Донаты бизнесу: эксперт рассказал о новом инструменте и юридических нюансах
Как бизнесу создать регулярный поток донатов и какие законодательные аспекты нужно знать?
Основатель платформы донатов Аппора Илья Панов
— Цифровая поддержка — это настоящий тренд, который становится новой нормой. Если раньше на рынке донатов базировались точечные фонды сбора целевых средств и стриминговые сервисы, сейчас мы на гребне волны оживления. Крупные игроки уже считали тренд: ВКонтакте подключил фонды помощи, а Яндекс Музыка добавила кнопку для поддержки исполнителей. Аппора претендует на особое место в этой нише — это опора для бизнеса и независимых авторов.
Проекты все чаще получают финансирование через digital-платформы, и это неслучайно. По данным Statista, объем безвозмедных транзакций будет расти в среднем на 1,43% ежегодно, с 2024 по 2028 гг., и к 2028 г. достигнет внушительных 1,27 млрд долларов. Онлайн-поддержка скоро станет такой же рутиной, как скроллинг ленты или онлайн-шопинг.
Рынок явно смещается в сторону микротранзакций. Современный потребитель предпочитает частые небольшие платежи крупным единовременным вложениям. Пользователь больше не хочет разбираться в лонгридах с условиями — во всем тренд на упрощение. Это своего рода «финансовый фастфуд» — быстро, доступно и без долгосрочных обязательств.
Геополитическая ситуация создала благоприятную почву для развития российских платформ. Растет спрос на локальные решения, которые учитывают специфику отечественного рынка и законодательства. В атмосфере витает желание поддержать и развивать российские инициативы — аудитория как никогда готова вкладываться и поощрять интересные проекты.
Разберемся в том, что происходит в реалиях российского ландшафта, и как бизнесу эффективно использовать донаты как инструмент.
Сегодня недостаточно представить проект, постить обезличенный контент и даже делать качественный продукт. Необходимо строить вокруг себя среду, где бизнес может взаимодействовать с аудиторией на более глубоком уровне.
67% людей не поддерживают проекты, потому что не уверены, на что идут их деньги.
Эффективно работает стратегия транслировать аудитории, что именно их перевод помог реализовать конкретные идеи. Пользователь теперь не только насмотренный, но и активный — он хочет влиять на то, что делает проект. Важно считывать, что донаты для пользователей — это способ дать ощутимую обратную связь, оставить свой след и поддержать в том, что откликается.
Важно показывать ценности. Конечно, для начала их нужно правильно нащупать и сформулировать, но это отдельная тема.
В рамках донатов — стратегия собирать на глубокие, близкие ЦА инициативы. В идеале — хорошо понимать свою аудиторию и собирать на то, что откликается.
Аудитория с большей охотой поддержит задачи, которые четко стоят перед проектом. Не стоит говорить про абстрактные и едва ли реализуемые идеи, важно показать актуальность — донаты здесь и сейчас уже способны влиять и полезны.
Например, можно рассказать в блоге или социальных сетях про конкретный ивент в конкретную дату и предложить аудитории поддержать именно эту инициативу. Вывод: сегментация и конкретизация — важны.
Людям должно быть просто оставить донат. Внимание — тем платформам, которые позволяют сделать QR-код: его удобно разместить в офлайн-точке, на стенде, в презентации, выложить в сториз или добавить на баннер. А виджеты удобно встроить в сайт — пользователям должно быть просто искать, где сделать перевод.
QR-код и виджет со сторонней платформы, специализированной на сборе донатов, работают в разы эффективнее прямых сборов на карту. Но почему?
Потому что людям важно быть уверенными в безопасности. Если они видят, что проект собирает донаты не только в сториз и не только прямые переводы на карту — создается чувство безопасности и надежности. Важно интегрировать линк во все социальные сети. И не только чтобы создать больший охват, а чтобы создать бесшовное присутствие инструмента. Так постепенно окрепнет доверие.
Краудфандинг и донаты вышли из стрим-культуры и становятся частью бизнес-модели, поэтому важно учитывать юридические аспекты этой деятельности. Вот несколько инсайтов, как навигировать в сложном правовом поле донатов.
Донаты — не инвестиции
Законодательство в сфере краудфандинга в России все еще находится в стадии формирования. Ключевой момент здесь — четкое разграничение между донатами и инвестициями. Важно позиционироваться так, чтобы не попадать под определение инвестиционной деятельности. В последнем случае — совершенно другой уровень регулирования.
Налоговый аспект
Согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ, деньги, полученные в порядке дарения, включая благотворительные взносы, не облагаются НДФЛ. Поэтому налоги платить не требуется.
Минимизация рисков: без прямых переводов
При сборе на личную карту есть риски — возможна блокировка счета банком из-за подозрительной активности. Кроме того, могут возникнуть спорные ситуации — насколько перевод соответствует концепции дарения. Это затрудняет ведение учета и может вызвать вопросы у налоговых органов.
Чтобы избежать юридических рисков и быть уверенным в правовой защите, рекомендуем выбирать специализированные платформы, которые обеспечивают прозрачность операций, вкладываются в разработку пользовательского соглашения и политику конфиденциальности. В случае, если сбор донатов осуществляется через прямой перевод, рекомендуем привлечь специалистов в области финтех-права, так как законодательная база меняется, и важно быть в курсе всех нововведений.