Ирина Овдина: «Иногда приходилось надевать футболки и выходить на улицу как промоутеры»

Ирина Овдина: «Иногда приходилось надевать футболки и выходить на улицу как промоутеры»
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: https://nsk.dk.ru/

Что делает медицинский продюсер, и какие знания ему нужны? Основатель маркетингового медицинского агентства «Мёд» рассказала, как создала бизнес в медотрасли без медобразования, но с пятью дипломами.

Ирина Овдина: «Иногда приходилось надевать футболки и выходить на улицу как промоутеры» 1Ирина Овдина стала «Человеком года в сфере медицины»-2024, по версии экспертного сообщества премии «Человек года» от издания «Деловой квартал», за Чемпионат косметологов Сибири и развитие проекта «Здоровый субботник». А также за «Школу медруководителя и главного врача».

Сама она называет себя медицинским продюсером и до сих пор удивляется, что ее выбрали победителем в сфере медицины, хотя она не медик и даже не руководитель клиники. Но эксперты оценили деятельность Ирины Овдиной по объединению участников отрасли и развитию рынка в Новосибирске. «Деловой квартал» поговорил с Человеком года о том, каково быть первой среди лучших, и как вообще филолог умудрилась получить еще четыре диплома и заняться более «математической» деятельностью, чем предполагало ее первое образование.

Кем ты хотела стать в детстве? Представляла ли себя когда-то медицинским маркетологом?

— Мне кажется, в детстве вообще никто не представляет, кем он хочет стать. Я говорю про свое детство, которое пришлось на 80-е. По завершении истории Советского Союза я вообще не знала, о чем можно мечтать. И выбор первого вуза был, пожалуй, совсем не связан с моими желаниями и представлениями о будущем. Я как будто не задавала себе вопроса: а что мне в этой жизни сейчас, в принципе, интересно? И когда я общаюсь со своими подругами-сверстницами, каждая говорит, что у нее был примерно такой же «выбор». Это был конец 90-х — в стране полный раздрай, у нас вообще не было ощущения, что можно думать о каком-то будущем, и тем более, его строить. И для меня до сих пор будущее сегодняшних, да даже моих собственных детей, непонятно, потому что я эту систему не простраивала. Я не знала, что будет. Думала: хорошо, что у меня есть сегодня, а завтра настанет — и прекрасно. 

Я решила пойти на филфак, потому что математикой мне было скучно заниматься — я все в ней понимала. Отец у меня работал в ИЯФе и ждал, что я пойду по его стопам, буду заканчивать физико-математический факультет. Причем, что интересно, будучи дочерью ученого Академгородка, я не пошла в НГУ.  Я попробовала и завалила экзамены, потому что к тому моменту уже поступила в педагогический институт на филфак, и мне уже просто не хотелось что-то менять. Я пошла по самому легкому пути. 

Так я получила первое высшее образование. Мне очень понравилось на филфаке, это был свой особенный мир. Сейчас я понимаю, что это было самое крутое образование, потому что тогда я впервые столкнулась со сферой коммуникаций, в которой теперь стала профессионалом. 

Почему все-таки, генетически имея предрасположенность к естественным наукам и хорошо понимая математику, ты выбрала противоположный путь?

— Я пошла на филфак, желая изучать литературу, мне хотелось много читать. А вышла я оттуда с осознанием, что современный русский язык — это самое крутое, что только есть. Конечно, мне повезло с преподавателями. Тогда впервые начали преподавать основы нейролингвистического программирования на уровне коммуникации. Это было невероятно интересно, особенно наряду с изучением общих канонов русского языка. Это был просто прорыв в филологии и коммуникациях. И я поняла, что мне это нравится. Но, выйдя оттуда, я опять не знала, кем буду. И, поскольку уже к тому времени вышла замуж, решила пойти в декрет — это для меня было более понятное будущее.

Но когда родился первый ребенок, мне было скучно дома, да и денег не было, и это меня замотивировало чем-то заниматься. Муж был занят на электромонтажных работах, и я решила, что помогу ему зарабатывать, чтобы не он один кормил семью. Во время учебы у меня было дополнительное направление — корректура и редактура. Я решила, что могу подработать по этому направлению. Так я попала в свою первую в жизни редакцию, но стала там не корректором, мне предложили начать писать самой. И я согласилась. Это был журнал, никак не связанный с моей сегодняшней деятельностью, — я писала о стройке и недвижимости. 

Это была журналистика или какой-то другой вид публицистической деятельности?

— Я считаю, что мне повезло, потому что я обошла стороной классическую новостную журналистику, начав сразу с информационно-аналитических материалов. А это особая работа мозга, определенный подход к сбору информации. Так я проработала достаточно долго, в разных изданиях, чем очень гордилась. И, что интересно: я никогда не искала работу специально — работа всегда находила меня сама. Кстати, с этим связано много смешных историй. Например, однажды мне пришлось в одном журнале писать опровержение на свою же статью из другого журнала. Это были рекламные тексты, я просто попала в «битву» между брендами. Но я не стала отказываться от обоих этих текстов, просто сделала разную работу для разных журналов, мне это было даже забавно.

В какой-то момент я вдруг поняла, что так больше не хочу. Попробовала себя в разных темах, даже «технических», могла писать сложные тексты простым языком и считала это своим достижением. Поэтому я решила перейти на новый уровень — хотелось более серьезного журналистского развития, и я нацелилась на деловые издания, чтобы писать не о продуктах, а о рынках. Так я пришла в «Деловой квартал» — это был 2009 год — и проработала здесь долго.

Я писала и обзоры, и рекламные, и аналитические тексты. Вот тогда, наверное, я впервые шагнула в область маркетинговых исследований. И примерно в это же время в мою жизнь пришла медицина. Постепенно стали появляться заказы на тексты именно в области медицины, потому что на тот момент отрасль активно набирала обороты. И, конечно, меня неминуемо коснулось все, что связано с коммуникациями в этой сфере, потому что я зарекомендовала себя как добросовестный журналист, которому можно доверять и сложные тексты, и маркетинговые вопросы.

А как произошел переход от текстов о медицине в медицинское «продюсирование»?

— Так сложилось, я попала в команду оздоровительного центра. Это было начало развития рынка так называемых тонус-клубов, первые шаги в области превентивной медицины. Меня туда позвали работать в отдел продаж. Хотя я не продавала, а писала «продающие» тексты, работала администратором, занималась простройкой плана маркетинговой коммуникации и развитием, не зная вообще, что это такое, и что конкретно я должна делать. Это было первое столкновение с медициной в таком формате.

С 2011 г. началась активная волна развития медицинского франчайзинга, и я, уже имея какой-то опыт на рынке, попала в команду франчайзи, занимавшегося открытием офисов Инвитро в Новосибирске, на Кузбассе и Дальнем Востоке. Нашей задачей было — быстро вывести компанию в ноль. Опять же, это было новое для меня направление, я не всегда понимала, как надо действовать, но работала и находила решения. При этом я продолжала писать тексты по рынку медицины, работала, можно сказать, по обе стороны баррикад. Моя деятельность расширилась до того, что я участвовала в открытии медучреждений, в развитии и продвижении. С этого момента и началась моя история с медициной. 

Когда ты поняла, что можешь открыть свое агентство и сделать это основной своей деятельностью?

— Конечно же, этому предшествовало дополнительное образование. На тот момент у меня было только одно образование, это был 2014 год, и я уже давно грезила вторым высшим — экономическим. Когда я вошла в эту франчайзинговую деятельность, поняла, что мне не хватает знаний. Да и работа на деловом портале к этому тоже подтолкнула. Потому что, когда я приходила на интервью к финансистам и руководителям банка, то вообще не понимала, о чем идет речь, и мне очень хотелось говорить с ними на одном языке.

В этот момент мне рассказали о президентской программе, которая дает возможность получить второе высшее образование, по сути, «за копейки». Так я вошла в президентскую программу Нархоза (НГУЭУ) по направлению «Финансы и кредит». Это было обучение по программе переподготовки кадров. Вообще секрет всех моих пяти образований заключается в том, что четыре из них я получила как раз на переподготовке кадров, которая длится всего 9 месяцев, но дает полноценное образование. Все дисциплины направлены конкретно на твою будущую специальность, и ты получаешь диплом с правом работы по этой специальности.

Когда я окончила первую программу переподготовки, меня позвали работать руководителем проекта по запуску медицинского портала. Я должна была простроить IT-часть и заниматься пиаром. Также на мне лежала вся концептуальная часть, для чего мне было необходимо максимальное погружение во все стороны медицины. То есть я не просто прокачивала уже имеющиеся знания, а получала новые, это было практически еще одно дополнительное образование, потому что тема IT для меня тогда была вообще темным лесом. Но все-таки математический склад ума мне помог, мое структурированное мышление очень здорово здесь пригодилось. Так началась моя активная деятельность в рамках этого медицинского портала параллельно с продвижением медучреждений.

Какая именно деятельность в рамках этих проектов привела тебя к медицинскому маркетингу и продюсированию?

— Развивая медучреждения, мы решали много разных проблем: как удерживать пациентов в тех или иных регионах (каждый из которых обладает своими особенностями, в том числе особой целевой аудиторией), как налаживать сервис, как заниматься брендингом на той или иной территории с учетом ее специфики. 

Мы сталкивались в том числе с малобюджетным продвижением, и нужно было находить выходы, искать варианты, справляться малыми ресурсами, но выдавать хороший результат. Иногда приходилось самим надевать футболки и выходить на улицу в качестве промоутеров, рассказывая людям о новом формате медучреждения в их городе.

Кстати, я продолжаю и сейчас практиковать «работу в полях», потому что так ты понимаешь всю систему изнутри, это держит тебя «близко к земле», к той реальности, в которой приходится работать.

Так вот, возвращаясь к работе над медицинским порталом: я считаю, что успешно справилась со своей задачей, хорошо его продвинула и подготовила себе почву для дальнейшей деятельности. Портал в городе знали, меня знали, мне не нужно было ничего никому уже доказывать. И, наверное, примерно с того времени мы начали деятельность как маркетинговое агентство: проводили исследования, решали разные продвиженческие задачи. После конфликтной ситуации с партнерами я решила уйти и попробовать работать на себя, так уже полноценно и заработало мое агентство, у которого сразу появились клиенты.

Но не обошлось без проблем. Я столкнулась немного с 90-ми: поскольку я была на портале ключевой фигурой, после моего ухода произошла перестройка между собственниками и учредителями, на мне лежала основная масса продаж портала, на меня было завязано много клиентов, и мне стали угрожать — не хотели, чтобы я открывала свое агентство, потому что было понятно, что портал ослабеет, и многие клиенты уйдут ко мне.

Но я все равно ушла и открыла агентство. Название «МЁД» пришло само: когда я писала разные посты, Т9 приставку «мед» всегда исправлял на «мёд», я вспомнила об этом, когда потребовалось имя для моего проекта.

12 февраля 2018 года я зарегистрировала свою компанию и сразу начала активную деятельность. Тогда же я поняла, что границы, которые мы себе ставим, есть только в нашей голове, а на самом деле наши возможности безграничны, как безгранично и мое новое поле деятельности — вдруг осознала я. 

Ты «забрала» с собой клиентов из прежней компании?

— Специально я этого не делала. Я никому не сообщала о том, что я ушла с портала, не писала прощальных писем. Просто, поскольку на портале все было завязано на меня, и именно я решала основные задачи, клиентам нужна была именно я, и они стали обращаться именно ко мне со своими насущными вопросами. Так я стала решать их задачи уже как руководитель собственного агентства. У меня довольно быстро набралась команда: копирайтер, менеджер, дизайнер — все на удаленке, без необходимости ездить в офис.  

Изначально, конечно, если говорить с позиции законодательства, это было не совсем законно: у всех должен быть офис. Но когда пришел 2020 год с пандемией коронавируса и необходимостью уходить на удаленную работу, всем сразу же «простили» отсутствие офиса.

Моя деятельность внезапно расширилась. Например, мне начали заказывать организацию медицинских конференций, и я в какой-то момент поняла, что могу и сама собирать конференции, не под эгидой конкретной организации, а именно как медицинский продюсер.

Сходив однажды на очередное медицинское мероприятие, я вдруг поняла, что люди вообще не знают, какие существуют технологии, какие есть медучреждения в городе, какие врачи. От этого страдает рынок. Я поняла, что нужно «познакомить» отрасль с ее клиентами — так родился «Здоровый субботник». Эта была идея 2017 года, которую не хотели реализовывать мои работодатели. Я ушла и реализовала то, что придумала, сразу найдя единомышленников.

Как ты поняла, какой формат должен быть у «Здорового субботника»?

— Я сразу подумала о том, что это должна быть непосредственная коммуникация клиник с их клиентами, и делать это нужно в популярном проходном месте. Так мы решили рассмотреть вариант размещения площадки в торговых центрах.

Это была сложная задача, и я применила свой способ решения, которым всегда делюсь с людьми. Представьте, что перед вами уравнение с двумя неизвестными. Оно решается на оси координат, где икс и игрек соответствуют определенным условиям. Впрочем, в маркетинге все решается только через данное равенство.

Я поняла, что «Здоровый субботник» должен быть мобильной выставкой одного дня, что нам не нужны стенды — достаточно столов и стульев, которые можно организовать где угодно. И в апреле 2018 года прошел первый «субботник» — на четвертом этаже ТЦ «Галерея Новосибирск». На него пришло очень много людей. Конечно, у нас были промоутеры, которые удивительным образом «поднимали» людей на четвертый этаж. Все прошло хорошо, но, когда мероприятие закончилось, я сказала, что больше его не повторю. 

Ирина Овдина: «Иногда приходилось надевать футболки и выходить на улицу как промоутеры» 2

Почему?

— Потому что мы ужасно устали за время организации, это была неотработанная технология, было много загвоздок. Но когда к нам стали подходить участники и благодарить за крутое мероприятие, я сказала — ладно, проведем еще раз. И мы провели «Здоровый субботник» спустя несколько месяцев снова, так же в «Галерее».

Постепенно мы превратили его в регулярное мероприятие, начав пробовать разные другие площадки. Он начал трансформироваться и масштабироваться. И уже несколько лет спустя он прошел, во-первых, в формате общегородского события, а во-вторых, вышел и за пределы Новосибирска.

А когда и зачем ты получила юридическое образование?

— Когда я ушла в самостоятельное плавание, то поняла, что все-таки хочу «закрыть гештальт»: я — дочь ученого Академгородка, значит, обязана отучиться в НГУ. Я зашла посмотреть, какие там есть курсы переподготовки и наткнулась на юриспруденцию. Подумала — мне для моей широкой деятельности как раз необходимы юридические знания. В 2018 году я туда поступила, отучилась 9 месяцев и получила диплом.

Правда, после этого произошло изменение Конституции РФ, и система, которую нам выстраивали, практически встала с ног на голову. Но знания все равно же остались. Я позиционируюсь как специалист в области информационного права, я не работаю как юрист, но у меня есть определенный кругозор в этой области. Тогда еще была такая история, что я очень много работала с государственным сектором, и все, что касалось контрактов, требовало этих юридических знаний.  

Ты участвовала в тендерах? Организовывала какие-то мероприятия для госучреждений? 

— Да, были тендеры и на проведение маркетинговых исследований, и на подготовку разных текстов, макетов. У меня есть одна забавная история, связанная с участием в тендерах. Это был 2021 год, мне предложили участвовать в общероссийском тендере Минтруда на ведение социальных сетей. Конечно, в тендерах это так не называется, это должны была быть какая-то научно-исследовательская работа. Участвовать могли компании с правовой формой ООО, и у меня была целая команда, с которой я шла в эти закупки. Мы выполняли определенный перечень условий: взять на работу определенных людей, с определенными публикациями, написать целую диссертацию. Мы подали документы на участие в конкурсе.

Спустя неделю, в один прекрасный день, мне раздается звонок — говорят, что из Минтруда, и начинают очень странно со мной общаться. Я не понимала, о чем со мной говорят, потому что никогда сама не давала никаких взяток и была очень далека от этой темы. А мне, по сути, предлагают, чтобы я дала откат. Мне говорят: «Мы хотим видеть вас победителем в тендере. В понедельник (а это пятница) вы должны приехать к нам для заключения договора. Но сейчас надо купить 300 билетов для нас». Я в недоумении: «Каких билетов? В какой театр? В наш, что ли? А у нас есть столько мест рядом?»

Я до сих пор смеюсь, когда представляю себе этот диалог со стороны звонящих: сидит на том конце «сибирский валенок», который вообще не понимает, о чем с ним говорят. Или прикидывается. И ведь пока мне не сказали слово «тысяч», до меня так и не дошло. Потом знающие люди мне объяснили, что это были конкуренты, чтобы скомпрометировать нас и записать. Я бы сейчас послушала эту запись! Когда мы узнали, что заняли третье место по стране, стало все понятно, зачем это было. 

Для таких вот ситуаций, и не только таких, были необходимы юридические знания, чтобы понимать, кто и чего от нас хочет.

Ты говорила, что у тебя есть еще какое-то образование. Зачем тебе столько?

— Все мои образования появлялись по мере необходимости. В какой-то момент возникла потребность повысить квалификацию в маркетинге. Я отучилась на маркетинге еще в рамках экономического образования, но мне нужна была отдельная корочка по нему. И тогда я пошла на переподготовку кадров в Институт бизнеса на базе НГПУ. Это был 2020 год, я училась параллельно на двух направлениях: бережливое производство и маркетинг. Поэтому, пока все «отдыхали» на карантине, я каждую неделю сдавала какой-нибудь экзамен. 

Когда ты плотно занялась агентством, у тебя было ощущение, что ты нашла свое предназначение?

— Я об этом никогда не думала. Конечно, когда я вышла в самостоятельную деятельность, меня всегда удивляло, что я иду по этому пути так, как будто знаю, куда идти. Конечно, это подкрепляется сейчас знаниями, компетенциями, опытом, которые помогают четко простроить маршрут. Но самое интересное — я его видела сразу. Вот это меня больше всего удивляло.

А что ты еще хотела бы сделать? Остается у тебя какая-то мечта, нереализованная идея?

— Мечты, конечно, есть. Есть большое желание сделать медицинскую премию и понимание, что это необходимо отрасли. Сделать ее именно в Новосибирске, чтобы она масштабировалась отсюда. Мы как медицинский кластер, медицинский научный центр страны, в принципе, можем стать основоположниками такой премии для отрасли. И эта премия должна быть, безусловно, по всем направлениям: и медизделия, и медуслуги, и страховая медицина, и технологии/инновации. Это остается проектом, к которому я пока не подступилась и не распланировала. Может быть, пока не доросла. Но, на мой взгляд, в принципе, это вполне можно реализовать. И, конечно, это будет хорошим маркетинговым крючком для региона.

Еще я очень хочу выйти в тему медицинских изделий, помочь Новосибирску стать центром, где можно получить необходимое обучение, если ты хочешь начать выпускать медизделие. Это и вопросы контрактного производства, и поиска инвесторов, и сбыта. Эта тема сегодня максимально на подъеме, в том числе в связи с геополитическими событиями, благодаря которым мы стремимся выйти на технологический суверенитет. В общем, пока это в стадии идеи, но думаю, что это тоже можно реализовать.

Ну и, конечно, я нацелена на развитие проекта «Здоровый субботник» по регионам. Есть желание провести «субботник» в один день в нескольких городах.

Когда ты получила звание «Человек года в сфере медицины», что ты ощутила в этот момент, наложило это какую-то дополнительную ответственность? Или ты подумала: «Наконец-то»? 

— Хороший вопрос. Я вообще не ожидала, что назовут мое имя. Даже не потому, что не считаю себя достойной, а просто не думала, что меня могут выбрать, хотя меня уже третий раз номинировали. Мне казалось, что номинация имеет отношение сугубо к медицине, и победить должен врач или руководитель клиники. Но круто, что меня оценили за проект, который, по сути, объединяет, сообщество. Конечно, это тоже важная деятельность на рынке. Это очень приятно — осознавать, что ты первый маркетолог, который вообще взял такую премию. 

Фото предоставлены Ириной Овдиной

Самое читаемое
  • Чайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри* — всё? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Оборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отрасляхОборот свердловских компаний сократился на 4,6%, несмотря на рост в отдельных отраслях
  • «Гора Белая» — якорный туристский объект Свердловской области. Что здесь показывают гостям«Гора Белая» — якорный туристский объект Свердловской области. Что здесь показывают гостям
  • Новые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионахНовые штрафы за нарушения в работе с персональными данными. Речь уже идет о миллионах
  • Путин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездоПутин уволил министра, на прошлом его месте работы разоблачили коррупционное гнездо
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.