Новая реальность вынуждает работодателей отказываться от предрассудков

Основой проблемой в 2025 году остается кадровый голод, который начинает диктовать свои условия, заставляя работодателей принимать сложные решения и «наступать на горло собственной песне».
Согласно данным hh.ru, в топ-3 трендов российского рынка до 2026 г. останутся рост усилий для удержания персонала, повышение производительности труда и операционной эффективности, а также человекоцентричность. В это понятие входит множество опций, которые необходимо включать в пакет для соискателя, если компания хочет успешно конкурировать на рынке. А конкурировать придется: по результатам опроса платформы, больше половины компаний ожидают в 2025 году роста численности персонала, и только каждая пятая думает о сокращениях.
Что характерно, больше всех ожидают расширения штата в малом и среднем бизнесе. Больше всего работодателям Новосибирской области по-прежнему нужен рабочий персонал: доля вакансий в 2024 г. составила 14% — это самый большой показатель среди всех вакансий в регионе. 12% открыто в сфере «продажи и обслуживание клиентов». Замыкают топ-3 сферы «транспорт, логистика, перевозки», «производство, сервисное обслуживание» и «строительство, недвижимость» (по 9%).
Самые востребованные специалисты в регионе — менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами (24177); продавец-консультант, продавец-кассир (17570) и водитель (15411). 40% из наиболее востребованных специалистов не хватает, чтобы покрыть потребности рынка, из них 52% — это «синие воротнички».
Интересно, что такой дефицит заставляет работодателей снижать требования к соискателям. Например, уже не так строго требуется опыт: в ритейле уже более половины вакансий не требуют опыта, в маркетинге количество предложений без опыта работы практически удвоилось за год. Кроме того, работодатели более охотно рассматривают возрастных кандидатов и студентов.
Работодатели действительно быстро перестраиваются и готовы брать все больше специалистов без опыта и обучать. Снижение требований по опыту происходит везде, особенно там, где можно научить на месте. На рынке есть примеры, когда работодатели переучивают своих же сотрудников с других позиций на те, которые нужно закрыть. Используют технологию переобучения. Но и там, где требуются квалифицированные специалисты, тоже стали гибче подходить к требованиям, — отметила директор hh.ru Сибирь Екатерина Дегтярева.
Чаще всего кандидатов без опыта, помимо ритейла, готовы брать в сферах «административный персонал» и HoReCa, а спрос на соискателей без опыта растет более всего в сферах «маркетинг, реклама, PR», HoReCa и «финансы, бухгалтерия». Беря на работу сотрудников без необходимых навыков, работодатели готовы закреплять за ними наставника, проводят стажировку или обучение внутри компании.
Это большой вызов: если мы как бизнес хотим работать на высоком уровне конкуренции, мы должны понимать, что на рынке не будет достаточного количества специалистов необходимой нам квалификации, мы всегда должны дотягивать своих. Ну и бизнес очень быстро развивается, мы же говорим не только о новых кандидатах с рынка, но и о необходимости доучивать текущих сотрудников, удерживать их и не открывать новые вакансии так, как моголи себе позволить это раньше, — прокомментировала эксперт.
Что касается самих кандидатов, то их интерес к работе тоже растет, просто не во всех сферах одинаково. И также важно понимать, что сегодня, когда на вакансию работодателя идут отклики, это не свободные кандидаты, а те, кто решил сменить работу в поисках лучших условий, и это в основном соискатели в возрасте 18-24 (56%) и 25-34 (45%). Чаще всего в 2024 г. новосибирцы искали работу в сферах «рабочий персонал» и «продажи, обслуживание клиентов» (по 10% резюме от общего объема на рынке), а также «транспорт, логистика, перевозки» и «домашний, обслуживающий персонал» (по 8%).
Динамика интереса по сферам показала, что он вырос на 21% в «строительство, недвижимость» и «транспорт, логистика, перевозки», на 23% — в HoReCa, на 26% — в сфере «рабочий персонал» и на 41% в автомобильном бизнесе. При этом в тех сферах, где как раз в работниках нуждаются больше всего, интерес соискателей низкий: «розничная торговля» (-16%), «административный персонал» (-4%).
Интересно, что, желая сменить работу, соискатели идут не столько за зарплатой, хотя она по-прежнему на первом месте в топе, сколько за общим внимательным отношением к сотрудникам. В набор «опций», которых ждут от работодателей кандидаты, входят также перспективы роста в карьере и зарплате, удобная логистика, официальное оформление, интересные проекты для профессионального развития, личность руководителя, демократичная атмосфера в компании, соцпакет, возможность удаленки и пр.
При этом, что касается зарплатных запросов, то сейчас фокус сместился на то, что идеальная работа — это не та, где просто высокая зарплата, а та, где доход покрывает все потребности сотрудника. А также идеальная работа должна давать возможность зарабатывать на необходимое, приносить удовольствие и поддерживать чувство собственного достоинства.
Самыми престижными для соискателей по-прежнему остаются ИТ-специальности (51%), ученые, исследователи (38%), инженеры с высшим образованием (37%). Кстати, интересно, что, благодаря зарплатной гонке, квалифицированные рабочие профессии в глазах соискателей становятся престижнее, более всего — сервисный инженер, инженер-механик, оператор станков с ЧПУ, геодезист, сварщик.
Зарплатные предложения в целом на рынке за год выросли на 20%, ожидания соискателей — на 21%. В этом году роста зарплат ожидает две трети компаний, каждая четвертая планирует оставить прежний уровень. Самые большие ожидания — в сегменте HoReCa (80%), на втором месте — розничная торговля (67%), на третьем — легкая промышленность, добыча и переработка ископаемых (по 66%).
Говоря о зарплатной гонке, Екатерина Дегтярева отметила, что есть внешние факторы, которые будут влиять на изменение стратегий работодателей, заставляя их делать ставки не только на зарплату. На рынок продолжат влиять неблагоприятная демографическая ситуация (когда большое поколение уходит с рынка труда, а малое входит в трудоспособный возраст), рекордно низкая безработица (2,3% на ноябрь-2024), высокая потребность рынка в кадрах (3,5 млн), ограничения на труд мигрантов в регионах и рост трудовой мобильности работников.
Что касается стратегии управления персоналом, то остаются внешние факторы, на которые необходима реакция. В этом году огромный фокус — на удержании сотрудников, на работе с текущими кадрами. Развитие и человекоцентричные стратегии — вместо зарплатной гонки. Цифровизация в найме и работа с брендом работодателя. Зарплату точно будут поднимать, но это не единственный способ. Человекоцентричный подход — это уже не лозунг, это конкретные мероприятия, это обучение, это вкладывание идеологии в линейных руководителей, — заключила Екатерина Дегтярева.