Власти Новосибирска могут отказаться от «Бионорда» на дорогах

Мэрия планирует отказаться от использования речного песка и реагента «Бионорд» для обработки дорог. Об этом сообщил мэр Максим Кудрявцев в эфире «Вести-Новосибирск».
Мы очень серьезно подошли к стандартам и регламентам уборки города, посмотрели практику других территорий и сейчас кардинально меняем подходы. Максимально уходим от речного песка, который содержит большое количество ила, — зима заканчивается, снег тает, и в городе появляются облака пыли. Поэтому сейчас будем посыпать качественным песком только уклоны. В остальном стараемся применять другие технологии. Большое количество нареканий у горожан было на «Бионорд». Сейчас рассматриваем другие технологии, чтобы максимально от этого реагента уйти, — сообщил мэр.
Долгие годы Новосибирск использовал для посыпки дорог песчано-соляные смеси. Объем потребления составлял до 120 тыс. тонн в год. Чтобы смесь не смерзалась, в нее добавлялся хлорид натрия. Это агрессивное вещество, которое очень сильно влияет на коррозию автомобилей, от него портится обувь, одежда, страдают животные. А для собственно смеси использовали речной песок. Конечно, нам говорили, что используется карьерный песок, но у нас не существует карьерного песка, — рассказал еще в мае 2024 г. в своем интервью «Деловому кварталу» инженер-исследователь, основатель инжиниринговой компании «Гормашэкспорт» Андрей Степаненко.
Представители производителя «Бионорда» — Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ) — прокомментировали ситуацию, отметив, что готовы к конструктивному взаимодействию с администрацией Новосибирска и профильными департаментами:
«На протяжении последних нескольких лет «Бионорд» активно и в больших объемах применяют в большинстве крупных городов России. При столь масштабной его эксплуатации количество жалоб от граждан остается относительно невысоким. В отдельных случаях УЗПМ обеспечивает оперативное рассмотрение замечаний и проводит лабораторные исследования для установления причин повреждений, будь то коррозия на автомобилях или порча обуви. При этом подавляющая часть претензий к реагенту, с которыми сталкивается УЗПМ, возникает при несоблюдении рекомендаций по его использованию.
Для достижения оптимального результата при применении «Бионорда» важно следование технологическому регламенту: точная норма расхода на единицу площади, учет температурных условий и своевременная уборка отработанной снежно-ледовой массы. Если эти рекомендации не выполняются, или реагент смешивается с другими (более агрессивными) веществами, возникают претензии, которые ошибочно адресуются «Бионорду».
Одним из ключевых преимуществ «Бионорда» является пониженная коррозионная активность. По итогам профильных испытаний, показатель коррозии у материала, как правило, не превышает 0,4. Для сравнения, у традиционной технической соли (галита) он может достигать 1,1, что более чем вдвое выше и объясняет, почему именно соль и песко-соляная смесь зачастую становятся причиной серьезной коррозии металлоконструкций и кузовов автомобилей. Тем не менее в общественном восприятии нередко случается подмена понятий: негативные эффекты, вызванные агрессивной солевой средой, приписываются «Бионорду» по причине ошибочного отождествления всех противогололедных материалов с «вредной химией».
УЗПМ уважает выбор муниципалитета в вопросе зимнего содержания дорог и не оспаривает право Новосибирска определять собственные стандарты. В то же время важно помнить, что эффективность или неэффективность любого противогололедного продукта следует оценивать комплексно — по совокупным затратам на поддержание безопасного дорожного движения, защиту инфраструктуры от коррозии, а также объемам уборочных работ. В большинстве российских регионов «Бионорд» уже доказал свою результативность при корректном использовании.
УЗПМ выражает готовность к конструктивному взаимодействию с администрацией Новосибирска и профильными департаментами, чтобы разъяснить возможности правильного применения «Бионорда» и при необходимости предоставить результаты независимых экспертиз. Такой обмен данными и опытом мог бы способствовать более взвешенному выбору технологий, которые помогут городу сохранить дороги в надлежащем состоянии и обеспечить комфорт горожанам в период гололеда».