Полина Пряшина: «Если вас нет в базе Роспатента, считайте — вас не существует»

Полина Пряшина: «Если вас нет в базе Роспатента, считайте — вас не существует»
Иллюстрация: Предоставлено спикером

Один незарегистрированный логотип может стоить бизнесу миллионов. Как защитить свой бренд? Разъяснения эксперта по интеллектуальной собственности Полины Пряшиной.

Интеллектуальная собственность — один из самых недооцененных активов бизнеса. Многие предприниматели начинают работать без регистрации товарного знака, считая, что разберутся потом. Однако это «потом» в дальнейшем оборачивается судом, многомиллионными штрафами и запретом на использование собственного названия. Особенно часто такие ошибки совершают начинающие бизнесмены — в регионах же это происходит еще острее.

По словам эксперта по интеллектуальной собственности Полины Пряшиной, регистрация товарного знака — минимальная, но жизненно важная мера защиты. «Деловой квартал» поговорил и разобрал с экспертом главные риски, ошибки и юридические лайфхаки для предпринимателей: от выбора классов МКТУ (международной классификации товаров и услуг) до борьбы с нарушителями прав и правильного реагирования на отказ Роспатента.

Регистрация знака: страховка от бизнес-краха

Предприниматели часто думают, что регистрация знака не так важна, ведь главное — продукт. Но в юридическом поле это как выйти на ринг без перчаток, — поделилась Полина Пряшина.

Без товарного знака вы уязвимы, утверждает эксперт. Кто-то может зарегистрировать идентичное или схожее название и законно потребовать с вас компенсацию, прекратить деятельность и даже уничтожить продукцию. А доказать, что вы были первыми, — сложно и дорого: только через суд и только при наличии заявки.

Регистрация — это ваш пропуск в правовое поле. Без нее вы не сможете ни защищаться, ни развивать бренд, — отметила эксперт.

Первые шаги: три действия до подачи заявки

  1. Проведите патентный поиск

Проверьте, не зарегистрирован ли ваш знак. Есть бесплатные базы, но лучше воспользоваться платными или обратиться к патентоведу. Иначе рискуете потратить деньги на бренд, который не сможете использовать.

  1. Определите владельца

Им может быть ИП, юрлицо или даже физлицо. Важно, чтобы доходы и документы шли через него. Если этим занимается другая компания — проблемы с доказательствами неизбежны.

  1. Решите, что именно охранять

Слово? Логотип? Или и то, и другое? Словесный знак — самый сильный. Но если у слова могут быть риски, лучше сделать комбинированный, например, «Адибас» — псевдобренд, который своим названием намекает на известный мировой бренд Adidas.

Оптимально — подать две отдельные заявки: на слово и на графику. Это дороже, но надежнее, — отметила специалист по интеллектуальной собственности.

Провал в одном классе — и вы без защиты

Одна из самых частых ошибок, по мнению Полины Пряшиной, — неправильный выбор классов МКТУ:

Бренд должен расти вместе с бизнесом. Не думать о завтрашнем дне — дорогостоящая ошибка.

Предприниматели регистрируют знак только на текущую продукцию и забывают про возможное расширение. Например, зарегистрировали косметику, а потом решили делать БАДы. Но это уже другой класс. И снова остались без защиты.

Мошенники в сфере ИС: как не попасться

На рынке товарных знаков орудуют псевдоспециалисты, утверждает эксперт. Они берут деньги, рисуют фейковые документы, а заявку не подают. Или продают один и тот же знак нескольким клиентам.

Что делать:

— проверяйте, что ваша заявка появилась в реестрах Роспатента;

— запрашивайте договор;

— читайте отзывы;

— работайте с проверенными агентствами.

Если вас нет в базе Роспатента, считайте — вас не существует, — подчеркнула Полина Пряшина.

Роспатент отказал. Что дальше?

По мнению эксперта, если вам пришло уведомление, это еще не отказ. У вас есть шанс переубедить эксперта.

Что можно сделать:

— доказать, что «противопоставленный» знак устарел;

— объяснить, что товары не конкурируют. Например, маникюр и стоматология — один класс, но явно  не конкуренты;

— получить согласие владельца похожего бренда (иногда это платно — до 500 тыс. руб., но бывает и бесплатно).

Если все-таки пришел отказ:

— можно подать новую заявку (дорого, но быстрее);

— пойти в суд (долго, но сложнее);

— продолжить использовать знак на свой страх и риск, если уверены, что претензий не будет.

Иногда дешевле заплатить юристу 300 тысяч, чем уничтожить товар на пять миллионов, — подчеркнула Полина Пряшина.

Кто нарушает ваш знак — и как его поймать

По словам эксперта, большинство нарушений выявляют не сервисы, а люди: юристы и патентные поверенные. Они мониторят базы, проверяют сайты, делают контрольные закупки и отправляют досудебные претензии. Некоторые даже предлагают владельцам брендов за процент найти нарушителей, взыскать компенсацию.

Что делать, если кто-то работает под похожим названием

Если у вас есть зарегистрированный товарный знак, а конкурент использует похожее название в другом городе — действуйте:

— направьте досудебную претензию;

— приложите доказательства;

— если не реагируют — идите в суд;

— если у нарушителя есть свой знак — можно оспорить его регистрацию.

Замена одной буквы — не спасение. Главное — неформальное сходство, а восприятие потребителя, — напомнила эксперт.

Товарный знак — это не логотип, а ваша защита

Регистрация знака — не про бумажки. Это про контроль над бизнесом, возможностью масштабироваться, продавать франшизу, передавать права. Главное — не бояться, что ваш бренд завтра окажется не вашим.

Не зарегистрировали знак? Тогда считайте, что его нет — даже если он на вашей вывеске, — подытожила Полина Пряшина.

 

Самое читаемое
  • Наталья Зубаревич: «Передел собственности — главный риск для крупного бизнеса»Наталья Зубаревич: «Передел собственности — главный риск для крупного бизнеса»
  • «Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес«Екатеринбургу пора дать больше самостоятельности»: что думают о городе власти и бизнес
  • Доля бедных растет: 31% россиян экономит на едеДоля бедных растет: 31% россиян экономит на еде
  • В Екатеринбурге наградили 12 местных компаний, за них проголосовали жителиВ Екатеринбурге наградили 12 местных компаний, за них проголосовали жители
  • Чью сеть укрупнят 1200 магазинов «Верный»?Чью сеть укрупнят 1200 магазинов «Верный»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.