ЦБ: «Вероятность повышения ключевой ставки в ближайшем будущем уменьшилась»

Банк России 21 марта сохранил ключевую ставку на уровне 21% и дал двунаправленный сигнал: есть возможность далее держать ставку без повышений, но сценарий роста не исключен. Пояснения — в обзоре.
Участниками обсуждения ключевой ставки являются члены Совета директоров Банка России, руководители Департамента денежно-кредитной политики, Департамента исследований и прогнозирования, а также представители других департаментов и главных управлений Банка России. На заседании эксперты отметили, что за прошедший период отдельные проинфляционные риски усилились и появились новые дезинфляционные факторы.
Они сошлись во мнении, что баланс рисков для базового прогноза скорее не изменился и по‑прежнему смещен в сторону проинфляционных.
Основные проинфляционные факторы включают:
— Сохранение значительного положительного разрыва выпуска (перегрева экономики). Это может быть результатом как повышенного внутреннего спроса, так и усиления ограничений на стороне предложения.
— Длительное сохранение высоких инфляционных ожиданий или их рост. Это может напрямую влиять на спрос и цены, а также усиливать вторичные эффекты от разовых факторов инфляции.
— Ухудшение условий внешней торговли из‑за негативных изменений конъюнктуры на мировых товарных рынках и геополитической ситуации.
— Расширение бюджетного дефицита, а также возникновение вторичных эффектов, связанных со структурой доходов и расходов бюджета.
Основные дезинфляционные факторы включают:
— Более быстрое и значительное замедление роста кредитования. Это может произойти из‑за более жестких ценовых и неценовых условий кредитования, включая снижение риск-аппетита банков под влиянием оценки ими экономических тенденций, а также совокупности принятых Банком России решений.
— Снижение геополитической напряженности. В краткосрочном периоде это может способствовать замедлению инфляции. Однако в среднесрочной перспективе эффекты могут быть менее однозначными и будут зависеть от того, как сложится баланс спроса и предложения в экономике.
По итогам анализа новых данных и того, как они соотносятся с февральским прогнозом Банка России, у участников обсуждения сложился широкий консенсус относительно сохранения ключевой ставки неизменной на заседании в марте.
Основные аргументы:
— Текущее инфляционное давление снижается, хотя и остается высоким. Рост экономики замедляется. Кредитная активность охлаждается, сохраняется высокая склонность населения к сбережению. Есть признаки снижения напряженности на рынке труда. Набранной жесткости денежно-кредитных условий, вероятнее всего, достаточно, чтобы перегрев в экономике продолжил постепенно уменьшаться, обеспечивая дальнейшее замедление инфляции и ее возвращение к цели в 2026 г.
— Однако, чтобы убедиться в устойчивости указанных тенденций, необходимо дополнительное время и новые данные. В начале года многие экономические показатели были зашумлены: динамика кредита, потребительского спроса, зарплат. Кроме того, ослабление текущего инфляционного давления было отчасти связано с укреплением рубля. Пока нельзя сказать, насколько устойчиво произошедшее изменение курса.
Участники согласились, что Банк России должен действовать так, чтобы инфляция вернулась к цели в 2026 г. при любом развитии ситуации. Поэтому при принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России опирается на устойчивые тенденции в экономике, факторы длительного действия и придерживается консервативного подхода при оценке баланса инфляционных рисков на прогнозном горизонте.
Поскольку проинфляционные риски от преждевременного смягчения денежно-кредитной политики высоки, Банк России при выборе траектории ключевой ставки должен исходить из наиболее консервативного сценария, в том числе по внешним условиям. Февральский базовый сценарий Банка России остается актуальным и предполагает продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий для достижения цели по инфляции.
Основная дискуссия среди участников развернулась вокруг того, какой сигнал следует дать на ближайшие заседания. Они обсудили два варианта сигнала:
— нейтральный сигнал без указания на направленность шагов на будущих заседаниях;
— умеренно жесткий сигнал с указанием на возможность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях.
Участники, которые высказывались в пользу нейтрального сигнала, считали, что достигнутой жесткости денежно-кредитных условий достаточно, чтобы инфляция замедлялась с нужной скоростью. Поэтому нейтральный сигнал, который предполагает равные вероятности повышения, сохранения или снижения ключевой ставки, в большей степени соответствует их мнению. Такой сигнал также дает необходимую гибкость в выборе решения, учитывая неопределенность дальнейшего развития ситуации во внутренних и внешних условиях.
Участники, которые высказывались в пользу умеренно жесткого сигнала, указывали на то, что все‑таки есть неопределенность относительно устойчивости и скорости дезинфляции. Баланс рисков для инфляции по‑прежнему смещен в сторону проинфляционных. Обеспокоенность вызывает динамика потребительского спроса, а также значительные расходы бюджета в начале года.
Большинство участников согласились, что, хотя вероятность повышения ключевой ставки снизилась, необходимо сохранить сигнал о возможности ее повышения. Они также отметили, что стандартные формы умеренно жесткого сигнала недостаточно четко отражают условия, при которых это может произойти. Поэтому необходимо дополнить сигнал разъяснением о том, что повышение возможно, если динамика дезинфляции не будет обеспечивать достижение цели в 2026 г.
По итогам дискуссии Совет директоров Банка России 21 марта 2025 г. сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых. По оценке Банка России, достигнутая жесткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возвращения инфляции к цели в 2026 г.
Для достижения цели по инфляции потребуется продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Банк России продолжит анализировать скорость и устойчивость снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Если динамика дезинфляции не будет обеспечивать достижение цели, Банк России рассмотрит вопрос о повышении ключевой ставки.