Валентин Смоляков, АКАР: «Перестанешь инвестировать в рекламу — проиграешь конкурентам»

Валентин Смоляков, АКАР: «Перестанешь инвестировать в рекламу — проиграешь конкурентам»
Автор фото: Евгений Хитрин. Иллюстрация: Предоставлено брендинговым агентством «Мелехов и Филюрин»

Маркировка, регулирование блогеров, введение их в прозрачность, волна патриотизма и отсутствие креатива. Эксперт по рекламе Валентин Смоляков — о трендах отрасли-2024.

Рекламный рынок — одна из самых чувствительных сфер, которая напрямую зависит от экономической и социально-культурной стабильности. Казалось, что в 2022 г. он оказался в идеальном шторме. Из России ушли западные бренды, агентства и интернет-площадки. Однако, по словам первого вице-президента и исполнительного директора Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) Валентина Смолякова, вместо прогнозируемого фатального минуса рынок показал маленький и скромный, а в 2023 г. и вовсе сменился на плюс. Тенденция распространилась и на 2024 г.

Сегодня рынок подстраивается под изменения, которые происходят в стране. На конференциях только и разговоров, что о бюджетах. Ведь стало очевидно — выделиться среди конкурентов становится все сложнее, для этого необходимо внедрять новые инструменты. Но деньги есть, они будут вкладываться, утверждает эксперт.

«Деловой квартал» поговорил с Валентином Смоляковым о том, какие тренды в рекламе влияют на российский рынок, почему качество товара больше не аргумент для покупки, и как происходит переключение на все российское.

Как сибирский рынок рекламы реализует себя на фоне российского?

— Отмечу, что такого роста, как сейчас, на российском рынке не было никогда. В 2022 г. АКАР прогнозировала падение рынка на уровне 50-70%, однако он показал лишь -2%, а в 2023 г. и вовсе дал абсолютный плюс (+30% при объеме в 730,6 млрд руб.). При этом нужно понимать, что региональный рынок рекламы тоже развивался (+24% при объеме в 106,6 млрд руб.).

Если говорить обо всем рынке, включая маркетинговые коммуникации, брендинг, разработку и производство рекламы, то, по нашей оценке, в прошлом году он вышел на 1,7 трлн руб. Как я уже сказал, такой динамики у российского рынка не было никогда. Более того, сейчас кажется, что он самый динамично развивающийся в мире. Дальше — больше. Сейчас перед нами статистика первого полугодия 2024 г., и эта динамика показывает чуточку меньше — 28% к 30% прошлого года, но все равно она плюсовая.

Региональный рынок тоже немного замедлился — до +17%. Казалось бы, всего… Но, честно говоря, до начала СВО мы таких показателей еще не видели. Что касается новосибирского рынка, то он входит в топ-10 по России — 3,3 млрд руб. Рынок рекламы в интернете растет такими же темпами, что и в других средах. Там у нас все в двузначных числах — 30-40% роста.

Какие драйверы роста в отрасли вы видите сегодня?

— За последние два года список основных рекламодателей в России серьезно изменился. Сегодня рынок становится сервисным — он не про продукты, не про FMCG (товары повседневного спроса), а про финансовые технологии, банки и ритейл. Топ-30 рекламодателей — это примерно 80% рынка рекламы, такого тоже давно не было. Олигополия распространяется и на самих рекламодателей, и на площадки размещения. Также отмечу, по многим медиа у нас вообще монополия, что в свою очередь устаканивает и балансирует рынок. Если бы у нас с одной стороны была олигополия и монополия, а с другой — мелкие игроки, то это затрудняло бы диалог.

На самом деле, рынок подстраивается под изменения, которые происходят в стране. Спикеры на конференциях говорят, что не стоит ждать снижения бюджетов — средства есть, они будут работать. Все понимают, что как только ты перестанешь инвестировать в рекламу, то вскоре проиграешь конкурентам, а ведь их в каждом сегменте — по три-четыре крупных.

Ассоциации — необходимые инструменты, которые помогают делать его прозрачным. Мы выпускаем рейтинги, карты, объемы, исследования. В 2024 г. запланировали выход на рынок 89 продуктов, но до конца года еще время есть. Думаю, под конец 2024 г. добьем показатели до сотни.

Как изменилось поведение потребителей в последние годы, и какие изменения вы ожидаете к концу года?

— В-первую очередь на поведение потребителей влияют торговые площадки электронной коммерции— Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет». Нужно понимать, что потребление здесь несколько отличается от того, что мы привыкли видеть в обычных магазинах. Сейчас люди часто заходят на подобные площадки не для того, чтобы сразу что-то купить, а просто «повыбирать», добавить товар в корзину, на следующий день из нее убрать ненужное или, наоборот, добавить. Спонтанных покупок становится все меньше, несмотря на то, что доступ к покупкам всегда в телефоне. Люди внимательно относятся к выбору, все больше тратят на него время.

В 2024 г. почти никто не делает покупки по принципу «пришел, увидел, купил» — потребители разумно подходят к своим тратам и внимательно выбирают товары, обращая внимание на удобство покупки и репутацию компании. Усложнилась ли работа маркетологов?

— Я бы не сказал, что работа маркетологов сильно изменилась. Она все так же строится на формировании воронки. Да, появляются новые инструменты. Но, на мой взгляд, это все не особо концептуально.

С одной стороны, прогрев аудитории усложняется, а с другой — наличие QR-кодов, карточек товара, инструментов продвижения на ecom-площадках облегчает доступ к той аудитории, которая непосредственно ищет товар или продукцию.

На какие факторы стоит обратить внимание компаниям, чтобы привлечь клиентов?

— Это идет в комплексе. Основная проблема маркетологов — никто не занимается бренд-билдингом. Все прыгают в продажи в моменте и забывают, что построение бренда подразумевает под собой долгосрочный результат. Сегодня люди часто выбирают продукты не по производителю или характеристикам, а исключительно по наличию скидок (красные ценники, товары на кассе и прочее). Потому что, например, в категории кофе концепции lovemark, которая описывает особый уровень связи и лояльности между потребителями и брендами, практически не осталось. Вся эта индустрия ушла с рынка рекламы, и кофе покупают только по акции.

Насколько важны экология и устойчивое развитие для рекламной индустрии в 2024 г.? Тренды по-прежнему влияют на имидж компаний?

— На мой взгляд, экология играла важную роль до начала СВО, потому что ее активно прокачивали западные компании. Сейчас основной драйвер — не экология, а статус «Сделано в России». Волна патриотизма, в том числе и в потребительском секторе, также прослеживается, потому что по всем вопросам люди больше склоняются именно к отечественным товарам. В период, когда западные бренды только уходили с рынка России, в исследованиях у потребителей фиксировалась обида на того или иного иностранного производителя. Из-за этого происходило переключение внимания на все российское. 

Какие изменения в законодательстве или регулировании уже повлияли на рынок рекламы? Как ассоциация на них реагирует?

— В-первую очередь, маркировка интернет-рекламы. Нужно понимать, что все изменения в рекламном законодательстве происходят в цифровой среде. И сегодня блогеры с 10 тыс. подписчиков обязаны регистрировать контент. Также введены запреты на размещение рекламы в запрещенных сетях, в том числе в непосредственном контенте. Если резюмировать: маркировка, регулирование блогеров, введение их в прозрачность.

Какова роль креативности в рекламе в 2024 г.? Есть ли в России примеры успешных кампаний?

— С креативом у нас все сложно — в прошлом году на главном российском фестивале Red Apple в категории «Креатив» выдали всего одну золотую награду. Сегодня все больше и больше рекламы направлено непосредственно на продажи и их стимулирование, очень мало бренд-билдинга. Изменение в сторону патриотичной рекламы. Даже если посмотреть статистику, то сегодня каждая вторая (не касающаяся продаж) — про Россию, про русскость, про единство, потому что креатив всегда отражает настроение в обществе.

Сейчас начинается фестивальный сезон, пока только ADCR Awards выдал своих победителей. В ближайшее время все остальные опубликуют собственные решения. Но я думаю, все видно по рекламным блокам — сторителлинга становится все меньше и меньше, какой-то качественной рекламы, которая залетает, запоминается, — тоже. Все заточены под получение бизнес-результатов.

Изменились ли тогда отношения между рекламными агентствами и клиентами?

— Я не вижу изменений. Конечно, появляются новые инструменты, стратегии. Нужно понимать, что на рынок влияет очень много факторов, например, на недвижимость — ключевая ставка по ипотеке. Агентства внутри себя концентрируют максимальную экспертизу, потому что работают с разными линейками товаров. Наверное, все больше рекламодателей обращает внимание на эффективность. Потому что хочется видеть метрики, конкретные результаты, все «загнать» в таблички и посмотреть, как это работает.

Какие навыки и компетенции будут востребованы у специалистов в области рекламы в 2024 и 2025 г.? Как ассоциация планирует поддерживать профессиональное развитие?

— В рекламе практически по всем направлениям наблюдается кадровый голод. Поэтому нужны и маркетологи, и таргетологи, и креаторы, и арт-директора. Сейчас достаточно быть квалифицированным специалистом, чтобы найти свою нишу.

Агентства месяцами ищут PR-директоров, менеджеров аккаунтов и медиабайеров. И сложно найти качественного специалиста, не украв его у кого-то. У нас существует специальная комиссия по образованию, которая производит ряд инициатив для поддержания профессионального развития. Первая, довольно старая, — ежегодно проводим научно-методическую конференцию заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений. Сюда со всей страны съезжаются преподаватели для коммуникации и повышения навыков. Также эксперты ассоциации создали группу, которая направлена на повышение уровня образования в стране — проводят онлайн-лекции для преподавателей вузов. Мы совершили переход от обучения студентов и начинающих специалистов к улучшению подготовки преподавателей как практиков, чтобы они после передавали знания студентам. Помимо этого, в рамках недели рекламы в Москве пройдет день карьеры и образования (бесплатный для студентов и начинающих специалистов).

Елизавета Михайлова

Самое читаемое
  • Пост гендиректора УГМК вновь занял Андрей КозицынПост гендиректора УГМК вновь занял Андрей Козицын
  • Из-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсыИз-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсы
  • Ритейлер «Лента» меняет название и логотипРитейлер «Лента» меняет название и логотип
  • В уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернетаВ уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернета
  • Под Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфуПод Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.