Елена Пыхтеева, VK: «В рекламу важно и нужно инвестировать»
Как поживает сибирский бизнес, о каких трендах рекламы нужно знать сегодня, и как они влияют на рынок, рассказала эксперт на конференции VK Digital Day.
Рекламный рынок Сибири в последние годы демонстрирует динамичное развитие, отражая общие тренды в России и адаптируясь к особенностям региона. По словам директора по работе с СМБ-агентствами в VK Елены Пыхтеевой, 53% предпринимателей оценивают состояние рынка как стабильное, 30% — планируют дальше развивать свое дело, а 74% бизнесменов отметили нехватку знаний для масштабирования компании.
Основными сферами нехватки знаний у предпринимателей стали юриспруденция, бухгалтерия, продвижение и реклама. Последняя занимает долю в 32% и раскладывается на продвижение в соцсетях, запуск онлайн-рекламы и аналитику рынка.
«Деловой квартал» поговорил с Еленой Пыхтеевой о том, какие возможности для бизнеса Сибири и его развития в российских социальных сетях есть сегодня, а также что формирует тренды.
В чем сейчас заинтересован бизнес Сибири?
— Сибирь, как и другие регионы, заинтересована в конверсиях. И первично всех интересуют именно продажи, из которых потом складываются и узнаваемость бренда, и охваты. Существует три основных инструмента для развивающегося бизнеса. Первый — создание бизнес-сообщества ВКонтакте, где предприниматель может развить собственный интернет-магазин и комьюнити, а также делиться с ним контентом. И в Новосибирской области этим инструментом пользуется 43% предпринимателей. Второй — сайты. Как минимум у 30% рекламодателей и предпринимателей есть собственные онлайн-ресурсы, куда они первично ведут потребителя для знакомства с брендом и продукцией. Третья — заявки. Наверняка читатели вашего издания видели в своей жизни такую онлайн-рекламу, где можно оперативно записаться на тест-драйв, курсы, в салон красоты, оставив свой номер телефона. Это, наверное, самая быстрая форма коммуникации с потенциальным клиентом от подачи заявки до контакта с бизнесом. По Новосибирской области ею пользуются 20% предпринимателей.
Какие категории бизнеса сейчас активно развиваются в нашем регионе?
— Общее количество бизнес-сообществ Новосибирской области ВКонтакте за третий квартал 2024 г. выросло на 4% год к году. Активнее всего развиваются бизнесы из категорий «персональные услуги» (например, дизайнеры, художники и фотографы), на втором месте находятся медицинские услуги, на третьем — сегмент образования.
Что интересует потребителей контента?
— Пользователи Новосибирской области активно взаимодействуют с сообществами — ищут возможности для отдыха и путешествий, мастеров в разных сферах и разные товары. В топе по росту количества контактов — «персональные услуги» (27% год к году), питомники для животных (+23,6%), а также сообщества по тематике туризма (+11,6%) и автомобилей (+7%). Конечно, с точки зрения заработка, питомники для животных нельзя отнести к бизнесу в его классическом понимании, потому что тут речь больше идет о благотворительности. Однако активность присутствует.
Можно ли выделить какие-то тренды на сибирском рекламном рынке? Есть ли отличия от трендов в целом по стране?
— По стране распределение разных уровней бизнеса плюс-минус сопоставимо с Сибирью. Сейчас усиленно развивается доля рекламных бюджетов e-com, развлечений, туризма, медицины, образования. Но если говорить об отличительных трендах Новосибирской области и всей Сибири, то в Новосибирске предприниматели чаще используют продвижение сайтов, сообществ и сбор заявок, а в Сибирском федеральном округе 98% рекламных размещений приходится на бизнес-сообщества ВКонтакте.
Какие меры, по вашему мнению, должны предпринимать региональные компании для успешной конкуренции на рынке?
— Необходимо развивать сам бренд, а это связано с запуском рекламы — в нее важно и нужно инвестировать. Не только в мгновенные и быстрые заявки, но и смотреть на перспективу — в развитие бренда и уровень знания. Часто слышу от рекламодателей: «Мы же не Coca-Cola. Не нужно, чтобы все нас знали». Здесь я готова спорить часами. Потому что компания должна быть звездой в своем городе, ее должны знать абсолютно все, так как руководители регионального бизнеса работают не на всю страну, а на город и людей, которые приезжают в него как туристы.
Отличная возможность для успешной конкуренции на рынке — это развитие торговли по всей России. Например, владелец магазина одежды может показать аудитории, что бренд доступен к покупке не только в Новосибирске, но по всей стране, онлайн. Поэтому растить знание о себе как о бренде (либо внутри города, либо внутри страны) — хорошее подспорье для масштабирования бизнеса.
Елизавета Михайлова