Полина Пряшина: «Если вас нет в базе Роспатента, считайте — вас не существует»

Полина Пряшина: «Если вас нет в базе Роспатента, считайте — вас не существует»
Иллюстрация: Предоставлено спикером

Один незарегистрированный логотип может стоить бизнесу миллионов. Как защитить свой бренд? Разъяснения эксперта по интеллектуальной собственности Полины Пряшиной.

Интеллектуальная собственность — один из самых недооцененных активов бизнеса. Многие предприниматели начинают работать без регистрации товарного знака, считая, что разберутся потом. Однако это «потом» в дальнейшем оборачивается судом, многомиллионными штрафами и запретом на использование собственного названия. Особенно часто такие ошибки совершают начинающие бизнесмены — в регионах же это происходит еще острее.

По словам эксперта по интеллектуальной собственности Полины Пряшиной, регистрация товарного знака — минимальная, но жизненно важная мера защиты. «Деловой квартал» поговорил и разобрал с экспертом главные риски, ошибки и юридические лайфхаки для предпринимателей: от выбора классов МКТУ (международной классификации товаров и услуг) до борьбы с нарушителями прав и правильного реагирования на отказ Роспатента.

Регистрация знака: страховка от бизнес-краха

Предприниматели часто думают, что регистрация знака не так важна, ведь главное — продукт. Но в юридическом поле это как выйти на ринг без перчаток, — поделилась Полина Пряшина.

Без товарного знака вы уязвимы, утверждает эксперт. Кто-то может зарегистрировать идентичное или схожее название и законно потребовать с вас компенсацию, прекратить деятельность и даже уничтожить продукцию. А доказать, что вы были первыми, — сложно и дорого: только через суд и только при наличии заявки.

Регистрация — это ваш пропуск в правовое поле. Без нее вы не сможете ни защищаться, ни развивать бренд, — отметила эксперт.

Первые шаги: три действия до подачи заявки

  1. Проведите патентный поиск

Проверьте, не зарегистрирован ли ваш знак. Есть бесплатные базы, но лучше воспользоваться платными или обратиться к патентоведу. Иначе рискуете потратить деньги на бренд, который не сможете использовать.

  1. Определите владельца

Им может быть ИП, юрлицо или даже физлицо. Важно, чтобы доходы и документы шли через него. Если этим занимается другая компания — проблемы с доказательствами неизбежны.

  1. Решите, что именно охранять

Слово? Логотип? Или и то, и другое? Словесный знак — самый сильный. Но если у слова могут быть риски, лучше сделать комбинированный, например, «Адибас» — псевдобренд, который своим названием намекает на известный мировой бренд Adidas.

Оптимально — подать две отдельные заявки: на слово и на графику. Это дороже, но надежнее, — отметила специалист по интеллектуальной собственности.

Провал в одном классе — и вы без защиты

Одна из самых частых ошибок, по мнению Полины Пряшиной, — неправильный выбор классов МКТУ:

Бренд должен расти вместе с бизнесом. Не думать о завтрашнем дне — дорогостоящая ошибка.

Предприниматели регистрируют знак только на текущую продукцию и забывают про возможное расширение. Например, зарегистрировали косметику, а потом решили делать БАДы. Но это уже другой класс. И снова остались без защиты.

Мошенники в сфере ИС: как не попасться

На рынке товарных знаков орудуют псевдоспециалисты, утверждает эксперт. Они берут деньги, рисуют фейковые документы, а заявку не подают. Или продают один и тот же знак нескольким клиентам.

Что делать:

— проверяйте, что ваша заявка появилась в реестрах Роспатента;

— запрашивайте договор;

— читайте отзывы;

— работайте с проверенными агентствами.

Если вас нет в базе Роспатента, считайте — вас не существует, — подчеркнула Полина Пряшина.

Роспатент отказал. Что дальше?

По мнению эксперта, если вам пришло уведомление, это еще не отказ. У вас есть шанс переубедить эксперта.

Что можно сделать:

— доказать, что «противопоставленный» знак устарел;

— объяснить, что товары не конкурируют. Например, маникюр и стоматология — один класс, но явно  не конкуренты;

— получить согласие владельца похожего бренда (иногда это платно — до 500 тыс. руб., но бывает и бесплатно).

Если все-таки пришел отказ:

— можно подать новую заявку (дорого, но быстрее);

— пойти в суд (долго, но сложнее);

— продолжить использовать знак на свой страх и риск, если уверены, что претензий не будет.

Иногда дешевле заплатить юристу 300 тысяч, чем уничтожить товар на пять миллионов, — подчеркнула Полина Пряшина.

Кто нарушает ваш знак — и как его поймать

По словам эксперта, большинство нарушений выявляют не сервисы, а люди: юристы и патентные поверенные. Они мониторят базы, проверяют сайты, делают контрольные закупки и отправляют досудебные претензии. Некоторые даже предлагают владельцам брендов за процент найти нарушителей, взыскать компенсацию.

Что делать, если кто-то работает под похожим названием

Если у вас есть зарегистрированный товарный знак, а конкурент использует похожее название в другом городе — действуйте:

— направьте досудебную претензию;

— приложите доказательства;

— если не реагируют — идите в суд;

— если у нарушителя есть свой знак — можно оспорить его регистрацию.

Замена одной буквы — не спасение. Главное — неформальное сходство, а восприятие потребителя, — напомнила эксперт.

Товарный знак — это не логотип, а ваша защита

Регистрация знака — не про бумажки. Это про контроль над бизнесом, возможностью масштабироваться, продавать франшизу, передавать права. Главное — не бояться, что ваш бренд завтра окажется не вашим.

Не зарегистрировали знак? Тогда считайте, что его нет — даже если он на вашей вывеске, — подытожила Полина Пряшина.

 

Самое читаемое
  • Кто и как производит виниловые пластинки в Свердловской областиКто и как производит виниловые пластинки в Свердловской области
  • В Екатеринбурге закрылся кинотеатр в ТЦ «Алатырь»В Екатеринбурге закрылся кинотеатр в ТЦ «Алатырь»
  • «Брусника» показала, что построит на месте снесенного БЦ «Карнеол»: фото«Брусника» показала, что построит на месте снесенного БЦ «Карнеол»: фото
  • HR-специалист федеральной компании рассказал, как повысить продуктивность сотрудниковHR-специалист федеральной компании рассказал, как повысить продуктивность сотрудников
  • «Мерцающая» ключевая ставка: каких сигналов Центробанка ждут инвесторы?«Мерцающая» ключевая ставка: каких сигналов Центробанка ждут инвесторы?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.