Перевозчики столкнулись с задержками в оплате услуг

Перевозчики столкнулись с задержками в оплате услуг
Автор фото: Maksim ŠiŠlo. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Транспортные компании столкнулись с трехкратным увеличением сроков оплаты услуг по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщили сами игроки рынка.

Чтобы избежать кассовых разрывов, перевозчики привлекают займы, однако повышение ключевой ставки и ужесточение факторинга усложнило этот процесс. В результате оборачиваемость денежных средств у многих участников рынка выросла вдвое. На фоне снижения объемов перевозок и тарифов это может привести к задержкам зарплат, проблемам с лизинговыми и кредитными платежами, а также к новой волне банкротств уже в III квартале 2025 г., отметили экспрет в обзоре ассоциации «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, подготовленном совместно с ГЛТ, «Байкал-Сервис», «Никотранс» и «ГПР-Логистика».

Средний период отсрочки платежей, которую клиенты запрашивают у перевозчиков по договорам транспортных услуг, за январь-май увеличился в три раза год к году — до 30 банковских дней, сообщил президент ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс») Вадим Филатов.

Более 98% договоров грузоперевозок в России оформляется по предоплате, максимальную отсрочку, как правило, запрашивают крупные производители и ритейлеры, отметил генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. 

Поставщикам торговых сетей и маркетплейсов отсрочка платежа помогает соблюдать сроки доставок и снижать количество расхождений при авизации — сверке товара в базе данных с его фактическим наличием на складах и полках, рассказал заместитель генерального директора ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Зарецкий. 

Кроме того, в компании наблюдают увеличение среднего срока оплаты среди крупных клиентов с оборотом свыше 500 млн руб. в год:

Чем выше выручка, тем обычно сильнее расходная нагрузка компаний. Часто из-за договорных обязательств такие заказчики вынуждены работать с подрядчиками по отсрочке платежа.

С начала года клиенты все чаще нарушают условия договоров, оплачивая перевозку с задержкой или и вовсе уклоняясь от проведения платежей.

Только за первый квартал мы подготовили больше претензий по просроченным платежам, чем за весь 2024 год, — поделился директор компании «Никотранс» Дмитрий Шляхов.

Участники рынка отмечают, что рост отсрочек платежей во многом связан с длительной процедурой обмена бумажными транспортными документами, подтверждающими оказание услуг: стандартный процесс занимает 7-10 дней, а при необходимости внесения исправлений может растянуться на месяц и более. 

Проблему поможет решить обязательный запуск электронных транспортных накладных, который запланирован на 1 января 2026 г., согласно поправкам в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», подписанным президентом России Владимиром Путиным 7 июня 2025 г., считают игроки рынка. 

Перевозчики стремятся пересмотреть сроки платежей, сократив максимальный период их проведения до 5-15 банковских дней, однако это не всегда удается, отметили эксперты. 

Чтобы снизить риск кассовых разрывов, компании корректируют клиентский портфель в пользу заказчиков с долгосрочными контрактами, регулярно оплачивающих перевозки по фиксированному графику, рассказал Дмитрий Иевлев. Иногда перевозчики привлекают займы для пополнения оборотных средств. Согласно данным ГК ГЛТ, текущие ставки по таким кредитам составляют 24-25% годовых на срок 1-3 года — конкретные условия зависят от параметров кредитования.

Как сообщил Дмитрий Шляхов, фактически ежемесячная банковская комиссия достигает в среднем 2,5-3% от общей суммы, тогда как год назад она не превышала 1,5-2%. Он подчеркнул: на данный момент перевозчики не могут покрывать банковские проценты за счет маржинальности, так как тарифы на услуги существенно снизились — индекс ATI.su, отражающий уровень ставок, упал на 6,5% в годовом выражении, составив 1581 пунктов на 25 июня. Кроме того, по словам Дмитрия Шляхова, банки ужесточили требования к заемщикам — в качестве залога теперь чаще выступает имущество не только компании, но и собственников.

В этих условиях растет популярность факторинга: продажи дебиторской задолженности третьим лицам. Такая модель подходит перевозчикам с подтвержденной платежеспособностью, в том числе без просроченных кредитных и лизинговых платежей, — пояснил руководитель «ГПР-Логистика» Николай Кочнев. 

Эксперт отметил: сложности с кредитованием вынуждают перевозчиков наращивать оборотные средства за счет демпинга тарифов и продажи техники по заниженным ценам — в среднем за треть от первоначальной стоимости. 

Увеличение срока оплаты уже стало причиной повышения оборачиваемости денежных средств многих перевозчиков в два раза — до 40 дней. В условиях сниженных объемов и тарифов на рынке это может привести к еще большим сложностям при выплате зарплат, лизинговых, кредитных и других платежей, а также к новой волне банкротств уже в третьем квартале 2025 года, — заключил Вадим Филатов.

Самое читаемое
  • Лебедев: «Не надо заниматься имитацией прошлого. Это — тупик»Лебедев: «Не надо заниматься имитацией прошлого. Это — тупик»
  • Wildberries могут запретить скидки за оплату товаров через аффилированный банкWildberries могут запретить скидки за оплату товаров через аффилированный банк
  • Грустный праздник: именинник Павел Дуров предрек человечеству мрачное будущееГрустный праздник: именинник Павел Дуров предрек человечеству мрачное будущее
  • Имущество «Корпорации СТС» перешло государствуИмущество «Корпорации СТС» перешло государству
  • Минздрав победил Яна Габинского: у кардиоцентра новый руководительМинздрав победил Яна Габинского: у кардиоцентра новый руководитель
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.