Сезонные тенденции в ритейле: что влияет на торговые центры?

«Судьба любого торгового центра во многом зависит от условий, диктуемых рынком и потребительскими предпочтениями».
Директор компании «Отелит» Евгений Бурденюк
— Судьба любого торгового центра во многом зависит от условий, диктуемых рынком и потребительскими предпочтениями. Одним из значимых факторов здесь выступает сезонность, которая определяет не только потоки посетителей, но и выручку торговых точек. Чтобы глубже понять это явление, рассмотрим примеры и соберем аналитические данные за последние несколько лет.
Пример успешной адаптации:
Представим Новосибирский ТЦ «Лазурный», который, начав анализировать посетительскую активность, увидел заметные различия в посещаемости в зависимости от времени года. Зимой и осенью наблюдался спад активности, в то время как весна и лето приносили больше посетителей.
Анализируя полученные данные за последние три года, мы видим интересный эффект сезонности:
Зима. C декабря по февраль человекопоток обычно возрастает из-за праздников, но затем быстро снижается. Например, в 2023 г. количество посетителей в январе упало на 25% по сравнению с декабрем. Тем не менее, после новогодних распродаж, как правило, наблюдается активизация интереса, особенно в магазинах одежды.
Весна. Этот период характеризуется ростом покупательской активности. В марте и апреле посещаемость ТЦ «Лазурный» в 2024 г. увеличилась на 15% по сравнению с февральскими показателями.
Лето. Довольно интересная динамика наблюдается летом. В связи с сезонными распродажами и туристическим потоком в июле 2024 г. посещаемость выросла на 10% по сравнению с июнем.
Осень. Сентябрь традиционно считается месяцем возвращения потребителей в ТЦ. В этом периоде идет подготовка к школе и покупка сезонных коллекций одежды. В сентябре 2024 г. ТЦ «Лазурный» отмечал прирост посещаемости на 20% по сравнению с августом.
Прогнозы
На основании многолетних наблюдений прогнозируется, что тенденции сохранятся. Однако важность приобретает индивидуальный подход к настройке маркетинговых кампаний и мероприятий в разные сезоны.
1. Зима. Подготовка к новогодним праздникам — важный этап. Удачный маркетинговый ход — рождественские ярмарки, которые могут привлечь посетителей.
2. Весна. Организация модных показов с презентацией новых коллекций станет драйвером роста посещаемости.
3. Лето. Важно сосредоточиться на создании комфортных климатических условий внутри ТЦ, а также активной работе с туристическим потоком.
4. Осень. Мероприятия, связанные с началом учебного года, и запуск акций для различных категорий товаров помогут увеличить покупательскую активность.
Аналитическая важность.
Цифры подтверждают источники дохода и помогают планировать мероприятия, привлекающие посетителей. Использование больших данных и современной аналитики позволяет оптимизировать управление, начиная от ассортимента и заканчивая выбором арендаторов.
Если брать графики роста посещаемости линейно, то:
— Пик в декабре (перед новогодними праздниками).
— Спад в январе.
— Постепенный рост с марта по май.
— Колебания в течение летних месяцев с небольшими пиками в начале июля и в конце августа.
— Рост посещаемости в сентябре и октябре.
График выручки по категориям товаров
— Категории: одежда, электроника, игрушки, еда и напитки, домашняя утварь. Пик приходится на весенние и осенние месяцы, когда проходит смена коллекций.
— Пик продаж электроники в зимние месяцы, связанный с праздниками.
— Увеличение продаж еды и напитков летом из-за растущего потока туристов и отдыхающих.
График акций и мероприятий:
— Декабрь: новогодние ярмарки и распродажи.
— Март: весенние распродажи.
— Лето: мероприятия на открытом воздухе, ярмарки.
— Осень: события, связанные с началом учебного года и модные показы.
График туристического потока
— Рост туристов с мая по август.
— Спад с сентября по ноябрь.
Сезонность — это не только вызов, но и возможность для торговых центров. Разумная адаптация под эти условия может увеличить доходы и укрепить позиционирование торгового центра как главного места шоппинга и отдыха в любое время года. Отсюда — вывод: помимо стандартных мероприятий, обязательно нужно внедрять индивидуальные сезонные стратегии, чтобы достичь успеха.