Как проверить работу CRM и перестать терять деньги. Мнение эксперта

Как проверить работу CRM и перестать терять деньги. Мнение эксперта
Иллюстрация: Предоставлено спикером

Как провести аудит CRM, в каких случаях необходима ее модернизация и как избежать типичных ошибок?

Управляющий партнер «Агентства Маркетинговых Стратегий Макс», бизнес-наставник предпринимателей Ульяна Павлова

—  Владельцы малого бизнеса поначалу справляются с клиентской базой в блокнотах, Excel-таблицах или через телефонную книгу и мессенджеры. С ростом компании ручной учет начинает замедлять работу, клиенты «теряются», а продажи буксуют. В этот момент компания дорастает до ведения CRM и живет в новой цифровой реальности некоторое время вполне счастливо.

Следующий вопрос возникает, когда бизнес изменился по каким-то причинам, и CRM начинает, наоборот, усложнять работу. Система есть, но возникают постоянные сложности у персонала, или сотрудники отказываются пользоваться, потому что в ней не учтены новые процессы.

В таком случае требуется аудит и, возможно, модернизация CRM, чтобы она соответствовала реальным потребностям бизнеса. На практике я вижу, как компании теряют до 50% потенциальной прибыли потому, что их CRM-система устарела или не адаптирована под текущие бизнес-процессы.

В этой статье я расскажу, как провести аудит CRM, в каких случаях необходима ее модернизация и как избежать типичных ошибок, разберу реальные кейсы и дам практические рекомендации из моего опыта консультирования бизнеса.

Когда бизнесу нужна модернизация CRM?

Несколько признаков, что ваша система управления взаимоотношений с клиентами требует изменений:

— Снижение скорости обработки заявок в отделе. Клиенты ждут ответа дольше, чем у конкурентов, а конверсия падает.

— Разрозненные коммуникации. Менеджеры общаются с клиентами через разные каналы (WhatsApp, Telegram, почта), но фиксируется только часть.

— Проблемы с аналитикой. Вы не можете быстро оценить эффективность отдела продаж и маркетинга, потому что данные неполные, устаревшие или разрозненные.

— Руководитель отдела ежедневно тратит время на прослушивание звонков или перечитывание переписок для контроля.

— Отсутствие интеграций. CRM не связана с 1С, телефонией, рекламными кабинетами и сайтами.

Если что-то из этого вам знакомо — пора апгрейдить систему.

Этапы аудита CRM

Перед тем как вносить изменения, важно провести аудит. Это позволит определить слабые места в работе и выстроить план изменений.

1. Анализ процессов и выявление проблем

Первый шаг — оценка того, как CRM используется в компании. Проверяем:

— Соответствует ли воронка продаж, автоматизация, аллерты, реальному внутреннему процессу продаж?

— Где чаще всего возникают сложности места» у персонала?

— Какие задачи менеджеры выполняют вручную ежедневно, возможно ли их автоматизировать?

Одна из компаний, с которой я работала, теряла клиентов из-за того, что заявки из всех источников попадали в CRM, но распределялись вручную руководителем отдела продаж. После внедрения автоматического назначения менеджеров по очереди скорость обработки заявок увеличилась на 35%.

Также важно учитывать специфику бизнеса. В одном проекте мы работали с B2B-компанией, которая занималась дистрибуцией товаров. Их CRM не поддерживала автоматическое создание заказов при поступлении новых заявок. После модернизации системы, включающей интеграцию с ERP, компания снизила ручной ввод данных на 60%.

2. Опрос пользователей

Руководители бизнеса видят CRM только со стороны отчетности, а сотрудники сталкиваются с повседневными проблемами. Поговорите с менеджерами:

— Какие функции они используют ежедневно?

— Где система их замедляет?

— Какие процессы хотелось бы упростить?

В одном проекте мы выявили, что менеджеры тратили 30% рабочего времени на ручное занесение сводных данных по каждому клиенту в конце рабочего дня. Оперативно провели дополнительное обучение, показали возможности и функционал и облегчили рабочую жизнь специалистов.

В другой компании из сферы услуг мы обнаружили, что менеджеры вручную связывали повторные обращения с существующими клиентами. Автоматическая система распознавания номеров телефонов сократила дублирование данных на 50%.

3. Оценка функциональности и интеграций

Современная CRM — это не просто база данных клиентов, это часть единой экосистемы всего бизнеса. Проверьте:

— Поддерживает ли система мультиканальное общение?

— Интегрирована ли она с телефонией, бухгалтерией, ERP, рекламными кабинетами, сайтом и т.д.?

— Есть ли воронки ведения клиентов для разных направлений бизнеса?

Если каких-то функций не хватает, значит, пора сделать обновление функционала.

Как избежать ошибок при модернизации CRM?

Разберу типичные ошибки, чтобы процесс работы с исполнителем не затягивался и приносил быстрый результат для компании.

Ошибка 1. Отсутствие четкого ТЗ

Нечетко сформулированные требования приводят к тому, что подрядчик внедряет функционал, который не решает насущные бизнес-задачи.

Как сделать правильно:

— Прописать, какие процессы должны быть автоматизированы.

— Определить, какие отчеты должны быть в CRM.

— Указать, с какими системами нужна интеграция.

Ошибка 2. Игнорирование обратной связи от сотрудников

Если CRM неудобна, менеджеры будут ей сопротивляться. В одном проекте мы сначала устранили все проблемы, а потом проводили обучение сотрудников, объясняя, как она облегчает их работу. Это помогло быстрее внедрить изменения.

В другом случае, после запуска новой CRM, сотрудники продолжали работать в старой системе. Проблема оказалась в том, что им не предложили обучение. Дополнительные тренировки и совместный проход с интегратором по всем процессам решили проблему адаптации за две недели.

Ошибка 3. Недостаточное тестирование

Перед глобальным внедрением протестируйте обновления на небольшой группе пользователей или отдельной воронке. Это позволит выявить ошибки и доработать систему до ее запуска на весь бизнес.

Результаты успешной модернизации

Компании, которые проводят аудит и модернизацию CRM по четкому плану, получают:

— Снижение времени обработки заявок на 30-50%.

— Рост конверсии на 20-25% за счет автоматизации коммуникаций.

— Прозрачность всех процессов в отделе продаж.

— Экономию времени сотрудников.

— Увеличение точности данных и снижение ошибок в работе.

CRM — это не просто инструмент, а стратегический актив бизнеса. Ее полноценная работа и налаженные процессы в соответствии с бизнес-задами дают конкурентное преимущество, сокращают расходы и увеличивают прибыль. Главное — подходить к этому процессу системно, с четким анализом и грамотными интеграторами.

Самое читаемое
  • В сентябре в Екатеринбурге откроют «Легенду»В сентябре в Екатеринбурге откроют «Легенду»
  • Из-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсыИз-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсы
  • В Литературном квартале Екатеринбурга начали сносить домаВ Литературном квартале Екатеринбурга начали сносить дома
  • Хантинг 2.0: новая этика в охоте за талантами на вес золотаХантинг 2.0: новая этика в охоте за талантами на вес золота
  • Заросли борщевика станут поводом для изъятия земельных участковЗаросли борщевика станут поводом для изъятия земельных участков
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.