Аркадий Головин, ООО «ГЛОС»: «Если нет конструктивного конфликта, компания не развивается»

Аркадий Головин, ООО «ГЛОС»: «Если нет конструктивного конфликта, компания не развивается»
Иллюстрация: ООО ГЛОС-ТРЕСТ

Информационная безопасность компании — задача нетривиальная. Какие подходы созданы для ее решения, и возможно ли отдавать кибербезопасность на аутсорсинг?

Знакомство генерального директора ООО «ГЛОС» Аркадия Головина с IT случилось в семь лет, когда отец взял его на работу и показал компьютер, занимающий больше половины кабинета. По словам Аркадия, его зацепил двадцатиминутный ритуал включения этой «махины». Физмат-класс в школе, поступление в Томский государственный университет на факультет информатики, затем — работа в разных сферах внутри информационных технологий.

Карьеру как наемный сотрудник Аркадий Головин завершил в должности ИТ-директора международного холдинга, а в декабре 2007 г. открыл собственную компанию. История «ГЛОС» продолжается до сих пор. Сегодня это проверенный, прокачанный коллектив, насчитывающий 25 человек. География проектов уже давно вышла за пределы Новосибирска и страны. «Деловой квартал» поговорил с собственником «ГЛОС» о том, что такое комфортные IT, почему конфликт между айтишниками и специалистами по информационной безопасности — это хорошо, а утечка информации — нестрашно. 

Чем вы можете быть полезны вашему клиенту?

— Первое наше базовое направление — IT-аутсорсинг. «ГЛОС» выполняет функцию IT-отдела для заказчиков, у которых есть незакрытые задачи по ИТ. В этом направлении мы входим в пятерку лидеров по Новосибирску. Еще одно направление — разработка программного обеспечения, в том числе проекты на Битрикс и ПО под задачи заказчика. Есть несколько долгоиграющих проектов, в рамках которых мы автоматизировали 80-90% бизнес-процессов крупных компаний. Самое молодое направление, но уже показывающее результаты, — информационная безопасность. И последнее, я бы сказал, особенное — проекты по IT-аудиту и IT-консалтингу.

Все чаще в СМИ появляются новости об очередном взломе, утечке, успешных компьютерных атаках. Как информационная безопасность переплетается с IT-аутсорсингом? Насколько эти понятия можно объединить?

— Информационная безопасность — трендовое направление, и, как я часто замечаю, оно тесно связано с работой IT-отдела. Также очень часто бывает, что сотрудник IT-отдела является и специалистом по информационной безопасности. На мой взгляд, это не совсем правильная история, потому что айтишники, системные администраторы запускают системы и отвечают за их функционирование, а безопасники обеспечивают сохранность и защиту корпоративных данных, помогают избежать утечки информации, отслеживают злоупотребления сотрудников в части доступа к информации. Идеальная, с точки зрения специалиста по информационной безопасности, система — та, которая отключена: в ней никто не работает, и унести или испортить данные не может. Таким образом, мы приходим к определенному конфликту между айтишниками и безопасниками. И на самом деле, если нет хорошего конструктивного конфликта, то компания не развивается. Бывают системы, в которых много чего понастроено, они классные для пользователей, но дырявые с точки зрения информационной безопасности. Или, наоборот, в них так сильно закручены гайки, что пользователям становится очень сложно работать, и это сказывается на эффективности. Поэтому здесь нужен определенный конструктивный конфликт, а потом — слаженное взаимодействие между двумя этими службами. Есть очень много хороших практик, которыми мы владеем и внедряем в проекты. На мой взгляд, такие истории получаются наиболее интересными, чем просто заниматься IT-аутсорсингом.

Расскажите подробнее о подобных проектах. Как удалось справиться с задачей?

— Были истории, в которых я выступал сначала в роли IT-аудитора, затем по результатам моей работы запускалось несколько проектов, в том числе по выстраиванию эффективного взаимодействия двух указанных направлений. В этих проектах определялись и формализовывались ключевые задачи и для айтишников, и для безопасников. Местами они были противоречивыми, поэтому, конечно же, пришлось регламентировать работу тех и других специалистов. Внедрение таких проектов занимает много времени, потому что должны быть перестроены не только системы, что в принципе сделать не очень сложно, а процессы и люди. В результате изменений появляется прозрачность этих двух направлений. Необходимая информация с определенным объемом и уровнем прозрачности предоставляется генеральному директору или совету директоров, а у тех появляется возможность принимать какие-либо решения именно с точки зрения стратегии компании. То есть мы помогаем уходить от вопросов, которые очень часто вредят бизнесу. Здесь есть момент взаимного контроля, но в результате каждый специалист занимается собственным делом, а система сама себя балансирует, от этого всем становится комфортно. Для топ-менеджмента и руководства компании главное — чтобы был результат, и он есть.

Комфортные IT для офиса, какие они? Что включить в это понятие? Как оценить эту самую комфортность?

— Комфортность IT в связке с информационной безопасностью сильно зависит от уровня зрелости компании в каждом из направлений. И осознание комфортности для каждой компании — свое. Например, есть компании, которые формулируют задания для айтишников так: «Мы хотим, чтобы все работало». Это часто встречающаяся формулировка. С ней работать весьма сложно. Мы помогаем сформулировать критерии «хорошего результата», потому что, если их не будет, ресурсы будут тратиться впустую и результат будет не тот, который ожидается. Поэтому изначальная формулировка запроса постепенно преобразуется в документ, который называется SLA. Приведу самый базовый пример, с ним сталкивается почти каждая первая компания, — скорость регистрации пользователя. Зачастую сотрудник, которого только приняли в штат, не может работать в информационной системе предприятия, потому что ему не предоставили доступ или не подготовили должным образом его рабочее место. То есть первый рабочий день (хорошо, если один) становится бесполезным. А бизнесу комфортно, например, чтобы это происходило за час. Весь список функций, которые предоставляет IT-отдел, может быть оцифрован, превратиться в правила — это и отражается в SLA. И это как раз говорит о комфортности работы. То есть для бизнеса IT — всегда инструмент для решения задач и достижения целей.

Далее за фразой «Мы хотим, чтобы у нас все работало» следует вопрос, какие действия предпринять, чтобы работалось проще, и это уже второй уровень комфортности. Здесь как раз речь идет об оптимизации и автоматизации с помощью IT-инструментов и поиске каких-то решений. Зачастую бывает так, что айтишники занимают пассивную позицию — ждут, когда им поставят задачу. В подавляющем большинстве бизнес не в силах сделать это четко. Как раз тут должно возникать встречное движение со стороны IT — айтишники должны предлагать варианты. Они смотрят на систему, находят в ней неэффективные звенья, предлагают варианты изменений. А безопасность все это время стоит рядом, следит, чтобы все данные сохранились, не пропали, отслеживает неправомерное использование корпоративной информации. Каждая компания принимает для себя решение, что такое безопасность для нее, и это тоже должно быть формализованно. Если формализация отсутствует, то непонятно, от чего защищаться. Сейчас системы стали слишком сложными. Обязательно есть опасные места, и компания должна отдавать себе отчет, что какие-то потери или утечки данных весьма вероятны. Здесь бизнесу лучше отталкиваться от недопустимых событий, чем от «защититься от всего». Например, в случае, если какие-то данные утекут в сеть — в какой степени пострадает бизнес? А если систему уничтожит злоумышленник, и восстановить ее будет невозможно? Какой из этих сценариев для компании реально недопустим? Какую задачу стоит решать сначала? Дальше специалисты по ИТ и ИБ выстраивают работу именно от этой задачи. Бизнес не может допустить остановки процессов, а то, что данные утекут и станут известны конкурентам, не так страшно, как разрушение системы без возможности ее восстановления.

Развитие IT-подсистемы любой компании подчиняется определенной логике. Последовательное движение по ней обеспечивает не только безопасность, но и комфорт работы, и развитие бизнеса.

Реклама erid: LjN8K3i3R ООО ГЛОС-ТРЕСТ ИНН: 5406421104

Самое читаемое
  • «Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона«Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона
  • «Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева«Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева
  • ВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти летВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти лет
  • «Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.«Бизнес все чаще думает: а нужно ли расти и масштабироваться?». Налоговые тренды — 2025 г.
  • В 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендовВ 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.