Значение свидетельских показаний в налоговых спорах. Ответы юриста на важные вопросы
Кого могут вызвать в качестве свидетеля и зачем? Идти или не идти? Как свидетельские показания оцениваются судами? Что делать с «негативными показаниями»?
Юрист, налоговый консультант Адвокатского Бюро «Гребнева и партнеры» Алена Кирьянова
— Цифровая трансформация экономики не обошла налоговую систему, которая стремительно меняется каждый год. В распоряжении инспекций — множество информационных систем, обеспечивающих учет, обработку и анализ отчислений как плательщиков, так и их контрагентов.
При всем многообразии технических ресурсов допрос свидетелей остается одним из самых распространенных инструментов доказывания факта налогового правонарушения. Сегодня практически ни одна налоговая проверка не проходит без вызовов на допросы.
Рассмотрим следующие вопросы: Кого могут вызвать в качестве свидетеля и зачем? Идти или не идти? Как свидетельские показания оцениваются судами? Что делать с «негативными показаниями»?
Кого могут вызвать в качестве свидетеля и зачем?
На допрос в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Инспекции вызывают свидетелей на допросы не только в рамках выездных и камеральных налоговых проверок, но и на стадии предпроверочного анализа.
Привлекательность такого вида доказательств для налоговых органов объясняется простотой получения свидетельских показаний и тем, что их практически невозможно опровергнуть.
Ранняя судебная практика показывает, что преимущественно на допросы вызывались лица из руководящего состава (соучредители, директора), главные бухгалтеры или бывшие сотрудники.
Актуальные тенденции сводятся к тому, что повестку, наряду с вышеуказанными, могут получить рядовые сотрудники, руководители контрагентов, а также их работники. Конкретный список потенциальных свидетелей определяется целями инспекции. Например, если налоговый орган проверяет реальность оказанных транспортных услуг, на допрос вызовут водителя организации-заказчика, руководителя контрагента, а также его сотрудников. Иначе говоря, повестки получат те лица, чьи показания могут подтвердить или опровергнуть предположения проверяющих лиц.
Для наглядности приведу отдельные примеры из судебной практики.
Суд встал на сторону налогового органа, обосновав это тем, что налогоплательщик не доказал реальность поставки товаров, сделка не могла быть исполнена заявленным контрагентом, так как руководитель поставщика заявил о непричастности к деятельности организации (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.06.2023 № Ф06-2901/2023 по делу № А65-24254/2022).
Менеджер по работе с клиентами дал показания о том, что проверяемые организации представляют собой единую группу компаний, так как ото всех выступает в качестве представителя один и тот же человек, услуги по регистрации обществ заказывались практически одновременно. В результате компанию признали виновной в создании схемы «дробление бизнеса» (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2024 № 09АП-36381/2024 по делу № А40-182147/2023).
Идти или не идти?
Идти или не идти на допрос в инспекцию — это вопрос конкретных обстоятельств. Цена неявки — 1 000 руб. Вместе с тем, последние тенденции судебной практики показывают, что «отказные» показания и неявка могут быть истолкованы против проверяемого налогоплательщика.
Из содержания повестки можно понять цель вызова и определить, какие вопросы будут заданы. Если цель непонятна, свидетель имеет право связаться с исполнителем и уточнить. Время и дату посещения можно перенести по уважительным причинам.
Важно помнить, что залог успешного прохождения допроса кроется в подготовке к нему. Более того, если во время допроса свидетель не смог вспомнить интересующую инспектора информацию, он ничем не ограничен в том, чтобы представить письменные объяснения и подтверждающие документы позже. Также обращаю внимание на то, что не стоит подписывать протокол допроса, не ознакомившись с ним. Факт неточного или некорректного отражения ваших показаний можно отразить в возражениях на протокол допроса, если инспектор откажется вносить изменения в его проект.
Как свидетельские показания оцениваются судами?
До недавних пор в правоприменительной практике действовал единый подход: свидетельские показания могут быть использованы как источник сведений об обстоятельствах, имеющих значение при проведении налогового контроля, но только наряду с другими доказательствами, например, наравне с первичными документами и регистрами бухгалтерского учета, сведениями из выписок по расчетному счету.
Этим летом Верховный суд РФ вынес судебный акт, которым признал право налоговых органов рассчитывать сумму скрытого дохода предпринимателя на основе свидетельских показаний (Определение Верховного суда РФ от 07.06.2024 г. по делу № А76-5542/2022). В основу выводов высшей судебной инстанции были положены факты отсутствия возможности учета доходов иным способом, например, на основе документов.
Безусловно, указанный судебный акт был вынесен в рамках конкретного спора, и его содержание лишь косвенно свидетельствует о возможных изменениях в сложившейся правоприменительной практике. Однако бизнес должен принять во внимание повышение значимости свидетельских показаний в налоговых спорах, так как практика показывает, что они могут перевесить чашу весов в пользу налогового органа при отсутствии иных доказательств.
Что делать с «негативными» показаниями?
Прежде всего необходимо проверить протокол допроса на соответствие формальным основаниям: наличие необходимых реквизитов, соблюдение процедуры вызова и проведения допроса, отсутствие противоречий между показаниями свидетеля и иными доказательствами.
Если процедурных нарушений выявлено не было, существует несколько способов опровержения свидетельских показаний: 1) повторный допрос в инспекции; 2) адвокатский или нотариальный допрос; 3) нотариальное заверение показаний; 4) вызов на допрос в суд.