Как различаются подходы к ведению бизнеса у разных поколений

Как различаются подходы к ведению бизнеса у разных поколений
Автор фото: bruce mars. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Аналитики сервиса ЮKassa провели опрос, который показал: поколение «Икс» и миллениалы чаще выбирают ИП, а зумеры — самозанятость. И по 50% респондентов из каждого поколения ведут бизнес в одиночку.

Опрос, в котором приняли участие представители 300 крупных, средних и небольших компаний, проводился на сайте ЮKassa в мае 2025 г. По данным аналитиков, поколение «Икс» демонстрирует наибольшую приверженность классическому предпринимательству: половина респондентов работают как индивидуальные предприниматели, а доля самозанятых и владельцев ООО составляет по 25%. При этом у 50% есть высшее образование, а у 22% — несколько дипломов.

Среди миллениалов больше самозанятых (34%), меньше владельцев ООО (17%) и почти столько же ИП (49%). По образованию они не уступают старшему поколению — 66% закончили один или несколько вузов.

А вот большинство зумеров (62%) предпочитает самозанятость, что отражает их стремление к гибкости и минимальной бюрократии. Треть работает как ИП, а ООО выбирают всего 7%. Высшее или неоконченное высшее образование есть только у 30% опрошенных представителей поколения, в то время как 62% ограничились средним или средним профессиональным уровнем.

Примерно равное количество представителей поколения «Икс» (50%), миллениалов (49%) и зумеров (52%) ведут бизнес в одиночку. Когда же дело касается командной работы, зумеры (45%) и миллениалы (34%) чаще всего выбирают небольшие группы — до пяти человек. У поколения «Икс» более разнообразные предпочтения по размеру коллектива: 22% выбирают команды до пяти человек, 13% — от пяти до десяти человек, а 16% трудятся в больших командах (с десятью и более сотрудниками). Для сравнения: только по 8% миллениалов работают в группах от пяти до десяти человек и в командах от десяти человек, а среди зумеров в крупных коллективах занято всего 2%.

По словам большинства представителей поколения «Икс» (63%) и миллениалов (63%), работающих в команде, они легко находят общий язык с коллегами других возрастов. У зумеров этот показатель несколько ниже (55%). При этом 6% «иксов», 25% зумеров и 7% миллениалов, работающих в команде, признаются, что их коллектив состоит исключительно из ровесников. 

Представители поколения «Икс» — самые опытные предприниматели: три четверти (75%) из них ведут свое дело более пяти лет. Среди миллениалов почти половина (49%) также имеет пятилетний стаж, но есть и значительная доля новичков с опытом менее года (24%). Зумеры ожидаемо находятся в самом начале пути: у 50% бизнесу менее года, еще у 31% — не больше трех лет, а пятилетний рубеж преодолели лишь 12%.

Интересно, что для большинства опрошенных текущее дело — это первый серьезный бизнес-проект. Так ответили 59% «иксов», 47% миллениалов и 67% зумеров. При этом у каждого пятого представителя старшего поколения уже есть опыт трех и более предприятий.

Несмотря на разный опыт, взгляды на ключевые ценности в бизнесе у поколений во многом совпадают. Стабильный доход — абсолютный приоритет для подавляющего большинства (81% у поколения «Икс», 84% у миллениалов, 76% у зумеров). Возможность получать удовольствие от своего дела ценят 67% зумеров, 69% «иксов» и 78% миллениалов. В тройку важнейших ценностей входит также доверие клиентов, причем для зумеров (64%) оно важнее, чем для представителей других поколений (по 56%).

Мы видим, что все поколения одинаково понимают ценности своего дела. При этом, например, такой фактор, как быстрая окупаемость, больше выделяли зумеры (55%), чем «иксы» (22%) или миллениалы (34%). Интересно также, что в свободных ответах только зумеры упоминали про стремление к пассивному доходу, — отметила руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов ЮMoney Ирина Полякова.

Подход к стратегическому планированию у разных поколений заметно отличается. Четверть представителей поколения «Икс» (25%) и каждый пятый миллениал (20%) предпочитают не строить стратегий и действовать спонтанно. Среди зумеров таких несколько меньше (17%). 

Зумеры чаще всего ориентируются на краткосрочные стратегии — до трех месяцев или от трех месяцев до года (по 31%). Миллениалы тоже склоняются к более коротким горизонтам планирования: 27% строят планы на срок от трех месяцев до года, а 22% — на период до трех месяцев. В то же время «иксы» чаще смотрят на два-три года вперед (28%). Но среди представителей этого поколения также есть приверженцы и краткосрочных стратегий (16%), и долгосрочных — на срок от пяти лет и больше (16%).

В вопросах гармонии между карьерой и личной жизнью миллениалы активнее других стремятся к равновесию (51% ответов). У поколения «Икс» этот показатель составляет 41%, а у зумеров — 33%. При этом зумеры чаще других готовы ставить работу на первое место: 29% подстраивают под нее личную жизнь, а 21% называет ее безусловным приоритетом. Среди миллениалов таких 15%, среди представителей поколения «Икс» — 9%.

Ни один из опрошенных зумеров не поставил личную жизнь на безусловное первое место — в отличие от респондентов из числа двух старших поколений, среди которых по 3% считают ее важнее всего.

Продвижение в соцсетях — безусловный приоритет для всех поколений: уровень их использования варьируется от 63% у поколения «Икс», до 81% — у миллениалов и 79% — у зумеров. Для «иксов» важны также платформы электронной коммерции (56%) и онлайн-бухгалтерия (44%). Миллениалы активнее осваивают нейросети (63%) и инструменты онлайн-маркетинга (34%). Зумеры делают ставку на нейросети и искусственный интеллект в целом (64%), а также на онлайн-маркетинг (26%). Полностью отказываются от цифровых инструментов лишь 9% представителей поколения «Икс», 7% миллениалов и 2% зумеров.

Готовность к экспериментам с новыми технологиями демонстрирует примерно половина представителей каждого поколения. 50% «иксов», 51% миллениалов и 55% зумеров заявляют, что с легкостью пробуют новое. За тщательный анализ перед внедрением инноваций выступают 38% «иксов», 47% миллениалов и 43% зумеров. Приверженность исключительно проверенным методам характерна прежде всего для поколения «Икс» (12%), а не для двух других (по 2%).

Высокая стоимость внедрения и обслуживания технологий — общая проблема: на нее обращают внимание 44% представителей поколения «Икс», 49% миллениалов и 48% зумеров. Для «иксов» важно также, что нет гарантий эффективности (41%), зато есть риски для безопасности данных (28%). Только 6% представителей старшего поколения не видят никаких препятствий для использования технологий.

Миллениалы чаще всего указывают на сложность интеграции новых решений в существующие процессы (63%) и нехватку времени на их изучение (39%), а также не видят гарантий эффективности (32%). Лишь 8% представителей этого поколения не замечают особых преград для новых технологий.

Зумеры, помимо высокой стоимости таких решений, обеспокоены сложностью их внедрения (45%). Кроме того, у молодых предпринимателей не хватает времени на изучение технологий (36%) и им тоже хочется гарантий эффективности (36%). При этом 17% зумеров говорят, что ничего не мешает им использовать новые решения.

В свободных ответах миллениалы отметили также нежелание нововведений со стороны команды. Зумеры обратили внимание, что на изучение законодательных и юридических аспектов изменений требуется время, которое можно потратить на развитие продукта.

Для общения с клиентами все три поколения выбирают мессенджеры и социальные сети — так ответили 98% зумеров, 83% миллениалов и 88% представителей поколения «Икс».

Разница между предпринимателями разного возраста проявляется в отношении к традиционным форматам общения. 75% «иксов» сохраняют практику личных встреч и звонков, у миллениалов этот показатель составляет 44%, а у зумеров — 17%. Автоматизированные рассылки наиболее популярны у миллениалов (27%), умеренно используются зумерами (17%) и реже всего — поколением «Икс» (13%).

В кризисных ситуациях поколение «Икс» демонстрирует наиболее импульсивный подход: 59% принимают быстрые решения и немедленно действуют, еще 22% полагаются исключительно на интуицию. Лишь 13% предпочитают разработать четкий план, а 3% обращаются к опытным коллегам.

Миллениалы ведут себя более сбалансированно: 49% тоже действуют спонтанно, но уже 25% уделяют время планированию. На интуицию полагаются 18%, а за советом к коллегам обращаются 7%. Среди зумеров 43% быстро принимают решения, при этом 38% методично разрабатывают план действий и четко ему следуют. На интуицию полагаются 12%, а на советы более опытных коллег — 7%.

Последствия кризиса также воспринимаются поколениями по-разному. Чаще всего трудности приводят к росту эффективности управления ресурсами, о чем заявляют 41% миллениалов, 34% представителей поколения «Икс» и 29% зумеров.

Для последних кризис чаще всего становится стимулом к росту и развитию (43% ответов). Среди миллениалов такой подход встречается реже (25%), как и среди поколения «Икс» (22%). «Иксы» чаще других отмечают негативные последствия кризисных ситуаций (22%), в то время как у миллениалов и зумеров этот показатель значительно ниже (по 5%).

Пересмотр бизнес-модели в результате кризиса характерен для 15% миллениалов, 7% зумеров и 6% представителей поколения «Икс». При этом, по словам 17% зумеров, 16% «иксов» и 12% миллениалов, на них кризисные ситуации никак не повлияли.

Исследование показывает любопытный парадокс: самое молодое поколение демонстрирует наиболее зрелый подход к трудностям, извлекает из них уроки и использует этот опыт для роста. Такая особенность зумеров, изначально более гибких по сравнению с осторожными «иксами» или прагматичными миллениалами, становится их важным конкурентным преимуществом на рынке, — считает Ирина Полякова.

Самое читаемое
  • Дмитрий Каменщик пытается остановить национализацию ДомодедовоДмитрий Каменщик пытается остановить национализацию Домодедово
  • В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%В Свердловской области тарифы на услуги ЖКХ выросли на 13,2%
  • Дроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненыеДроны ВСУ впервые атаковали Ижевск, есть погибшие и тяжелораненые
  • Бывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонииБывшего замминистра обороны приговорили к 13-ти годам колонии
  • Уральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должниковУральский банк оштрафован на 300 тыс. руб. за давление на должников
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.