С широко распахнутыми глазами: рынок офтальмологии в эпоху импортозамещения
Уход западных компаний из РФ, дефицит препаратов от заболеваний глаз и реакция новосибирских ученых. Как настойчивость помогает в условиях санкций, рассказал гендиректор «ВИЗУС ЛАБ» Алексей Воеводин.
Компания «ВИЗУС ЛАБ» нацелена на создание и внедрение в промышленность инновационных препаратов, предназначенных для профилактики и лечения офтальмологических заболеваний. В основе — комплексный подход, который предполагает разработку и использование новых липосомальных форм витаминов, а также специализированных средств для гигиены век и глазных капель. Липосомальные формы препаратов представляют собой передовые технологии, которые позволяют улучшить усвоение активных веществ.
Именно за эту разработку Алексей Воеводин признан «Стартапером года» по версии экспертного сообщества премии «Делового квартала» «Человек года».
По словам Воеводина, эти технологии могут значительно повысить эффективность витаминов и других биоактивных компонентов, обеспечивая их доставку непосредственно в клетки. Реализация проекта не только поможет наладить производство отечественных препаратов, но и значительно снизит зависимость от импортных аналогов. Это особенно актуально в условиях, когда на рынке наблюдается дефицит качественных медикаментов для лечения глазных заболеваний.
«Деловой квартал» узнал, способна ли продукция компании укрепить фармацевтическую отрасль страны, способствуя научным исследованиям в области офтальмологии.
Что вас вдохновило на создание бизнеса в сфере разработки инновационных решений для здоровья глаз?
— Вдохновение для создания бизнеса пришло от острого спроса, а именно от дефицита комплексных и эффективных препаратов для профилактики и лечения глазных заболеваний. Это особенно актуально в связи с вызовами современного мира. Старт проекта четко связан с пониманием серьезных проблем в офтальмологии: низкая эффективность существующих препаратов, ограниченные способы доставки активных веществ. Синдром сухого глаза — серьезная проблема, особенно для граждан России, она касается многих людей, вызывает дискомфорт и ухудшение зрения. Длительное использование компьютера, недостаточная влажность воздуха и прочие причины вывели страну на третье место по распространенности синдрома, а также близорукости. Поэтому здесь прослеживается абсолютная необходимость использования эффективных средств для профилактики и лечения здоровья глаз, а главное — нужда в инновационных отечественных решениях.
Наша команда — это люди, в прошлом работавшие в крупной офтальмологической компании, которая покинула рынок в связи с санкциями. Западные бренды ушли, а проблемы, договоренности с врачами, актуализация проблем и запросов аудитории — все осталось. Западные компании дополнительно разорвали круг договоренностей с научным сообществом в офтальмологии. О каких инновационных препаратах и решениях в стране может идти речь, если эти организации уходят и сокращают маркетинговые активности? Нужно понимать, что область медицины, изучающая глаз, зависит от высоких технологий. Эта боль и потребность создали предпосылки для появления нашей компании.
Конечно, санкции имеют серьезное значение. Как раз стратегия «ВИЗУС ЛАБ» направлена на разработку качественных и доступных препаратов с использованием современных технологий. Липосомальные комплексы препаратов позволяют нам зайти в эту нишу рынка и удовлетворить растущий спрос.
Как именно вы удовлетворяете растущий спрос?
— Одно из первых направлений, которое появится в конце 2024 г. в продаже —липосомальные детские формы витаминов с высокой биодоступностью. Это первые в России препараты на органической основе, без консервантов и красителей. Липосомальная технология, обеспечивающая высокую усвояемость и стабильность активных веществ, позволяет улучшить эффективность препаратов на рынке и снизить частоту их применения. Это также важно в рамках персонифицированной медицины, инновационных подходов, модернизации здравоохранения.
Микроскопические частицы, состоящие из фосфолипидов, инкапсулируют биоактивные вещества. Благодаря этому удается предотвратить дальнейшее ухудшение зрения, а также улучшить доставку полезных веществ в необходимые ткани человека. В наших препаратах липосомальные формы используются для повышения усвоения витаминов, антиоксидантов, каротиноидов, которые также необходимы для поддержания здоровья глаз. Конкретных аналогов липосомальных нутрицевтиков в России нет. Здесь мы пионеры. В любом случае они должны были появиться, но мы справились с этой задачей быстрее в рамках нацпроектов по импортозамещению и модернизации здравоохранения.
Кроме того, бесконсервантные системы доставки уменьшают риск аллергических реакций и повышают безопасность использования препаратов. Также у нас есть IT-сервис для пациентов и помощи врачам «Система мониторинга персонального здоровья». Разработка прошла стадию аккредитации. Сейчас система дорабатывается, но ее применение в ближайшее время будет внедрено в пилотных проектах по регионам Сибири и Дальнего Востока.
Разве снижение потребления препарата выгодно для бизнеса?
— Одна из уникальностей, изюминок нашей компании — использование комплексного решения. Поэтому один препарат дополняет другой. Синдром сухого глаза (по международным стандартам) — заболевание всей глазной поверхности, включая веки, так как в них находятся железы, отвечающие за выработку слезной жидкости, которая необходима для поддержания нормальной работы и защиты глаз от внешних раздражителей. Предлагаем препараты и по гигиене век, и витаминно-минеральный комплекс для внутреннего применения, и препараты в виде глазных капель. Соответственно, когда применяется комплексное решение от одной компании, — это тоже выгодно. Не обязательно использовать только один препарат, если есть комплексный подход, который имеет высокую доказательную базу. К тому же, он более целесообразен с точки зрения именно практиков-офтальмологов.
Синдром сухого глаза и усталых век возможно вылечить раз и навсегда?
— Сразу ответить на этот вопрос непросто, потому что предрасположенность к заболеванию зависит от многих факторов, в том числе от генетических, наследственных. В большей степени врачи рекомендуют профилактику и поддержание «субъективных ощущений» — если пациенту комфортно использовать глазные капли с увлажняющим эффектом без консервантов на постоянной основе, то необходимо, чтобы такие препараты были в наличии.
Я состою в большинстве офтальмологических чатов по Сибири и Дальнему Востоку, получаю много просьб по внедрению отечественных препаратов в практику, так как западные препараты участвуют в научных разработках на самом минимальном уровне, либо совсем прекратили поддержку российских научных сообществ.
Сколько времени потребовалось, чтобы создать продукт?
— Мы находимся на стадии становления — продолжаем развиваться. Кроме того, у нас как у резидентов Сколково есть дорожная карта, в которую входит создание витаминных комплексов, препаратов по гигиене век и несколько позиций от синдрома сухого глаза. Мы также планируем идти дальше и разработать противоглаукомные препараты. Путь от минимально жизнеспособных препаратов до полноценных разработок, которые прошли одобрение и аккредитацию биотехнологов из Сколкова, занял около года. Плюсом уже готовы конструкторские документации препаратов по гигиене век и первым глазным каплям без консервантов в России.
Если вы «пионеры» в области, значит, пока конкурентов у вас нет?
— Мы первые среди отечественных разработок липосомальных форм витаминов для поддержки зрения. Конечно, витаминов и антиоксидантов в России предостаточно. Но большинство, что предлагается на рынке, не имеет доказательной базы, — нет конкретной информации, кто производитель, где именно созданы препараты, а главное — нет научных статей и исследований. У нас же ведутся клинические наблюдения, есть договоренность с СО РАН — это важная работа, помогающая зайти дальше на рынок БРИКС. Уже прошли акселерацию «БРИКС ХЕЛСНЕТ», есть четкое понимание, в какие страны зайдем с нашими инновационными решениями.
Какие шаги вы предприняли для запуска производства и выхода на рынок? Что было самым сложным?
— Трудности — неотъемлемая составляющая процесса, особенно в парадигме постоянно меняющегося мира. Здесь важно понимать амбиции и профессиональный уровень сотрудников компании. У нас есть и то, и другое. Сотрудники «ВИЗУС ЛАБ» обладают большим багажом знаний и компетенций — это, в том числе и практикующие врачи из институтов. Как я уже сказал, наш коллектив — выходцы из бывших офтальмологических компаний. Соответственно, мы понимаем, как препараты должны продвигаться на рынке, а также, какие есть способы внедрения. Конечно, получаем помощь извне, в том числе от руководства Сколкова и новосибирского сообщества инноваторов которые нас активно мотивирует. Отечественные компании должны понимать, что сегодня — именно то время, когда возможно покрыть рынки российской продукцией в условии отсутствия зарубежных игроков. Поэтому необходимо этим пользоваться, развиваться, получать патенты.
Однажды основатель МНТК Святослав Николаевич Федоров сказал: «Бог не дал мне ни одного таланта, кроме одного суперталанта — невероятной настойчивости». Эта фраза отражает идеалы нашей компании. Сейчас есть все компетенции, чтобы развиваться и двигаться вперед. Конечно, важна поддержка и от государства, и от инвесторов. Поэтому постепенно привлекаем людей, которые заинтересованы в нашем направлении.
Общаясь с инноваторами в сфере медицины, наша редакция сталкивается с мнением, что многие российские ученые вынуждены регистрировать разработки в других странах. Сталкивались ли вы с административными барьерами?
— Многие компании регистрируют препараты зарубежом, например, «Эвалар» и другие крупные игроки — в Казахстане и Армении. Однако такой фактор не откинул развитие назад, а, наоборот, помог.
Большое значение имеет именно направленность препарата. Если это витаминный комплекс, то не так уж важно, где, в какой стране его зарегистрируют, а важны качественный состав и постоянные исследования. Когда речь идет о рецептурном препарате, который дальше будет продвигаться в БРИКС, тогда, действительно, нужно думать, какие действия предпринять, чтобы регистрация стала предпосылкой для следующих шагов. Оформление документации связано с определенными исследованиями, которые стоят дорого. Соответственно, в зависимости от страны, можно рассмотреть выгодные и экономичные для компании варианты продвижения. Нужно отталкиваться от целей, задач, а также от рекомендаций маркетологов и биотехнологов.
Есть ли у вас планы по сотрудничеству с другими организациями или исследовательскими центрами?
— У нас уже имеются договоренности с НГУ, СО РАН и Сеченовским университетом. Также заключили договоры, находимся в определенных стадиях проработки технического задания с московскими компаниями по инновационным разработкам, в том числе новых субстанций. Работы очень много. Это связано и с тем, что мы активно участвуем в выставках и конференциях. Все это субсидируется по госпрограммам, так как наши препараты действительно важны в рамках импортозамещения и модернизации системы здравоохранения.
Какие страны вы рассматриваете для поставки?
— Помимо России, рассматриваем страны СНГ, так как сертификация и регистрационные удостоверения, конечно же, будут действовать и на эти страны. После акселерации «БРИКС ХЕЛСНЕТ» получим определенный задел и рекомендации, как действовать дальше. Одни из интересных направлений — Индия и Китай. Как раз те клинические испытания, которые мы проведем в России, будут спряжены с выводом препаратов на рынок этих стран, потому что там это актуально. На ближайшие пять-семь лет план такой.
Также панируем расширение линейки, включая новые формы глазных капель, витаминов. Рассматриваем возможность выхода на рынки тех стран, где наши инновации окажутся полезными и необходимыми. По глазным каплям, как уже ранее говорил, — создание противоглаукомного портфеля. Параллельно развиваем то, что уже прописано в дорожной карте.
Дорого ли обходится создание и модернизация уже имеющихся инноваций?
— Если инновационная компания доказывает свое присутствие на рынке, помимо этого создается большая поддержка врачебного сообщества, то деньги — второстепенный вопрос. Сейчас мы находимся в поиске канала для масштабирования бизнеса, надеемся, многие откликнутся. Но в большей степени это шаги, которые дают нам возможность добиваться успеха. Они создают предпосылки для нахождения средств, инвесторов, дополнительной государственной поддержки для расширения бизнеса.
У нас все получается, идем по нашей дорожной карте, опережая некоторые моменты. Как я уже и говорил, компания специализируется на комплексном подходе к решению проблем (один препарат дополняет другой). Соответственно, есть теоретические возможности проводить и клинику, и доклинику сразу по нескольким препаратам.
До конца года планируем выпуск двух витаминных комплексов для взрослых и детей. Для детей — это первые в России, полностью органические детские липосомальные витамины для поддержки зрения «Нутрон Кидс».
Какие действия извне помогут российским компаниям выйти на новый уровень?
— Наш президент объявил о том, что технопарков в России должно быть больше, чем сейчас — это очень радует. У инвесторов в тех же странах БРИКС, которые вкладываются в медицинские инновационные компании, в большинстве случаев есть лаборатории для клинических наблюдений, тестирований. Все это, конечно же, происходит на льготных условиях. Хочется, чтобы в России тоже были такие возможности.
Постоянно общаемся с коллегами на конференциях, видим те задачи, которые наблюдаются или решаются. Хотелось бы, чтобы решались быстрее. Думаю, если президент об этом начал говорить, то в скором времени качество наполняемости в Технопарках улучшится.
Однажды губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на Сибирской Венчурной ярмарке сказал о необходимости взаимодействия исследовательских университетов с бизнесом. По его словам, ситуация складывалась бы лучше, если бы KPI распространялись и на тех, и на других. Чтобы каждая из этих сторон понимала потребности друг друга. Когда режим взаимодействия наладится, у нас в разы вырастет уровень производства, промышленности и инновационных решений.
Елизавета Михайлова