Не с вешалки, а с менеджмента: с чего сегодня начинаются театры Новосибирска

Не с вешалки, а с менеджмента: с чего сегодня начинаются театры Новосибирска
Иллюстрация: Предоставлено спикером

Одним из маркеров состояния экономики России 2020-х стал кадровый дефицит. Причем больше всего трудностей — с «синими воротничками». А часто ли молодежь стремится в культурную элиту?

«Деловой квартал» поговорил с проректором по молодежной политике и воспитательной деятельности Новосибирского государственного театрального института Григорием Милогуловым о том, задела ли сферу искусства проблема кадрового голода, почему директора и управленцы важны театру так же, как и артисты сцены, и что необходимо сделать для дальнейшего процветания Новосибирска культурного.  

С момента вашего назначения на должность проректора театрального института прошло примерно 1,5 года. Как вы думаете, удавалось ли вам больше в качестве чиновника или все же проректора?

— У чиновника и проректора совершенно разный характер работы, поэтому сравнивать их я бы не стал. Заместитель руководителя органа власти координирует целую отрасль — в моей зоне ответственности находились все профессиональные учреждения культуры, в том числе и театральный институт. Однако масштаб не всегда синоним личной продуктивности. Когда я работал в министерстве культуры, случилось несколько знаковых событий, как и для самого Новосибирска, так и для России в целом. Например, на тот период пришелся запуск «Пушкинской карты». В результате Новосибирская область стала лидером реализации программы, что не удивительно, так как мы живем в городе с богатой театральной и музыкальной традицией.

Если говорить о работе в Новосибирском государственном театральном институте, то здесь с медийной точки зрения задача, возможно, не такая большая, но все же значимая. Театральный институт — визитная карточка сферы культуры и искусства в Новосибирской области по той причине, что именно театральных вузов по всей стране не так уж и много, и далеко не каждый регион, например, со столицей городом-миллионником, может похвастаться таким козырем. Сегодня мы готовим кадры не только для области, но и для всей страны. Пусть в институте и не такая серьезная конкуренция за место, как в московских и питерских вузах, однако к нам приезжают ребята изо всех уголков Сибири и Дальнего Востока. Почему это важно? Основным ресурсом в стратегии развития Новосибирской области до 2030 года стал именно человеческий капитал. Конечно, были периоды, когда на первый план выходила промышленность, прежде всего в непростое время для страны. Но я хочу напомнить, что и творческая часть получила в такие моменты мощный импульс, и сегодня институт сформировал надежную подушку кадров, без которой Новосибирск не был бы таким театральным центром.

Какой вклад в сохранение культурного наследия может внести проректор?

— Театральный институт отличается от других не только своей компактностью, но и спецификой. На базе вуза существует учебный театр, но учебный не значит плохой или какой-то «полуфабрикат». Здесь наши ребята параллельно с теоретическими знаниями приобретают и практические — практически ежедневно на одной из трех сцен разыгрываются спектакли, на которые продаются билеты. И эти постановки зачастую ничем не хуже тех, что ставятся в других значимых учреждениях Новосибирска. Единственное отличие — молодые лица на сцене. А это значит, что мы выполняем нашу главную миссию — подготовку больших профессионалов, которые в дальнейшем становятся частью театральных трупп как в нашем регионе, так и за его пределами.

В список моих задач как раз и входит его развитие, а именно — чтобы в зале всегда был зритель. Новосибирск — это театральный город с большой конкуренцией. И здесь мы выдвигаем два аргумента: качество и молодая энергия. Однако мы не гонимся за прибылью, для нас главное — дать практику студентам, чтобы посетители видели эти талантливые восходящие звезды, а также приобщались к искусству.

Почему все же выбрали именно театральное направление?

— Я привык ответственно относиться к своему выбору в жизни. У меня нет профильного творческого образования, однако так получилось, что театр стал областью моих интересов. До работы в министерстве культуры долго трудился в этой сфере, в том числе выстраивал партнерские отношения с театрами нашего города. Поэтому для меня это направление было понятным и близким. Обладая неким багажом знаний, накопленным при работе в органах власти, понял, что мой опыт координации и систематизации процесса — внушительный. А далее появилась вакансия в театральном вузе, потребность в таком специалисте, который бы занимался воспитательной частью, отвечая на все необходимые требования времени.  

Заблуждение — если ты образованный человек, то ты можешь работать в любой сфере культуры. Например, в художественном музее вы должны разбираться в изобразительном искусстве, в краеведческом — окунуться в базу научных исследований. Это профессионалы своего дела. Поэтому с высоты собственного опыта я считаю, что нужно очень трепетно и щепетильно относиться к выбору профессии, особенно в сфере культуры. То есть не просто получать от работы эстетическое удовольствие (что есть нормальное эгоистическое желание), но и пользу приносить. Спустя 1,5 года моей «службы» понял, что не ошибся — именно здесь мои навыки и умения как нельзя кстати.

Двигатель прогресса — люди, а сегодня их не хватает. Проблема кадрового голода затронула искусство? В чем это проявляется?

— Отмечу, что ставка проректора по молодежной политике и воспитательной деятельности в вузе до меня уже существовала. Поскольку наш театральный институт — компактное учреждение, то и управленческая команда небольшая, а люди в ней одновременно занимаются сразу несколькими направлениями, например, и преподают, и выполняют административные функции. С учетом текущего контекста было принято решение объединить приоритетное направление молодежной политики с творческой составляющей, которая в нашем вузе вносит значимый вклад в воспитательную работу со студентами.

Основываясь на опыте управления в разных секторах экономики, могу точно сказать: людей не хватает везде. Однако в нашем вузе по этому поводу мы не испытываем особой тревоги. Да, у нас очень компактная команда, и да, мы бы хотели ее развития, но сегодня практика доказала, что мы можем справляться и достигать большего результата и в таких ограниченных условиях.

Сфера культуры и образования не живет отдельно от экономики. Сейчас есть потребность в людях по разным направлениям. Может быть, в сфере культуры это менее выражено, потому что у нас довольно специфическая отрасль. Как правило, профессиональный актер, прошедший долгое и изнурительное обучение, не согласится поменять профессию, он останется ей верен. Студент в театральном институте не перестает учиться в 15:00 или 16:00 как в обычном вузе: до обеда он погружен в блок теоретических дисциплин, а дальше начинается актерское мастерство, художественное слово, сценическое движение, основы грима. Вечером он продолжает работу над индивидуальными этюдами или репетирует спектакли с другими студентами. Такая интенсивная подготовка требует огромного запаса сил и желания. Поэтому процент трудоустройства по профилю очень высокий. Некоторые наши ребята устраиваются на работу не только в Новосибирские театры, но и получают несколько предложений по России.

Наличие в коллективе хорошего театрального менеджера (директора, заместителя директора по организации зрителя, специалиста по фандрайзингу, специалиста по маркетингу) — решение управленческих проблем любого театра. Взращивает ли ваш институт таких специалистов?

— Помимо актеров драматического театра и кино, театра кукол, режиссеров драмы и артистов музыкального театра, в этом году впервые набираем курс продюсеров исполнительских искусств. Это новое для нас направление, которое мы решили открыть, так как нехватка таких специалистов на российском рынке труда очевидна всем. Дефицит управленческих кадров возникает в том числе и по причине смены поколений: людей, которые могут создать или развивать театр, не так много, и как правило, они взращиваются руководителями уже внутри самого учреждения. На освоение профессии уходят годы, потому что быть директором театра — совмещать в себе и творца, и организатора. Идеально, если управленец в области культуры и искусства имеет двойное образование, хорошо осведомлен о художественном продукте. Специалист может прийти на должность в силу обстоятельств, но он будет вынужден получить даже те знания, которые никак не связаны с творческим процессом, например, о законодательстве в сфере авторского права. Также руководитель должен понимать, чего хочет публика, чтобы обеспечить жизнь самому учреждению. Поэтому здесь нужно быть и маркетологом, и финансистом, и мастером трудных переговоров.

В этом году мы набираем поток в первый раз. Снабдим людей всеми дополнительными знаниями, которыми должен обладать любой управленец творческого процесса. Это уникальная история, потому что заведений, где готовят таких специалистов, в России единицы. 

Я не имею творческого образования, однако приобрел базовые знания на практике, будучи директором культурного центра. Если бы мне предложили получить все профессиональные компетенции сразу в одном месте, на старте карьеры, не тратя на это 10-15 лет, то, не раздумывая, бы согласился и приобрел навыки в учебном процессе, а не методом проб и ошибок.

Нужна ли вам помощь со стороны? Какая именно?

—По большому счету, дело даже не в помощи со стороны, хотя как любое учреждение мы ищем дополнительные ресурсы развития, в том числе финансовые. Придя работать сюда, я столкнулся с тем, что еще не все жители нашего города и области (даже если они вполне образованные и культурные люди) знают о существовании Новосибирского государственного театрального института. И одна из моих главных задач — рассказать, какой у нас замечательный вуз. Это нужно для того, чтобы ребята не уезжали за семь верст киселя хлебать, например, в столицу, где конкурс — 100 человек на одно место. Массы людей устремляются за мечтой в Москву и Питер, а ведь получить качественное образование можно и в Новосибирске — с нашим дипломом открываются двери в любой театр России, если ты действительно талантливый человек.

Новосибирск — самый принимающий по внутренней миграции город западной Сибири. Мы собираем людей всех близлежащих регионов, однако для некоторых обучение в институте — это промежуточный этап в эстафете жизни. Они получают жизненный опыт, а после пытают счастье в столице. И вот наша задача — продолжать принимать, обучать ребят и устраивать их на работу в Новосибирске. Этот этап красной нитью проходит через цели, которые ставит губернатор перед органами власти, и тот же посыл чувствуем мы — жители области. Мы все должны преследовать одну большую цель — закрепление талантливых людей, поддержку приоритетных направлений и повышение конкурентоспособности области. Сегодня в новосибирской сфере культуры для этого есть все возможности — выстроена прозрачная и понятная траектория: сначала дети попадают в дополнительное творческое образование, затем в профессиональные колледжи и училища, сразу после — в высшие учебные заведения. Эта «бесшовность», когда ребенка бережно ведут к получению профессии и не дают подумать о том, что в другом месте ему будет лучше, позволяет выстроить гармоничную структуру и снизить процент кадрового голода в регионе.

Нам бы очень хотелось, чтобы люди имели активную жизненную позицию: еще больше посещали бы театры, интересовались культурой в целом. И если родители будут видеть, что профессиональная творческая траектория ребенка понятна и прогнозируема, то станет гораздо спокойнее не только им, но и всем нам — профессионалам отрасли — за ее кадровую обеспеченность.

Елизавета Михайлова

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.