«Ценовые ожидания сибирского бизнеса снизились, но остались выше общероссийских»

В декабре 2024 — январе 2025 гг. рост потребительской активности в Сибири сложился на уровне предыдущих двух месяцев. В основном это произошло за счет повышенного спроса в сфере услуг и общепита.
Как рассказали в Сибирском ГУ Банка России, в декабре 2024 г. годовая инфляция в Сибири ускорилась, но осталась вблизи общероссийской. При этом месячный темп роста цен в макрорегионе немного снизился относительно ноября. А за последние три месяца средний рост цен в Сибири не превышал значения по РФ.
Основной вклад в инфляцию продолжает вносить продовольствие. Поставщики импортных фруктов и овощей утверждают, что рост стоимости на их продукцию вызван растущими логистическими издержками и произошедшим ослаблением рубля. Те же факторы определили повышение цен на бытовую технику, теле- и радиотовары. Ценовые ожидания сибирского бизнеса снизились, но сохраняются выше общероссийского показателя, — рассказали в банке.
Кроме того, по подсчетам аналитиков, в декабре условия банковского кредитования в Сибири почти не изменились. Темпы кредитования корпоративных клиентов на начало декабря замедлились. А из-за высоких ставок продолжил снижаться интерес населения к потребительскому кредитованию и ипотеке, выдаваемой на рыночных условиях. Например, по подсчетам Национального бюро кредитных историй, Новосибирская область в IV квартале 2024 г. вошла в топ-3 по РФ по снижению объема выдачи потребкредитов. Падение показателя составило 54,6% за квартал.
При этом спрос на льготную ипотеку оставался стабильным. Средства населения на вкладах продолжали расти на фоне высоких депозитных ставок. Банки отмечали высокую конкуренцию за вкладчиков, а также мобильность последних при переходе из банка в банк.
Также в IV квартале 2024 г. сибирские представители отрасли производства стройматериалов отмечали ослабление спроса и, как следствие, снижение выпуска основной продукции.
Так, крупнейший за Уралом производитель цемента (объединяет мощности пяти сибирских заводов) в 2024 г. сократил производство на 2,7% в годовом выражении из-за снижения спроса на стройматериалы во втором полугодии после завершения массовой льготной ипотеки. Усугубляет ситуацию нарастающий дефицит провозных мощностей железных дорог — по мнению производителя, доставлять готовую продукцию заказчикам и сырье для ее производства становится все сложнее, — привели пример в банке.
Как утверждают аналитики, в результате загрузка производственных мощностей сибирских цементных заводов сократилась до 59% в 2024 г. после 61% в 2023 г.
В компании по производству строительных металлоконструкций отметили, что в IV квартале строительные организации массово отказывались от предзаказов на продукцию, что привело к затовариванию складов <...>. Производитель кирпича сообщил, что в IV квартале произвел только треть от возможного объема выпуска. В связи с сокращением заказов производитель кровельных материалов уменьшил количество рабочих смен, а комбинат по производству железобетонных изделий — объем инвестиций, отказавшись от проектов по расширению производства. Охлаждение спроса на продукцию отмечает и крупный производитель теплоизоляционных материалов, — сообщили эксперты.
В IV квартале 2024 г. производство в пищевой промышленности Сибири увеличилось в среднем на 6% за год — за счет устойчиво высокого потребительского спроса, импортозамещения и госзаказа.
Так, крупный мясоконсервный комбинат в IV квартале нарастил выпуск и объемы продаж более чем на 10% за год. Другой представитель отрасли сообщил о расширении спроса и, соответственно, производства в сегменте готовых блюд и мясных полуфабрикатов. Хороший потенциал для развития со стороны внутреннего спроса и экспортных возможностей отметили крупные производители молочной продукции, — говорится в комментарии Сибирского ГУ Банка России.
При этом второе полугодие оказалось сложным из-за дефицита сырого молока и роста его стоимости, отметили аналитики банка. Поэтому отдельные компании вынужденно снизили объем переработки и ограничили ассортимент. Повышенный спрос отметили производители сыра, растительных и животных масел, кондитерских изделий и мороженого:
Так в 2024 г. экспортные поставки сибирских сыров выросли в два раза в годовом выражении. О двузначных темпах роста объема продаж сообщил крупный сибирский производитель кондитерских изделий. Компания по производству мороженого сообщила об увеличении экспорта почти в три раза к 2023 г. В 2025 г. производитель планирует нарастить внешние поставки еще на 15%.
В IV квартале 2024 г. большинство производителей упаковки в Сибири сообщали о сохраняющемся росте спроса на свою продукцию за счет замещения ушедших брендов, развития локальных брендов и собственных торговых марок ретейлеров, увеличения потребления фасованной/упакованной продукции.
Крупный сибирский производитель стеклотары отметил, что рынок по-прежнему на подъеме. Спрос на продукцию предприятия превышает его возможности по наращиванию производства. Уже в ближайшее время компания планирует установить дополнительную линию и увеличить выпуск стеклоизделий на 15% в годовом выражении, — привели пример аналитики.
Растущий спрос на продукцию отметил и крупный сибирский производитель пластиковой упаковки. Ему дефицит готовой продукции и очередь на заказы позволили повысить цены в ответ на рост издержек. При этом производитель расширяет свое присутствие и в Центральной Азии. Также в 2024 г. серьезно увеличил ассортимент и выпуск сибирский производитель тарного картона и упаковки.