Ольга Бессонова: «Первый заказ мне оплатили сгущенкой, сливочным маслом и чайным сервизом»
Уход зарубежных брендов открыл новые горизонты российской моде и оставил дизайнерам широкое поле для креатива. Правда, кадровый вопрос не дает разгуляться.
Сейчас, когда внимание сосредоточено на отечественных марках, у дизайнеров есть возможность экспериментировать и развивать свои идеи без жесткой конкуренции со стороны крупных международных брендов. Это постепенно приводит к созданию уникальных стилей и концепций, которые отражают культуру и традиции России, считает владелица школы дизайна «Меланж», член Союза дизайнеров России, член промышленно-образовательного консорциума Новосибирской области и, к тому же, победительница в номинации «Человек года в сфере дизайна одежды» по версии экспертного сообщества премии «Делового квартала» «Человек года» Ольга Бессонова.
Кроме того, по мнению Бессоновой, изменение отношения к легкой промышленности способствует увеличению количества профессионалов в этой области. Молодое поколение увидит перспективы в карьере дизайнера одежды или специалиста по текстилю, что может привести к росту образовательных программ и повышению квалификации.
Эксперт рассказала, что сегодня происходит со сферой дизайна и производства одежды, какие изменения коснулись отрасли особенно сильно, и как новосибирская школа дизайна борется с кадровым голодом.
Чем чреват уход зарубежных брендов с рынка России?
— Эта ситуация открыла возможности для наших дизайнеров. Многие российские производители и бренды вышли на арену и постепенно завоевывают внимание потребителей. Раньше такого не наблюдалось — аудитория скептически относилась к любым отечественным брендам, отдавая предпочтение зарубежным. Дети не хотели учиться на швей, считая такую профессию неприбыльной или рассматривая ее как источник дополнительного, но не основного заработка. Сегодня же все изменилось. Такой поворот для наших дизайнеров — отличная возможность наращивания производства и укрепления позиций. Легкая промышленность наконец-то сдвинулась с мертвой точки. Сейчас же ко мне в школу приходят и взрослые — чтобы получить базовые знания и открыть собственное производство.
Какие тенденции прослеживаются в России, в частности, в Сибири за 2022-2024 гг.? Как они влияют на рынок?
Из-за того, что с рынка ушли многие зарубежные производители тканей и фурнитуры, владельцам отечественного бизнеса пришлось искать новых поставщиков. Обратили внимание на Восток. Удивительная история — сырье стало дешевле итальянского, но качество не пострадало. У меня есть ученик, который обосновался в Москве и создал производство сумок. Игорь Йорк закупал фурнитуру за рубежом, но после введения санкций решил производить ее сам. К сожалению, ничего не получилось. Тогда Игорь обратился к китайским специалистам — они расшифровали состав металла и создали новую фурнитуру, ничем не уступающую итальянской или японской.
Также заметила, что многие российские предприятия обратили внимание на труды школьников. Моей ученице 17 лет, она уже работает с несколькими крупными брендами — разрабатывает для них коллекции. Зарабатывает как специалист, хотя еще школьница. Сейчас готовится к поступлению в профильный московский университет. Дело в том, что в России исчезли дома моделей, где разрабатывались коллекции, велась техническая документация. Нынешнее поколение мастеров находится в совершенно новых условиях — когда нужно расти самостоятельно, и 17-летний ребенок это делает — предприятия самостоятельно на нее выходят. Уверена, в будущем это будет первоклассный специалист.
Также отмечу, одним из трендов стало возвращение к истокам русского костюма — сохранение его ДНК и актуализация под запросы современности. Используют кружева рукодельниц, вышивки. У меня есть ученица, которая с 10 лет изучает вышивку. В 2022 г. она связалась с Ярославской вышивальной фабрикой, чьими услугами пользуются французские Дома Мод. Ученица показала свои работы мастерам, ее взяли. Там она изучала золотное шитье, всевозможные техники вышивки. Сейчас она учится в Москве, в Российском государственном художественно-промышленном университете имени С. Г. Строганова, на факультете художественной вышивки. А несколько дней назад заняла первое место в конкурсе с той работой, которую создала еще в «Меланже», как раз посвященной переработке исконно русского костюма в современный.
В школе «Меланж» углубленно изучаем традиции — у меня учатся дети разных национальностей. Я приветствую, когда ученики начинают изучать свой национальный костюм, понимают значение тех или иных узоров, и как их можно применить в изделии.
Можно ли стать дизайнером без образования? Так ли важен профессиональный подход к делу или же достаточно вдохновения и практики?
— Профессионалом без образования стать невозможно. Конечно, ты можешь разово что-то придумать, но без подготовки, отточенных навыков повторить это или же создать новое не получится. Потому что нет элементарного понимания конструктивной особенности изделия и технологии обработки. Как человек может нарисовать технический рисунок модели, не понимая конструкции изделия? Я не могу прийти в архитектуру и сказать, что сейчас нарисую им кому-нибудь домик, а после все будут звать меня архитектором. Каждой профессии необходима подготовка — медицина, юриспруденция. Есть самородки, талантливые люди, но они тоже совершают ошибки, потому что без базы.
Если у тебя есть талант, учись, развивайся дальше, повышай мастерство. И речь не о мастер-классах и курсах, а о полноценном базовом образовании. Я работала в Новосибирском Доме Моделей, занималась отшивом эталонов. Попала туда в 17 лет с самым высоким разрядом, но в доме моделей мне дали самый низкий и сказали, чтобы я забыла все то, чему училась ранее. Полгода я шила и порола — есть изделия, в которых швы должны быть 1,2 мм, а я отшила — 1,1 мм. Эталоны отправлялись на фабрику, по ним отшивались другие изделия. Поэтому даже 0,1 мм считался грубой ошибкой. Мне как портному приносили крой и техническое описание изделия со схемой сборки узла, техническим рисунком и ГОСТом. Через три года, когда поступала в Санкт-Петербург, могла заткнуть за пояс любого преподавателя кафедры, так как уже имела серьезные навыки работы с ГОСТом.
Расскажите, как пришли в дизайн?
— Шила с рождения — когда мне был год, отец купил швейную машинку и сказал: «Дочь будет шить». Позже шила одежду для кукол чемоданами. С подружкой часто ходили в ателье, где нам отдавали кусочки тканей, из которых мы потом и мастерили. В 14 лет уже брала заказы. Для пошива одежды ателье требовало приносить больше ткани, чтобы у портного был запас. Одной женщине с 74 размером одежды отказали по причине нехватки материала. Я взялась за заказ, хотя это было не принято — такой заработок скрывали. Первый заказ мне отплатили банкой сгущенки, сливочным маслом и чайным сервизом.
Училась в швейном училище на Затулинке, на конструктора. После я единственная из курса поступила сначала в Новосибирский технологический институт, филиал РГУ им. А. Н. Косыгина, а после — в дом моделей. Училась у лучших. К сожалению, сейчас таких преподавателей практически не осталось. Затем переехала в Москву, параллельно училась в Санкт-Петербурге. В столице устроилась в Дом Моды Вячеслава Зайцева. Удивительно, но там не соблюдались строгие стандарты, акцент был только на аккуратности. Получила огромный опыт шитья, конструирования, организации шоу, а также маркетинга. Сейчас, когда учу детей, тоже даю им основы маркетинга — для старших классов есть отдельный урок, где ребята составляют собственный бизнес-план.
Уже 29 лет занимаюсь обучением детей. У нас много выпускников, которые работают на предприятиях Новосибирска, Новосибирской области, России и даже за рубежом. Однажды наша ученица, которая переехала в Люксембург, написала письмо о том, что устроилась на работу в HERMES благодаря портфолио из «Меланжа». Еще одна девушка учится сейчас в Стокгольме, другая — в Милане, третья — в Корее. Наши выпускники «разбросаны» по миру, всем им пригодилось портфолио. Регулярно езжу в Москву на Неделю Моды, поддерживаю отношения с историком моды, журналистом, телеведущей, писательницей и президентом культурно-просветительского фонда «Магия Моды» Натальей Козловой. В своем каталоге про авангард Наталья разместила восемь работ моих учеников.
Однажды Вячеслав Зайцев сказал: «Со стилем не рождаются, стиль воспитывают». В этом выражении — суть моей практики. Вижу профессиональный рост учеников «Меланжа». Рада, что в свое время получила хорошее образование, которое могу передать другим.
С начала 2024 г. количество вакансий в сфере легкой промышленности выросло вдвое. Наиболее активно ищут швей, раскройщиков, технологов, мастеров производственного цеха и конструкторов изделий. Особенно вырос спрос на таких специалистов в Челябинске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге, а также в Новосибирске, сообщают эксперты hh.ru. Помогает ли школа «Меланж» справиться с кадровым голодом?
— Дефицит кадров в легкой промышленности ощущается особенно остро. Все мнят себя дизайнерами, но никто не хочет шить. Причиной этому стал упадок образования — количество училищ сократилось в разы, как и хороших преподавателей. Если вспомнить, то в советские времена ученикам старших классов можно было получить корочку и рабочую профессию. Сейчас же все стремятся получить высшее образование, а если и идти в легкую промышленность, то только дизайнером и никак иначе. В школу «Меланж» приходят разные дети. Глядя на них, понимаешь — у кого-то уже есть задатки технолога (ему особенно удается разбор технологических узлов), у другого — конструктора (на глаз разрежет все, что захочет), у третьего получаются изумительные дизайны. Однако, когда они в будущем открывают свой бизнес, то могут примерить на себя несколько ролей — от швеи до менеджера по продажам.
Так как я вхожу в промышленно-образовательный консорциум, часто помогаю владельцам предприятий найти сотрудников. Например, стали активнее привлекать к деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Однажды увидела на улице девочку с церебральным параличом, пригласила ее в школу. Сегодня она лучшая швея на производстве медицинской одежды, освоила профессию с тремором рук. Я сформировала такую группу учеников в честь моего друга, который с детства прикован к кровати. Именно он (Фарит) показал, что работодателям стоит обратить свой взор и на таких людей — привлекать их на производства. Как могу, так и помогаю отрасли. Также двери школы открыты не только для детей и подростков, но и для взрослых — шуточная фраза на сайте «Принимаем участников до ста лет» уже не кажется шуткой, ведь учиться никогда не поздно.
Отмечу, мы серьезно подходим к обучению, это не курсы — средняя программа рассчитана на год. Это работа на понимание, на глубокое погружение в профессию. Среди кейсов есть и примеры, когда ученики владельцами собственных брендов, дизайнерами мебели или, например, создали пособие по конструированию одежды для инвалидов.
Мало того — мои первые ученики приводят в школу своих детей. Жду и следующие поколения. Я, как та ведьма — пока все знания не отдам, не отойду от дел. Сегодня в школе преподает моя выпускница, которая закончила институт и открыла свой бренд купальников. Считаю, что именно практикующие теоретики способны донести все нужные для получения профессии знания.
Елизавета Михайлова
Все фото предоставлены спикером