Октябрьская магистраль — ворота в Закаменку. Новая краеведческая история

Октябрьская магистраль появилась на плане города сто лет назад, а запущена была лишь 40 лет назад. По самым знаковым зданиям этой улицы мы гуляем сегодня с нашим постоянным автором «Дедом Голодяем».
В 1926-м она была просто лучом в эскизе города-сада инженера И.И. Загривко, два года спустя в генплане профессора Б.А. Коршунова обрела детализацию, соединив центр города с разделенным рекой Октябрьским районом.
Фрагмент генплана Б.А. Коршунова. 1928 г. Архив Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина
Но приступить к ее прокладке удалость только после войны. Хотя первое здание, ориентированное по косой, под магистраль, заложили уже тогда. Это один из памятников конструктивизма — спортивное общество «Динамо» на Коммунистической, 60. В первоначальном проекте клубного комплекса пять корпусов — спортивные залы, тир, дом культуры, прачка, поликлиника и т.д., — которые имели единую инженерную систему и соединялись техническими переходами. Он создавался талантливой группой архитекторов Б.А. Гордеевым и С.П. Тургеневым, инженером Н.В. Никитиным, в последующем автором знаменитой телебашни в Останкино и статуи «Родина-мать зовет!» в Волгограде.
«Родина-мать зовёт!» Фото А. Пономарева
Из-за недостатка финансирования в 1933 г. удалось закончить лишь главный корпус. В 1963-м здесь был открыт первый в городе крытый 25-метровый плавательный бассейн с вышками для ныряния. В 1989-м обрушен пожаром баскетбольный зал с уникальными большепролетными деревянными арками, засыпана находящаяся под ним длинная галерея тира. В 2000-х бассейн реконструировали: уменьшили глубину, демонтировали вышки. Клуб «Динамо» и сегодня остается одной из лучших спортивных школ города.
Спорткомплекс «Динамо». 1980-е. Форум «Новосибирск в фотозагадках»
Девятиэтажный «Дом Социалистического земледелия» (арх. Н.С. Кузьмин, Н.Г. Васильев) построен в 1936 г. (ул. Горького, 78). В проектах были монументальный вход с гранитной отделкой, огромными скульптурными группами людей и коней, вверху по всей ширине здания — барельеф с сельхозтружениками и гербом СССР.
Ансамбль «ворот» в Октябрьский район. Архив Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина
В нем сразу же разместилось множество контор: управления совхозами и лесами, гидрометеоуправление и т.д. Также здесь предполагались временно поместить сельхозинститут. В 1941-м здание и весь прилегающий квартал были переданы под цеха эвакуированного завода им. Коминтерна (позднее НИИИП), который на протяжении многих лет выступал головным предприятием по разработке наземной аппаратуры систем опознавания целей и по созданию наземных радиозапросчиков.
В заводском дворе стоял, пожалуй, самый скрытый памятник в Новосибирске — бронетранспортер с большим локатором, действующим по принципу фазированной антенной решетки.
Сегодня квартал реконструируется под жилой комплекс. По другую сторону магистрали — дом, известный как «Под строкой». Котлован под него вырыли еще перед войной, проектом 1938 г. здесь предполагалось строительство 7-этажного (плюс два по центру) административно-жилого дома для геологического треста с обширной административной частью, и жилого крыла на 36 квартир по стороне Красного. Фасад украшали большие квадратные часы. Уже после войны было допроектировано крыло по Октябрьской магистрали, и окончательно дом был сдан лишь весной 1958-го (арх. Г.Ф. Кравцов). Его отдали заводу Коминтерна.
В его дворе располагался Резервный Центр управления городом и, проходя мимо, можно было услышать шум телетайпных машин, за что дом получил название «У телетайпа». На его последнем этаже было заводское общежитие, в котором внешние створки окон открывались наружу, и создавалось впечатление скворешника, в цокольном этаже разместился ресторан «Гранд Отель» (как его звали завсегдатаи — «подвал»), а над ним — читальный зал библиотеки имени Маркса. Вот так сидишь, пытаешься проникнуться духом исторического материализма, а внизу бесстыдно лабают про любовь к Любочке.
В 1959 г. на первом этаже открылся самый большой продовольственный магазин в Сибири: 1630 кв. м, пять торговых залов в пояс всего дома. Назывался он «Новым гастрономом №2», но звали «кишкой» или «штанами». Хозяйки облюбовали здесь автомат по продаже подсолнечного масла, а обитатели соседнего стиляжного «Брода» стекались за дешевым портвейном. В правом его краю была прекрасная кофейня, где в конце 1980-х нам щедро наливали и коньяк.
Красный пр-т, 30. 1991 г. Фото Б. Пименова
На крыше — традиционный лозунг: «Наша цель — коммунизм», который вдруг в декабре 1971-го сменился новым веянием — трехцветной «световой газетой», 28-метровой электронной бегущей строкой. Бывало, что вечерами, ожидая на остановке «Дом Ленина» транспорт, я специально пропускал свой маршрут, чтобы постоять и еще почитать бегущие буквы новостей, а заодно и погоду, и рекламу. Дом приобрел новое название: «Под строкой».
Красный пр-т, 30. 1990-е г. Форум «Новосибирск в фотозагадках»
Еще одно прозвище — «Пентагон» — он получил за многоугольную форму и огромное бомбоубежище, которое в 1990-е стало частями сдаваться под разные заведения. Во дворе дома была одна из первых тусовок неформалов — от хиппи до панков. Участники ее рассказывали, как мучали жильцов — вырубали домовой электрорубильник и те вместо «Рабыни Изауры» вынуждены были слушать непонятные песни снизу. Ну, вы представляете масштаб последующей трагедии.
Магистраль жестко разрезала прямоугольную застройку города. Поэтому один старый домик сегодня нагло выпирает на нее углом (Чаплыгина, 75). До революции это было красивое двухэтажное здание в стиле рационалистического модерна. В июне 1917-го в нем проходил 1-й съезд крестьянских депутатов, потом размещалась контора Окрсельскосоюза, на задах — склады. Летом 1926-го в соседнем дворе Мамычева загорелось сено. Тушили долго, «сгорело свыше 10 зданий, <…> огонь накалил и испортил сотни пудов железных изделий, принадлежащих Окрсельсоюзу — 31 семейство [осталось] без крова».
Здание Сисельскосоюза в огне. Газета «Советская Сибирь», 1926 г.
После пожара здание надстроили, обезличили. В начале 1960-х в нем располагался НИИ туберкулеза, потом медучилище, сейчас служба погрануправления, у которой есть небольшой музей.
Витрина музея службы погрануправления. 2025 г. Фото К. Голодяева
Шли десятилетия, уже в ноябре 1983-го и мост через Каменку на Кирова сдали, а сквозной выезд с Красного проспекта так и не пробили. В 1960-х на участке магистрали Красный-Серебренниковская летом проводили ярмарки ЦУМа, весной использовали для техосмотра транспорта, а движение запустили только в середине 1980-х, накануне пуска метро.
Октябрьская магистраль, 1979 г. Форум «Новосибирск в фотозагадках»
За улицей Серебренниковской — небольшой сквер, за которым — необычное здание-бригантина, молодежный театр «Глобус».
Долго, очень долго ждал наш ТЮЗ этого переезда. Ведь первый кирпичик в основание нового театра был заложен еще в 1965 г., а нулевой цикл начали строить только в 1970-м. Проект был инженерно очень сложным: здание со зрительным залом на 1000 мест, стилизованное под парусник, с трехмерным вантовым покрытием, многоуровневой пространственной композицией вестибюля, с несколькими оригинальными сценическими коробками, двумя вращающимися дисками.
На строительстве применялся уникальный циркульный башенный кран, который передвигался вокруг строящегося здания театра по циркульному подкрановому пути — по внутреннему рельсу передвигалась одна опора, по внешнему — две. Однажды, уже к окончанию строительства, весной 1981 г. кран устал и… завалился на бок. Хорошо, не прибил никого.
Строительство нового здания ТЮЗа. 1980-е. Фото В. Бучнева
И вот, наконец-то, 30 октября 1984 г. директору нового театра, заслуженному работнику культуры РФ Н.И. Никульковой, был вручен символический ключ от театра, также выполненный в виде парусника (эскиз И.В. Сокола), который был установлен на втором этаже фойе. Переехал из Дома Ленина театр со всеми своими цехами, начал ставить новые спектакли, а потом сменил и имя.
Театр строился вместе с окружающей зеленой зоной. Проект (который, кстати, в 1989 г. получил Серебряную медаль ВДНХ СССР) предусматривал парковую зону не менее 1,2 га, с местом для отдыха зрителей во время антрактов летних спектаклей. Здесь были предусмотрены открытый театр для самодеятельного творчества юных артистов, детский центр для педагогической работы с местами тихого отдыха, дорожками для прогулок и бега и площадками для подвижных игр.
Ну, а дальше — бывшая пойма реки Каменка, засыпанная на 20 метров песком, мост и выход к улице Кирова — другая большая история.
Научный сотрудник «Музея Новосибирска» Константин Голодяев