Большое будущее малых спутников: кто и как развивает российский Космос

Большое будущее малых спутников: кто и как развивает российский Космос
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

О пути маленькой технологичной компании из Новосибирска до орбиты и обратно рассказал директор «СИА» Роман Захаров.

С середины 2010-х гг. идет активное развитие малых спутников в мире. Страны и частные компании начали запускать целые группы сателлитов для разных целей, включая обеспечение национальной безопасности, мониторинг окружающей среды и развитие научных исследований.

В России малые спутники также завоевывают все большее внимание, но пока их количество и масштабы не достигают уровня, который показывают другие страны. За последние годы в России появилось несколько инициатив, свидетельствующих о начале формирования этого направления. Например, компания «СИА» нацелена на создание и внедрение двигателей для малых спутников. Именно за эту разработку Роман Захаров признан «Инноватором года» по версии экспертного сообщества премии «Делового квартала» «Человек года».

«Деловой квартал» узнал у инноватора, как решения новосибирских ученых помогут стране наверстать упущенное, а где-то и обогнать мировых конкурентов.

Как собралась команда «СИА», и почему решили заняться разработкой водного двигателя для наноспутников?

— В нашей команде находится два фаундера — идейный и основной. Иван Тимофеев — де-юре, идейный фаундер проекта, он закончил НГТУ. Его внимание привлекло развитие малых спутников в мире. Появилась идея создать двигатель, который к тому же станет экологичным в результате работы на воде. В 2016 г. начал активно действовать — знакомился с астронавтами из США, выступал на конференциях. После связался с новосибирским серийным бизнес-ангелом, который в дальнейшем стал нашим основным фаундером. Ему понравились идея и направление, он профинансировал весь проект — большинство мальчиков в детстве мечтали «прикоснуться» к Космосу. Этот человек собрал команду, подтянул специалистов из предыдущих проектов, а кого-то — через знакомых. Так появились команда и деньги, чтобы развивать и разрабатывать продукт. В команду так попал и я сам.

Активную деятельность в России мы начали с 2023 г., до этого времени (с 2017 г.) мы просто занимались разработками. Ездили с командой по конференциям, в том числе по международным, увидели зарубежные двигатели, а после разработали свои.   

Что было самым сложным в процессе разработки и тестирования водных двигателей?

— На самом деле, не было никаких трудностей, потому что это Академгородок. Почти все в команде (кроме идейного фаундера) заканчивали НГУ — мы люди с головой и пониманием процессы разработок. Нашему техническому директору и по совместительству серийному изобретателю интересны сложные задачи. Одной из них стало создание компактного водного двигателя, которого нет в России. Все же в мире есть подобные разработки, хоть их и действительно мало. Так как этот специалист глубоко понимает физику, конструирование и разработку, в том числе компоновочного решения, — проблем не возникло. В течение года он создал базовую разработку. В Академгородке есть все возможности, чтобы разработать любое решение: наличие лабораторий, возможностей приобретения комплектующих.

Единственное, что усложнило работу, — пандемия коронавируса. На этот период пришелся переход космического стартапа в компанию, на стадию продаж. Эта демомиссия — когда двигатели запускают на околоземную орбиту в составе спутника, и ты в непосредственных условиях эксплуатации (условиях вакуума, низких температур, на расстоянии 400-500 км) показываешь, что твоя технология работает. Именно в ковидные времена возможности по подобным миссиям уменьшились.

Какие шаги предпринимали для сертификации двигателей?

— Подобная продукция в России не сертифицируется. Конечно, есть отдельная сертификация, связанная с работой с Роскосмосом, однако с этой структурой мы еще тесно не взаимодействуем.

За последние годы появилось множество отечественных компаний, которым потребовались двигатели для малых спутников. Их взгляды были устремлены на Запад, где этого в достатке. Однако после введения санкций компании пристально посмотрели на то, что производится внутри страны. На тот момент у нашей компании был самый продвинутый трекшн — мы оказались ближе к запуску, плюсом имели кейсы за пределами страны. Получили первый контракт и проверили свои разработки. В 2023 г. мы стали первой российской частной компанией, которая успешно подтвердила технологию — провели полноценные профессиональные испытания на орбите. Сейчас на орбите находится шесть наших двигательных установок, они успешно функционируют в составе спутников. Суммарно наработали порядка 21 часа генерации тяги — не просто включения двигателей, а выдачи тяги и перемещения на орбите спутников.

Куда поставляете свои разработки?

— Ситуация в мире определила границы нашей деятельности, поэтому ориентируемся пока только на Россию. Но и тут не все просто — сейчас внутри страны нет ни одной группировки, когда в мире их — более 60.  

Двигатели используются именно для нескольких малых спутников — после запуска ракета разбрасывает спутники в хаотичном порядке, и для того, чтобы их правильно расставить на орбите, необходимы двигатели. Помимо этого, двигательные установки продлевают срок жизни, ведь все спутники рано или поздно с низкой орбиты падают на Землю.

Помимо этого, в мире активно обсуждается тема космического мусора, она как раз-таки связана с массовым запуском малых спутников. Когда они выходят из строя, не все падают на Землю — некоторые из них еще долго находятся в Космосе. Поэтому многие страны постепенно вводят закон об обязательной установке двигателя на все спутники, независимо от их габаритов.

Возвращаясь к вопросу, ориентируемся на российский рынок и доработку технологий под конкретные исполнения спутников. К этому шагу у нас есть два патента. Первый связан с созданием очень компактного теплообменника (сердца двигателя, всего 35 мм в габарите) — эта разработка уже запатентована. Второй патент — внешний бак без мембраны. Суть в том, что обычно все баки производятся с мембраной, которая разделяет газ и воду. Мы же создали технологию, которая позволяет залить в бак больше воды, при этом без наличия мембраны. Благодаря этому резервуар может быть любой формы, а значит, подойдет под многие запросы клиентов. На основе этих двух патентов мы можем сделать любую конфигурацию двигательной установки (двигатели, баки, электроника, управление).   

На ваш взгляд, развитие отрасли зависит именно от группировок?  

— Основная коммерциализация в мире в области малых спутников связана с группировками. В конце 90-х в США изобрели кубсаты, которые «начиняли различными начинками» — тестировали заложенные в них технологии. Эти наноспутники обходились дешевле габаритных, к тому же, для их создания не требовалась суперквалификация космического инженера. С развитием кубсатов люди увидели потенциал запуска сразу нескольких спутников (группировок) для сбора полезной информации через установленные на них антенны, сенсоры и прочие полезные нагрузки.

Как один из примеров — группировки «Старлинк» от Илона Маска. Но там используются большие спутники под 200-300 кг. Есть и другие, например, с ДЗЗ (дистанционным зондированием Земли), когда на спутники устанавливается камера, которая фиксирует положение облаков или угодия сельского хозяйства. Вектор развития малых спутников определился в мире примерно с середины прошлого десятилетия. В России, повторюсь, пока таких группировок нет.

Почему?

— Наш рынок — де-факто, принадлежит Роскосмосу, по крайней мере, так было до недавнего времени. Иными словами, пока структура не интересовалась спутниками, не было развития и у группировок. Но несмотря на это, появились компании, которые занялись созданием кубсатов, а позже — группировок, после пытались продавать их Роскосмосу под разные нужды. Второй вопрос — успешно ли? Насколько я знаю, Роскосмос не производит малые спутники, однако планы на это имеются. Сейчас один из интересов страны — создание различных группировок малых спутников, об этом вы можете услышать по новостям от разных представителей структуры.  

Ваша разработка оказывает влияние на отечественную индустрию?

— Компании, у которых есть платформы спутников, понимают, что им для эффективной работы необходимы двигатели. С такими игроками мы действительно можем находиться в плотных взаимодействиях. Я не отрицаю, что в стране существуют и другие производители, однако их разработки предназначены для больших спутников. К сожалению, большинство технологий в стране не модернизировалось со времен СССР — не было задачи производить миниатюрные решения. В этом смысле наши — одни из передовых на рынке, так как изначально были заточены на создание компактных двигательных установок.

Мы также в курсе, что внутри страны создали центры космических технологий, где разрабатывают двигатели в классе малых спутников. Кто-то из них даже делал запуски, но официальных подтверждений полноценной генерации тяги нет. Мы в этом смысле одни из первых, кто уже разработал технологию и готов к масштабному серийному производству, если говорить о частных компаниях. Наши технологии подталкивают отрасль в любом случае. По крайней мере, мастодонты рынка узнают о существовании такой маленькой технологичной компании из Новосибирска, а после используют разработки на орбите — это приятно.

Какие новые проекты/разработки вы хотите реализовать?

— Цель максимум — серийное производство, масштабироваться из небольшой компании, которая создает несколько двигателей в год, до той, что реализует 100 единиц за тот же период. Наши компетенции и преимущества заточены на доработку водных двигателей. На основе созданных технологий развиваем модификации под различные задачи клиентов, о чем и общаемся с рядом заказчиков (речь — о двигателях с разнообразным объемом). Уже имеем самый компактный в мире — 120 и 700 гр. воды, параллельно подготавливаем решения и на два, и на десять литров.

Как я уже сказал, компания существует давно. Однако активно начали про себя рассказывать только в 2023 г. после успешной реализации двигателей на орбите участвовали в мероприятиях, стали резидентами Академгородка, коммуницировали с компаниями из структуры Роскосмоса. На нас обратили внимание крупные игроки рынка, со многими из них подписали соглашение о партнерстве. К сожалению, с Роскосмосом дела продвигаются медленно. Однако нашли одного партнера из этой структуры, который возьмет на себя сертификации.

В этом году у нас пока все движется неплохо — выиграли Сибирскую Венчурную ярмарку, уже подали заявку на резидентство в Сколково. Я стал инноватором года в премии вашего издания, благодаря высокой оценке экспертов. Как будто бы год прошел очень хорошо, но не хватает продаж. Поэтому я надеюсь, что вектор нашего успеха распространится не только на похвалу от экспертов конкурсов, но и на признание со стороны рынка в виде заказов на новые разработки или уже существующие модели.

Елизавета Михайлова

Самое читаемое
  • Пост гендиректора УГМК вновь занял Андрей КозицынПост гендиректора УГМК вновь занял Андрей Козицын
  • Ритейлер «Лента» меняет название и логотипРитейлер «Лента» меняет название и логотип
  • Из-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсыИз-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсы
  • Под Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфуПод Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфу
  • В уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернетаВ уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернета
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.