«Ритейлеры, которые внедрят облачные VR/AR-решения, получат серьезное преимущество»

Аналитики ИТ-рынка прогнозируют «захват» электронной торговли цифровыми решениями. Более того, эксперты считают, что ритейлу без виртуальной реальности уже никуда.
Директор по развитию бизнеса сервис-провайдера M1Cloud Владимир Лебедев
— Современные ритейлеры находятся перед лицом серьезных изменений, вызванных растущим влиянием маркетплейсов. Как отметил статс-секретарь — заместитель главы Минпромторга РФ Роман Чекушов, доля маркетплейсов в российском ритейле достигнет внушительных 30-35% за ближайшие пять-шесть лет. Тенденция ставит традиционные торговые сети перед выбором — искать инновационные способы удержания внимания покупателя либо рисковать потерять значительную долю рынка. Как использование облачных платформ позволяет реализовать уникальные решения в ритейле — внедрение технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, которые стали одной из важных тенденций последнего десятилетия.
Технологии VR/AR предлагают принципиально новый уровень взаимодействия потребителей с товаром и магазином, обеспечивая повышение качества обслуживания и улучшение клиентского опыта. Согласно прогнозам IDC, мировое сообщество ожидает стабильный совокупный годовой рост индустрии VR и AR до 2029 г. — 38,6%.
Использование облачных платформ открывает широкие перспективы для внедрения виртуальных примерочных, цифровых зеркал и игровых зон с дополненной реальностью, повышая вовлеченность посетителей и увеличивая средний чек.
Облачные сервисы предоставляют уникальную возможность масштабирования инновационных подходов без значительных инвестиций в инфраструктуру. Решение проблемы доступности высокопроизводительной техники достигается благодаря услугам сервис-провайдеров, предлагающих удаленный доступ к мощностям серверов и графических станций.
Цифровая примерочная, где покупатели имеют возможность виртуально оценить одежду и обувь, экономит ресурсы магазина и предоставляет клиенту удобный способ выбора подходящего размера и фасона. Магазин косметики может предложить клиенту возможность попробовать разные оттенки помады прямо на экране смартфона, стимулируя желание приобрести именно этот продукт. Мебельный магазин предлагает покупателям заранее увидеть, как выбранная мебель впишется в интерьер их квартиры.
VR/AR позволяют клиентам визуально взаимодействовать с товарами, создавая эмоциональную привязанность, повышая вероятность покупки и снижая риски ошибочных приобретений, что повышает уровень удовлетворенности клиентов.
Интерактивные каталоги с удобными навигационными инструментами позволяют покупателям легко находить товары и получать подробную информацию. VR/AR позволяет создавать персонализированные сценарии демонстрации продукции, учитывающие предпочтения конкретного клиента, исходя из истории предыдущих покупок и анализа поведения в магазине.
Игровые зоны виртуальной и дополненной реальности привлекают аудитории с помощью увлекательного цифрового опыта, включающего игровой контент, создают дополнительную мотивацию для совершения покупки.
Моделирование реальных условий продажи в цифровой среде позволяет тестировать изменения дизайна интерьера магазинов и расположение товара без материальных вложений. Облачные решения значительно снижают капитальные расходы на создание физических демонстрационных площадок, позволяя эффективно использовать пространство магазинов и оптимизировать работу персонала.
Российские реалии VR и AR в ритейле
Уже сегодня крупные российские бренды внедряют VR/AR-решения, предлагая своим клиентам уникальное цифровое сопровождение покупок, но масштабно российский розничный рынок только начинает открывать потенциал подобных технологий. Совместное исследование Huawei с «ТМТ Консалтинг» прогнозирует, что в 2025 г. объем российского рынка VR и AR превысит отметку в 7 млрд руб.
Ритейлеры, которые своевременно адаптируются к новой парадигме и внедрят облачные VR/AR-решения, получат серьезное преимущество и откроют новые горизонты для своего бизнеса даже в условиях острой конкуренции с маркетплейсами. Благодаря цифровизации покупатель получает персонализированный опыт, компания сокращает издержки, а индустрия обретает новую форму взаимодействия с клиентами, делая шопинг комфортным и привлекательным процессом.