Как бизнесу говорить по-русски и не получить штраф?

Как бизнесу говорить по-русски и не получить штраф?
Иллюстрация: ГК Umbrella Group

С июня-2025 в России вступили в силу поправки к закону «О государственном языке»: использование иностранных слов в публичной информации запрещено, если у этих слов есть устойчивый русский аналог.

Ведущий специалист отдела лицензирования ГК Umbrella Group Екатерина Тарасенко

Изменения касаются бизнеса напрямую: от вывесок и упаковки до сайтов и соцсетей. Что именно меняется, где границы допустимого и какие шаги нужно предпринять?

Начнем с того, что же запрещено

Запрет распространяется на любые тексты, обращенные к потребителю, включая:

— вывески и витрины;
— меню, упаковку, рекламные конструкции;
— сайты, приложения, интерфейсы;
— посты и описания в соцсетях.

Давайте рассмотрим на примерах: sale, beauty, coffee, delivery, barbershop теперь под запретом, если есть их аналоги (распродажа, красота, кофе, доставка, парикмахерская). Исключения теперь действуют только для слов без устойчивых русских аналогов и зарегистрированных как товарные знаки.

Контроль за соблюдением возложен на местные органы: Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Нарушения — это не только предписания, но и реальные штрафы.

Где начинаются сложности?

1. Название ≠ товарный знак

Многие компании используют англоязычные слова в брендах, но не оформляют их юридически. На практике: если на вывеске написано Beauty Lab, а такой знак не зарегистрирован — это нарушение.

Более того, даже при регистрации важна полнота!  Если оформлен товарный знак Joy, а на вывеске написано Coffee&Joy, слово Coffee все равно может быть признано незаконным.

 2. Пограничные слова кто решает?

Нет официального перечня «разрешенных» слов. Термины вроде loft, branding, delivery вызывают споры: для одних это часть делового обихода, для других — избыточные заимствования.

3. Интернет теперь — тоже зона риска

Закон работает и онлайн. Сайты, маркетплейсы, интерфейсы, подписи в соцсетях — все подпадает под правила. Кириллическое написание (бьюти, фэшн, брендинг) не спасает, если слово явно иностранного происхождения. Так что таким образом «проскочить» не получится.

Возникает главный вопрос: что, собственно, делать бизнесу в этой ситуации?

Во-первых, проведите аудит внешней коммуникации проверьте, где используется иностранная лексика:

— в названиях точек продаж и витрин;
— на упаковке и в меню;
— в интерфейсах и постах.

Если слово не имеет регистрации или не заменяется русским аналогом — это потенциальный риск. И об этом нужно помнить.

Во-вторых, зарегистрируйте свои названия как товарные знаки

Если и дальше планируете использовать иностранное слово — его нужно зарегистрировать в Роспатенте. Это не только защита от претензий, но и укрепление бренда. Одни плюсы.

В-третьих, указывайте юридический статус

О чем это мы? Об использовании обозначений ™ или ® — они подчеркивают факт того, что слово не англицизм «для красоты», а зарегистрированный бренд. Это может помочь снизить риск претензий и споров.

И, наконец, в-четвертых, приведите в порядок онлайн-среду

Сайт, соцсети, карточки товаров, интерфейсы приложений — все, что видит потребитель, попадает под закон. Обратите внимание на тексты, кнопки, заголовки, промо-материалы.

Подводя итог, хочется сказать, что…

Закон о запрете иностранных слов — это не просто очередная инициатива со стороны государства. К сожалению, это реальность, которая уже влияет на брендинг, маркетинг и упаковку.

По нашему опыту, чаще всего под удар попадают именно те компании, которые используют англоязычные слова «по привычке», не оформляя их юридически, думая «ай, и так пронесет». Но практика, к сожалению, показывает обратное.

2025 год — подходящее время, чтобы провести аудит бренда и навести порядок в юридической защите. Это не только соответствие закону, но и шаг к более устойчивому бизнесу.

Самое читаемое
  • Спрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемымСпрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемым
  • МВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 летМВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 лет
  • В Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. КосмонавтовВ Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. Космонавтов
  • История места: ЖК «Нагорный». Как за 300 лет преобразилась самая видовая локация городаИстория места: ЖК «Нагорный». Как за 300 лет преобразилась самая видовая локация города
  • Как зарабатывать 500 тыс. рублей чистой прибыли на ритейле?Как зарабатывать 500 тыс. рублей чистой прибыли на ритейле?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.