«Когда рынок труда остается кандидатским, обучение сотрудников критически важно»

«Когда рынок труда остается кандидатским, обучение сотрудников критически важно»
Автор фото: Ioann-Mark Kuznietsov. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Консалтинговая компания get experts представила результаты исследования трендов российского рынка труда в области обучения и развития персонала в 2024-2025 гг.

В опросе приняли участие 3 348 респондентов — наемных работников и руководителей, топ-менеджеров, HR-специалистов и других представителей компаний-работодателей из разных регионов России.

Согласно результатам, обучением и развитием своих сотрудников занимаются 78% работодателей, еще 8% намерены ввести соответствующие программы в 2025 г. 9% участников опроса сообщили, что в их компаниях не обучают персонал, 5% затруднились дать точный ответ.

В 40% компаний обучают сотрудников всех уровней. Сотрудников высшего уровня обучают 40% работодателей, среднего — 26%, начального — 20%. Также в ряде компаний обучение доступно для специалистов отдельных направлений: в 18% случаев это управленцы, в 13% — сотрудники исполнительного уровня (Executive level), в 9% — топ-менеджеры.

У 30% работодателей приоритетом при составлении программ обучения сотрудников выступает развитие их профессиональных навыков (hard skills), 12% делают упор на универсальные навыки (soft skills), 58% считают, что развивать нужно и то, и другое в комплексе.

В 37% компаний требование о регулярном прохождении обучения и повышения квалификации обязательно для всего персонала, в 23% — только для сотрудников высшего и менеджерского уровня. Остальные 40% считают, что обучение и развитие сотрудников — это в первую очередь их собственная инициатива.

В десятку наиболее популярных активностей, направленных на обучение и развитие персонала, вошли курсы повышения квалификации, тренинги и семинары (54%), программы адаптации новых сотрудников (51%), участие в профессиональных конференциях и форумах (46%), тренинги по навыкам управления и лидерства (44%), внешние и внутренние стажировки (37%), регулярная оценка работы и обратная связь (32%), доступ к корпоративной библиотеке, профессиональной литературе (29%), внедрение бонусов и поощрений за достижения в развитии (27%), планы карьерного роста (23%) и возможность пробовать себя в разных ролях внутри компании (17%). Также респонденты упоминали такие активности, как привлечение сотрудников компании для проведения тренингов, менторские программы, карьерные консультации и т. д.*

73% опрошенных специалистов ответили, что в их компаниях занимаются обучением персонала, 23% — что не занимаются.

По словам 22% профессионалов, в их компаниях прохождение обучения обязательно для всех сотрудников. 19% сказали, что у них это требование касается только менеджеров и сотрудников высшего уровня. 48% сообщили, что их работодатели считают обучение личной инициативой сотрудников, и 11% не в курсе, существуют ли на их работе требования об обучении.

Как рассказали участники опроса, в 28% случаев работодатели фокусируются на развитии их профессиональных навыков, в 11% развивают универсальные навыки и только в 27% компаний руководство нацелено на развитие обеих групп навыков одновременно. Еще 34% не знают, какие именно навыки развивает их работодатель.

18% опрошенных работников сказали, что не проходят никакое обучение, 24% проходят только обязательные курсы внутри компании. По собственной инициативе курсы обучения и развития проходят 58% респондентов: 13% развивают свои универсальные навыки, 18% — профессиональные, и 27% работают над обеими группами навыков.

59% профессионалов рассказали, что прохождение обучения никак не влияет на их доход. О росте доходов после обучения сказал 21% опрошенных, об их снижении из-за расходов на обучение — 1%. Еще 19% признались, что не отслеживают динамику своих доходов.

Чаще всего компании, в которых работают участники опроса, предоставляют такие возможности для обучения и развития: курсы повышения квалификации, тренинги и семинары (54%), программы адаптации новых сотрудников (36%), внешние и внутренние стажировки (33%), участие в профессиональных конференциях и форумах (28%), тренинги по навыкам управления и лидерства (22%), доступ к корпоративной библиотеке и профессиональной литературе (25%), регулярная оценка работы и обратная связь (24%), внедрение бонусов и поощрений за достижения в развитии (23%), планы карьерного роста (17%) и возможность пробовать себя в разных ролях внутри компании (17%). Несколько реже упоминают привлечение других сотрудников компании для проведения тренингов (12%), менторские программы (9%), карьерные консультации (6%), субсидии на получение высшего образования (3%) и компенсацию затрат на образовательные курсы (менее 1%).

В условиях, когда рынок труда остается кандидатским, обучение сотрудников становится критически важным для восполнения нехватки необходимых компетенций. В постоянно меняющемся бизнес-контексте непрерывное обучение — это минимум, необходимый для выживания и развития организаций. Для профессионалов обучение — это не только возможность развивать имеющиеся навыки и осваивать новые, но и способ повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Однако, по данным наших исследований, сотрудники зачастую не готовы самостоятельно финансировать обучение и повышение квалификации, считая это обязанностью работодателя. На мой взгляд, к этому вопросу стоит подходить стратегически: важно не только рассчитывать на обучение от компании, но и самостоятельно инвестировать в свое развитие, — отметила генеральный директор консалтинговой компании get experts Ольга Шамбер.

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Дроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненыеДроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненые
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.