За тысячу километров до прилавка: как ритейл в Сибири может защитить себя от убытков

За тысячу километров до прилавка: как ритейл в Сибири может защитить себя от убытков
Автор фото: Bernd Dittrich. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Директор корпоративного страхования компании «СберСтрахование» Зара Геворкян рассказала о типовых рисках при перевозке продуктов питания и способах их минимизации.

Перевозка продуктов питания — одна из самых чувствительных и уязвимых частей логистической цепочки, особенно в Сибири. Протяженные маршруты, резкие перепады температур, нестабильная погода и ограниченное количество складов и транспортных узлов делают доставку по-настоящему сложной задачей. Малейшая ошибка — сбой холодильного оборудования, неудачная стыковка транспорта или недобросовестный подрядчик — может привести к утилизации тонн товара и многомиллионным убыткам.
 
Где ритейл теряет деньги: распространенные проблемы
В Сибири доставка продуктов часто сопряжена с высокой нагрузкой на технику и персонал. Одно из самых уязвимых звеньев — температурный режим. Например, при транспортировке замороженного мяса или молочной продукции холодильные установки должны не просто поддерживать температуру, но делать это стабильно, даже если за окном -30°C. Один сбой в датчиках — и продукт теряет безопасность, так как может начать портиться, представлять риск для здоровья и больше не подлежит продаже.
 
Наряду с этим значительная часть убытков связана с механическими повреждениями: это могут быть вмятины и разломы упаковки, возникшие при неаккуратной погрузке, резких торможениях или во время перегрузки с одного транспорта на другой.
 
Также стоит учитывать человеческий фактор: ошибки при размещении товаров в кузове, нарушение товарного соседства (например, фрукты рядом с мясом или моющими средствами), небрежная укладка. Все это увеличивает вероятность порчи. При этом в условиях сибирской зимы даже незначительное нарушение упаковки может привести к порче части продукции.
 
Наконец, нельзя забывать про кражи. Продукты питания — высоколиквидная категория. Они быстро реализуются, не требуют сертификации при перепродаже и поэтому нередко становятся объектом хищений. По данным портала Logirus, в 2023 г. продукты составили 17,4% от всех зарегистрированных краж грузов в России.
 
Когда вся фура под списание
Ошибки в логистике не всегда проявляются сразу. Иногда их последствия становятся очевидны только в момент приемки товара. Так, в практике «СберСтрахования» были случаи, когда из-за сбоя в системе охлаждения происходила незаметная разморозка груза в пути. Водитель мог не заметить снижение температуры из-за неисправности системы мониторинга. В одном из таких инцидентов была списана крупная партия замороженного филе цыпленка-бройлера. Возмещение по страховке составило 10 млн руб. Именно такие кейсы показывают, насколько важно держать контроль не только на старте маршрута, но и в движении.
 
Как минимизировать риски: практические меры

Комплексный контроль логистики должен начинаться задолго до погрузки.

  • Проверка состояния холодильного оборудования перед рейсом. Необходимо регулярно калибровать датчики температуры и проводить профилактику всей системы.
  • Использование упаковки, адаптированной к климату. В сибирских условиях упаковка должна выдерживать не только механические нагрузки, но и резкие температурные колебания, а также высокую влажность.
  • Соблюдение правил товарного соседства. Некоторые продукты, например, фрукты и овощи, выделяют этилен, ускоряющий созревание и порчу других товаров. Такие партии нужно размещать отдельно и с вентиляционными зазорами.
  • Контроль загрузки и укладки. Важно оставлять зазоры для циркуляции воздуха и соблюдать нормы заполнения кузова.
  • Выбор проверенного перевозчика. Транспорт должен быть оборудован системой мониторинга, а персонал — обучен правилам перевозки пищевых продуктов. Прозрачные регламенты и опыт работы с ритейлом — обязательны.
Дополнительная мера — регламентирование режима работы водителей. Усталость и переработка повышают риск аварий, особенно зимой, когда сцепление с дорогой хуже, а маневрировать тяжелее.
 
Страхование в логистике
Даже при безупречной организации поставки никто не застрахован от внешних факторов: поломок, погодных катастроф, аварий. Именно для таких ситуаций и существует страхование грузов. Кроме того, если компания не перевозит товар самостоятельно, а работает с логистическим подрядчиком, стоит выяснить, страхует ли перевозчик свою ответственность. Это позволяет компенсировать ущерб, даже если вина лежит на внешнем исполнителе.
 
Советы управленцам: с чего начать
Чтобы избежать потерь, компаниям важно выстроить системную работу с рисками. Вот с чего можно начать уже сейчас:
  • внедрить телеметрию и GPS-слежение за температурой и маршрутом;
  • аудировать своих логистов: есть ли у них страховка, работают ли датчики, соблюдаются ли нормы;
  • установить регламенты загрузки, транспортировки и реакции на сбои;
  • регулярно пересматривать упаковочные решения с учетом сезона и маршрута;
  • настроить процесс подбора страховых решений под реальные сценарии бизнеса.
Сибирские реалии требуют от бизнеса четкого управления поставками и продуманной защиты от рисков. Ошибка в одном звене логистической цепи может обернуться не только убытками, но и срывом контрактов и потерей репутации. Только системный подход, в котором соединяются качественная логистика, технология и страхование, позволяет компаниям чувствовать себя уверенно на длинных маршрутах — от склада до полки.
Самое читаемое
  • Спрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемымСпрос на концерты в Екатеринбурге вырос: чье выступление стало самым посещаемым
  • МВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 летМВД РФ хочет ужесточить правила допуска для водителей старше 60 лет
  • В Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. КосмонавтовВ Екатеринбурге одобрили строительство дублера пр. Космонавтов
  • История места: ЖК «Нагорный». Как за 300 лет преобразилась самая видовая локация городаИстория места: ЖК «Нагорный». Как за 300 лет преобразилась самая видовая локация города
  • Как зарабатывать 500 тыс. рублей чистой прибыли на ритейле?Как зарабатывать 500 тыс. рублей чистой прибыли на ритейле?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.