Петр Долнаков: «Комфортная среда без мест труда и образования — лишь красивая картинка»
Архитектор рассказал, почему «засадить» город многоэтажками — плохая идея, а также какие действия предпринять, чтобы Новосибирск перестал быть «трамплином».
Регалии председателя Новосибирского отделения Союза архитекторов не ограничиваются должностью в Союзе. Петр Долнаков руководит Группой S2, занимает должность генерального директора ООО «ЗапСибНИИПпроект.2», является вице-президентом Союза Архитекторов России, членом Президиума Союза Архитекторов России, почетным архитектором Российской Федерации. Кроме того, в 2024 г. Долнаков стал победителем в номинации «Архитектор года» по версии экспертного сообщества премии «Делового квартала» «Человек года».
Ниточки его интересов тянутся из детства, рассказал Петр. На выбор профессии повлияла семья: и отец, и мать были архитекторами. «Архитектурная действительность» окружала со всех сторон: видел чертежи, документацию с детства. Однако четкой цели стать архитектором не было, она появилась позже и к концу школы вылилась в прямое взаимодействие с профессией, а в дальнейшем стала частью творческого пути.
У каждого архитектора есть свой неповторимый почерк, который прослеживается во всех работах. Есть ли что-то объединяющее в ваших проектах, что-то, отражающее суть?
— Считаю, архитекторы формируются как целостные личности к годам к 60. Поэтому о неповторимом почерке пока еще рано говорить. Наша команда занимается большими градостроительными проектами, мастер-планами и архитектурным проектированием зданий, подразумевающими виденье того, как будут существовать экосистема, часть города, люди и здания в отдельных локациях в ближайшие 15-20 лет. Наверное, это и есть наша отличительная черта, и моя ответственность — правильно сформировать проектную задачу, соблюсти сроки выполнения, подать все в абсолютном ключе, сынтегрировать так, чтобы нужные направления работали вдолгую.
Для проектов я собираю большую команду: транспортные планировщики, ведущие архитектурные бюро Сибири с талантливыми архитекторами и социологами. Задача формирования будущего образа человека и его потребностей становится многоплановой. Это и комплексный подход, и стратегическое виденье, и опережающие решения. Когда речь заходит об архитектуре, нужно говорить про ясность. Есть замечательная триада «Польза. Прочность. Красота», в которой, как вы видите, польза — на первом месте. Если красота без пользы, то это неполноценный объект. Если же есть польза и прочность, но нет красоты, то это тоже не считается произведением.
Какие работы для вас самые любимые, и какие вызвали больше всего затруднений?
— Значимый проект на старте работы нашего бюро — реновация Казанского механического завода «Сантехприбор», где мы участвовали в составе большой команды, победили в конкурсе на отборочном этапе, в котором было 600 заявок из шести стран. Мы же вошли в топ-20 финалистов, создали проект, а после его защитили. К сожалению, не победили, однако получили колоссальный опыт, поняли, что можем конкурировать с лучшими командами страны. Эта уверенность позволила шагнуть вперед и дальше реализовывать смелые проекты. В моей команде есть главный архитектор Артем Гончаров. Мы вместе занимаемся нашим архитектурным делом. Совместная работа открыла для нас путь в профессию.
Также еще одним значимым проектом стало создание мастер-плана микрорайона «Клюквенный» в Новосибирске — первого и основного проекта КРТ в нашей области, который реализуется по нашему проекту. В частности, разработан проект Губернаторского колледжа на 2 500 человек — впервые за многие годы в нашем городе появится новое образовательное учреждение.
Как вы подходите к разработке мастер-планов и проектов, например, «СмартСити» и ЦКП «СКИФ». От чего отталкиваетесь, что вносите от себя?
— СмартСити и СКИФ — первые мастер-планы для Новосибирска и Новосибирской области. Здесь мы «пионеры». Изначально поставили перед собой задачу разработки новой среды для ученых и инноваторов, чтобы они оставались в Новосибирске и могли творить. Чтобы не усугубить текущее транспортное положение, мы разработали план с нашими коллегами из Санкт-Петербурга (ведущими транспортниками). Эти разумные решения перезагрузили ту часть Новосибирска, которая находится возле Академгородка. Поэтому здесь мы максимально подошли к развитию транспортной сети, а также лояльно к застройке. Это не ЖК, не монолитные «спальники», а хорошая многоуровневая, многоплановая, интегрированная среда для проживания, работы и отдыха, которая закрывает все потребности.
Ваша работа охватывает множество регионов России. Какие особенности градостроительного проектирования вы заметили в разных областях?
— Специфика работы позволяет работать по всей стране. Конечно, мы видим отличия в регионах и с точки зрения реализации проектов, и самого отношения к архитектуре. Отмечу, 30 лет с 1991 г. не прошли зря. Наблюдали упадок и перестройку архитектурно-градостроительной культуры и в городах, и в населенных пунктах Сибири и Дальнего Востока. Но есть и плюсы, а именно — невероятный человеческий потенциал. Например, с точки зрения простоты, решительности и ответственности сибиряков и жителей Дальнего Востока.
Именно молодые сибирские команды чаще других выделяются на общем архитектурном фоне. В Союзе архитекторов мы это видим, и я как руководитель всячески поддерживаю молодежь, которая занимается пропагандой новой архитектуры. Считаю, именно в регионах сосредоточен огромный потенциал, который необходимо поддерживать, направлять. Как раз девиз на ближайшие четыре года в союзе — «Регионы и молодежь».
Как вы считаете, какие аспекты градостроительных решений наиболее важны для развития современных городов?
— Флагман будущих градостроительных решений — поворот к созданию мест приложения труда в непосредственной близости от жилых объектов. Транспортная инфраструктура перенапряжена — в одной части города сосредоточено все то, что интересует жителей. Поэтому будущее зависит именно от многополярности и полифункциональности, чтобы в каждом сегменте Новосибирска формировалось несколько общественных ядер, в которых есть все: культура, развлечения и образование.
В наших проектах видим огромную перспективу развития культурных объектов, потому что ключевое для горожанина — самореализация, отдых. Если же этого нет, то город перестает быть интересным. Если человек не находит себя в самореализации, отдыхе, то этот город перестает быть интересным. Часто для тех, кто переезжает в столицу Сибири, Новосибирск становится трамплином. И наша ключевая задача — заинтересовать в перспективности проживания именно в нашем городе. Сложно говорить о жилье при такой жуткой ключевой ставке, поэтому нужно показывать возможности образования, медицины, культуры, досуга, а также мест приложения труда для каждого человека.
Что для этого нужно сделать?
— Необходимо на стадии проектирования погружаться в исследовательскую часть, понимать потребности той или иной территории и граждан. Существует множество инструментов для определения этих нужд. Именно комплексная оценка, анализ, выводы позволяют предложить реальные решения, но со стратегическим видением.
В собственных проектах мы опирались на социологические и профильные уникальные исследования того или иного направления. Например, перед строительством колледжа в «Клюквенном» оценили его необходимость. Выявили высокий спрос на среднее специальное образование и минимальное на него предложение в локациях. Мы заметили тренд на стадии исследования, а затем аккуратно интегрировали потребность в проектное решение — сегодня этот проект приняли на региональном и федеральном уровнях.
Каким вы видите будущее архитектуры и градостроительства в Новосибирске и в России в целом?
— Будущее прекрасно, потому что сейчас в основе любых градостроительных решений — человек и его потребности. Комфортная среда без мест труда и образования — лишь красивая картинка. Необходимо помнить о том, как человек будет здесь себя чувствовать, каким образом выстроит карьеру для своих детей или хотя бы наметит эту траекторию.
Поэтому будущее, как я уже сказал ранее, — за многоплановым развитием городских территорий в долгосрочном ключе. Не только «засадить» город многоэтажками, но и обеспечить людям среду проживания, систему, в которой они могут гармонично и комфортно существовать. Это непросто, но нужно постараться.
Что бы вы посоветовали молодым архитекторам, которые только начинают свой путь в этой сфере?
— Больше читать, изучать, относиться к прошлому с пониманием, в каких условиях оно формировалось. У нас великолепная архитектурная школа, есть примеры российских и сибирских проектов, которые реализовывались в нашем городе. Также необходимо как можно раньше сокращать шаг от создания идеи до реализации проекта собственными силами. Этим мы занимаемся в союзе — привлекаем молодежь, чтобы они ощутили связь с родным городом. Предлагаем им в рамках фестивалей и конкурсов, на примере конкретной территории, дать интересные предложения, а еще лучше — реализовать что-то руками. Потому что профессиональный архитектор должен не только красиво нарисовать, но и грамотно все обсчитать, а после в упакованном виде представить проект заказчику. Для этого недостаточно одного профильного образования — нужно постоянно «вариться» в направлениях, общаться с людьми и презентовать свои смелые идеи.