлений налоговых деклараций. И вот теперь налогоплательщикам предложено самим решить, есть ли у них дробление, ликвидировать это обстоятельство и перейти на общий режим налогообложения с 2025 г. Некая сложная конструкция последствий явки либо неявки с повинной, предполагающая в случае явки амнистию 2022-24 гг., логически увязанная с налоговыми проверками. Сделаю прогноз, что воспользуются амнистией не сотни и даже не десятки бизнесов — такой у нас менталитет, не верим мы власти. Но обдумать и сформулировать пользу и вред этой возможности все-таки нужно. Особенно, если этот сценарий хорошо согласуется с планами развития бизнеса, пересмотром его структуры, применением какой-либо льготы.