Эксперты — о логистике: «Главные риски — дефицит кадров и высокая ставка рефинансирования»
Рынок перевозок растет за счет маркетплейсов и онлайн-торговли. К такому выводу пришли аналитики, оценив перспективную для региона отрасль логистики и рассказав о ее рисках и прогнозах.
Суммарная выручка компаний в сфере «Транспортировка и хранение» за прошлый год превысила 591 млрд руб., всего в отрасли работают 6,3 тыс. компаний, при этом 87% с прибылью, рассказали эксперты на отраслевой конференции «Логистика Сибири». В целом по всем видам транспорта рост грузооборота в 2023 г. к показателям 2022 г. в Новосибирской области составил 49%.
В качестве благоприятных факторов для развития отрасли — стабилизация макроэкономических показателей, рост объемов розничной торговли и e-commerce, увеличение спроса на внутренние грузоперевозки и переориентация международных грузовых потоков, а также цифровизация и переход на ЭДО, которые способствуют повышению прозрачности рынка, — прокомментировала директор группы стратегии сделок и исследований рынка KEPT Надежда Маркова.
Как считает президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» Анатолий Максимов, в Новосибирской области рынок прирастает за счет коммерческого автотранспорта общего пользования, не входящего в автопарки компаний. В прошлом году рост сегмента составил 4,4%. По его словам, новосибирский транспортный узел традиционно является крупнейшим за Уралом, в его зоне влияния живет порядка 13 млн человек. Объем современных складов класса А и В вблизи Новосибирска на начало года почти в десять раз превышает сопоставимый показатель в Красноярске и в 20 раз выше Омска.
Как считает Максимов, один из главных вызовов отрасли — дефицит кадров. Востребованы водители большегрузных автомобилей, работники складских комплексов. Не решает вопрос дефицита кадров и уровень доходов — за два года рост размера предлагаемых зарплат для водителей в Новосибирской области составил 64% (116,6 тыс. руб.).
Одна из проблем этой профессии — ее недостаточный престиж, низкий приток молодых кадров. Сейчас почти половина соискателей имеют стаж работы более 10 лет, 80% из них в возрасте старше 55 лет, — объяснил специалист.
Как рассказал руководитель направления работы с грузоотправителями ГК «Монополия» Денис Прокофьев, часто водители большегрузного транспорта покупают транспорт и открывают свой небольшой бизнес.
По данным ГИБДД Новосибирской области, за последние три года около 6 тыс. грузовиков были зарегистрированы физлицами.
Тренд подтверждают и данные цифровой платформы «Монополия»: количество грузовиков в проекте «Монополия Бизнес», который объединяет водителей, решивших открыть свое дело, выросло на 67% год к году, достигнув 800 единиц. При этом, каждый пятый грузовик находится у предпринимателей, решивших масштабировать свой бизнес и взять несколько грузовиков.
Также Прокофьев рассказал и о ситуации с тарифами. На рынке заметен устойчивый тренд на рост ставки за километр. По его словам, за прошлые два года затраты перевозчиков на транспортировку грузов выросли почти вдвое. По информации аналитиков цифровой платформы грузоперевозок «Монополия», основными причинами роста затрат на перевозку является увеличение расходов на обслуживание техники и покупку запчастей (30%), зарплат водителей грузовиков (30%) и расходов компаний на лизинг техники после роста ключевой ставки (до 27%).
Самыми конкурентными направлениями перевозок из Новосибирска, по данным платформы, стали Кемерово, Красноярск и Алтайский край: на 10 желающих отправить груз здесь находится чуть более одного перевозчика.
Говоря о перспективах 2025 г., Прокофьев выразил уверенность, что ожидать падения цен на грузоперевозки не стоит.