«От категории молчания к категории “Есть идея”». Бизнес-история предпринимателя-филолога

«От категории молчания к категории “Есть идея”». Бизнес-история предпринимателя-филолога
Иллюстрация: Предоставлено спикером

Как неугомонный ум и ненависть к офисам привели девушку-филолога к созданию собственного креативного агентства, где никто ни дня не трудился «в конторе», а работа ведется из разных точек мира.

Гендиректор креативного агентства «Есть идея», преподаватель кафедры филологии НГТУ (НЭТИ) Мария Губайдулина — одна из тех, кто своей историей развеял мифы о гуманитариях, доказав, что гуманитарное образование — это база, на которой можно построить что угодно, в том числе бизнес. 

Ты филолог, писала дипломную работу по творчеству Тургенева. Почему именно Тургенев? И как от литературы ты перешла к бизнесу?

— Да, моя дипломная работа называлась «Категория молчания героев в творчестве Тургенева». Действительно, интересный получился путь — от «категории молчания» к категории «Есть идея»! В институтские времена я сначала «заболела» Гюго. Произошло это после выхода французского мюзикла «Норт-Дам-де-Пари» с Даниэлем Лавуа в главной роли. Мне он так понравился, я думала — это идеальный мужчина, этот сумасшедший священник, он ведь так сильно любит Эсмеральду! Помню, в мой день рождения у нас в универе был спецсеминар по Виктору Гюго, я вызвалась высказаться и полтора часа говорила о «Нотр-Даме», об этом персонаже.

Я была сильно увлечена Гюго и хотела писать дипломную работу по его творчеству. Мне сказали, что для этого нужно читать роман и критическую литературу в оригинале, на французском, и я пошла учить французский язык. Купила книгу на французском, начала ее переводить и поняла, что наш перевод — очень хороший, очень точный. Тогда я подумала — зачем же мне тратить время на собственный перевод и совершать лишнюю сложную работу. И тогда я нашла в русской литературе автора, который максимально похож на Гюго — им для меня стал Иван Тургенев. Тот же романтизм, похожие в чем-то типажи героев, и то невысказанное, что мне хотелось изучить в Гюго — все эти порывы эмоций, и то, как он отражает их в своем произведении — я и исследовала в своей работе «Категория молчания героев в творчестве Тургенева».

Мы изучали категорию молчания на уровне сюжета, композиции, описания природы, на фонетическом и морфологическом уровнях. И это оказалось очень полезно для дальнейшей жизни — разговоры с моим научным руководителем Натальей Ермаковой дали очень много для понимания человека, его проявлений.

Понятно, почему ты стала предпринимателем — такая невероятная целеустремленность — учить французский ради изучения Гюго! Ну вот ты написала дипломную работу, выпустилась из универа, а дальше что?

—  Еще когда я училась на втором курсе, родители сказали мне, что нужно делать что-то более «применимое к жизни». «Филология — это хорошо, — сказали они, — но можно же параллельно делать какую-то интересную работу». Папа открыл фирму, мы назвали ее «Есть идея», и я стала руководить ею. Это было что-то вроде креативного агентства, мы тогда много чего попробовали: сделали справочник «Банки Новосибирска», первыми попробовали рекламу на посадочных талонах в аэропорту, запустили рекламу в лифтах. Это была проектная деятельность, мы генерировали идею и реализовывали ее в конкретном проекте.

Папа за мной наблюдал, а потом сказал, что для занятий бизнесом мне не хватает бизнес-образования, и посоветовал пройти курсы MBA. Поэтому, окончив филологию, я поехала в Москву — поступать в высшую школу менеджмента при Высшей школе экономики. Условием поступления на направление «Финансы» было два года работы на руководящей должности, у меня они как раз были.

Это было вечернее обучение, поэтому оставалось время для работы, и так как агентство в Новосибирске мы приостановили, а я хотела сама за себя платить и жить на свои деньги, то стала искать работу. Это было очень сложно. Потому что, с одной стороны, я молодая выпускница филологии, с другой — у меня три года директорства в рекламном агентстве — как это все совместить, кем мне работать, на кого идти — на журналиста, на директора?

В общем, искала я долго, и всегда мне на пути помогала вакансия менеджера по продажам. И хоть я вообще не «продажник», и так ни разу им и не поработала, но через эти вакансии заходила в классные компании, где для меня находилась интересная работа.

Сколько тебе пришлось пробыть в найме, чтобы понять, что свое дело все-таки лучше?

— Я попробовала много разных компаний и должностей. Однажды пришла на собеседование в компанию, где HR, внимательно меня оглядев, сказала: «Мне почему-то кажется, что ты нам можешь чем-то помочь. Пока не знаю, чем, но у меня чутье». Она пригласила меня на второе собеседование, уже с директором, и попросила одеться чуть более делово — я была одета в красные клеши с черной клеткой и красную блестящую кофту! А в этой компании у каждого сотрудника на столе лежала книга, специально закупленная директором фирмы в огромном тираже, — «Как одеваются леди и джентльмены». Это типография, которая занимается уникальными и сложными индивидуальными заказами, работает с крупными компаниями, поэтому для них было важно, чтобы сотрудники выглядели достойно. И тут я в своем наряде!

Прошло два дня, я подумала и решила — пусть принимают меня такой, какая я есть! И пошла на собеседование с директором ровно так же — в красном и блестящем! Я всегда ненавидела деловой стиль, и у меня даже не было такой одежды. Но директор прекрасно со мной пообщался, не сбежал после первых пяти минут, не испугался. Мы поняли, что у нас есть общие ценности, и можно попробовать поработать. Но мы оба не знали, кем я буду, и что буду делать.

«От категории молчания к категории “Есть идея”». Бизнес-история предпринимателя-филолога 1

Мы договорились, что меня устроят пока «продажником», а дальше посмотрим. И вот я села за рабочий стол и две недели просто наблюдала, что происходит. И вот спустя две недели я написала огромное письмо директору, что необходимо поменять в бизнес-процессах компании. Попросила еще одного сотрудника, сказала, что буду руководителем отдела по развитию бизнеса и буду реализовывать эти задачи. Так мы поменяли систему хранения продукции, стали тестировать разные способы коммуникации, сделали сайт, открыли выставку и музей. Я реализовала большой проект по опросу текущих клиентов, и мы смогли сохранить тех, кто мог сорваться, некоторых клиентов мы «развили» и сделали постоянными.

Так я отработала два года, решила, что хочу идти дальше, и покинула компанию. Но мы до сих пор общаемся и дружим.

И дальше снова пошла в найм?

— Да, я поработала еще в нескольких компаниях, побыла и заместителем руководителя отдела рекламы в Высшей школе экономики. И потом поняла, что хочу что-то кардинально поменять в жизни. Во-первых, я поняла, что я точно руководитель, а не исполнитель, и значит, я должна делать что-то свое. Во-вторых, осознала, что ненавижу офисы — я просто не могу проводить время в этом замкнутом пространстве, меня это фрустрирует. Это было начало 2010 года. Еще не до конца понимая, чего я ищу, я пока снова пошла на должность менеджера по продажам.

Но у меня с собой был «волшебный блокнотик». Когда я возвращалась на две недели в Новосибирск, мы с подружкой сделали интересный проект: собрали рекламодателей, напечатали блокнотик, на страницах которого художник нарисовал рекламные макеты этих рекламодателей, и мы раздали этот блокнот студентам. Он был такой красивый! И я решила, что так как мне важно найти по жизни именно своих людей, с которыми мне захочется вместе работать, я буду брать на собеседование этот блокнот, и там, где меня попросят его оставить, я буду работать.

И вот я пришла на очередное собеседование, поговорила с руководством, мы друг другу понравились, поняли, что есть общие ценности, но также поняли и то, что я точно не «продажник» и не подойду им на эту должность. Стали прощаться, и коммерческий директор Саша попросил меня оставить блокнот. Я подумала: «Это знак». Но все-таки мы попрощались, я пошла искать дальше, быстро нашла другую работу, и, не успев выйти на первый рабочий день, получила звонок от Саши. Он сказал, что компания хочет открыть новое направление, и предложил мне возглавить отдел. Я сказала, что мне нужно время подумать. И он радостно ответил: «Я загадал — если ты скажешь, что подумаешь, у нас все получится хорошо».  

Я подумала и решила, что его предложение все-таки ближе к тому, чего я хочу, и согласилась работать, но сказала, что у меня условие: я буду работать онлайн, не выходя в офис. Так мы успешно проработали вместе шесть лет. Мне предлагали все-таки выйти в офис, но я в тот момент уже была глубоко беременна, поэтому ушла в декрет, решила, что с ребенком мне ближе ритм жизни Новосибирска, а не Москвы — я хочу управлять своим временем и вписывать в него больше разных задач, а в Москве это совершенно невозможно. Так я вернулась в Новосибирск, отсюда еще поработала онлайн с этой компанией, но потом ее несколько раз перепродавали, и я поняла, что мне уже пора создать свое агентство, заново открыла компанию «Есть идея» и продолжила работать с клиентами из Москвы.

Потому что тебе было привычнее работать именно с Москвой?

— Так получилось, что мои идеи и навыки интересны крупным компаниям с уже состоявшимся брендом, к тому же, у меня уже была московская клиентская база, понимание, как общаться с федеральными компаниями. Я набрала команду, сегодня она составляет уже 25 человек. Они «разбросаны» по всему миру, и я рада, что мы умеем легко и просто работать онлайн. Я им очень доверяю, потому что это люди моих ценностей, все 10 лет я не слежу за тем, как они работают и когда выполняют свои задачи, главное — что мы делаем классные проекты.

Получается, что это бизнес, который стартовал без особых вложений и сложных решений?

— Да, главный ресурс, капитал, который у меня был — это моя репутация среди московских клиентов и агентств, мои знакомства, мой опыт и мой навык находить крутых людей в команду. Это и есть база, на которой построено наше агентство.

А почему ты решила вернуться в родной вуз уже в качестве преподавателя — филологический мозг требовал сложных гуманитарных задач?

— Наверное, потребность делиться с людьми своими знаниями и опытом, вовлекать людей в разную деятельность, мне передалась от родителей — мама долго преподавала журналистику в НГУ, папа тоже всегда делился опытом и знаниями с теми, кому это было необходимо.

Преподавание в НГТУ — это не первый мой опыт, до этого я читала курс журналистки в гимназии. Когда вернулась в Новосибирск, почувствовала, что хочу работать со студентами, пришла к заведующей кафедрой филологии в НГТУ Галине Михайловне Мандриковой, сказала, что готова сделать курс для журналистов, а в тот год на кафедре как раз открылось первое специализированное направление «Журналистика». Меня пригласили на работу, и с тех пор я там преподаю.

«От категории молчания к категории “Есть идея”». Бизнес-история предпринимателя-филолога 2

Планируешь и дальше совмещать преподавание с бизнесом?

— В этом семестре хочу поменять подход: уйти от регулярного преподавания в спецпроектную деятельность — это и интереснее мне самой, и полезнее студентам, я вижу, что один проект прокачивает навыки гораздо круче, чем несколько часов теории. Поэтому стараюсь, чтобы наши студенты постоянно находились в коммуникации с реальными людьми из тех сфер, в которых им хотелось бы работать.

Что ты могла бы сказать сейчас студентам как уже состоявшийся предприниматель, как тот самый реальный человек «из рынка»?

— Я им всегда говорю: «Скорее всего, большинство из вас не будет работать журналистами. И, вероятно, более половины из вас пришли сюда не потому, что мечтают стать журналистами, а по каким-то другим причинам». Опыт показывает, что это так. Они в этот момент тоскливо на меня смотрят, а я говорю: «Но вы не переживайте, вы находитесь в правильном месте, вы получите здесь хорошую базу». Люди ведь идут в журналистику, потому что они проактивны и любознательны, а два этих качества лежат в основе не только журналистики — с ними можно покорить любую сферу, в том числе бизнес.

Я стараюсь развивать у них навыки коммуникаций, умение работать с конфликтными ситуациями и находить нестандартные решения, а также брать на себя ответственность. Это очень важно, потому что безответственный человек, вне зависимости от того, какие у него есть навыки — нигде надолго не задержится. Стараюсь показывать им реальные примеры успешных людей. Очень многие студенты благодаря такому подходу находят себе работу или людей, с которых хотят брать пример по жизни.

Фото предоставлены Марией Губайдулиной

Самое читаемое
  • Что будет с Россией, если цены на нефть продолжат падение? Мнения аналитиковЧто будет с Россией, если цены на нефть продолжат падение? Мнения аналитиков
  • Экс-директор Музея истории Екатеринбурга возглавил музей в ВеликобританииЭкс-директор Музея истории Екатеринбурга возглавил музей в Великобритании
  • Аналоговые банки уходят в прошлое. Их вытесняют цифровые — какие и в чем их отличие?Аналоговые банки уходят в прошлое. Их вытесняют цифровые — какие и в чем их отличие?
  • Производство российских телевизоров Irbis остановлено: на них нет спросаПроизводство российских телевизоров Irbis остановлено: на них нет спроса
  • С сентября выдача наличных для ряда клиентов будет ограничена — не более 50 тысяч в суткиС сентября выдача наличных для ряда клиентов будет ограничена — не более 50 тысяч в сутки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.