Что предлагает нам новая социальная сеть LocalHub в эпоху нововведений от регулятора?

В сложном современном мире бизнес вынужден каждую минуту мониторить изменения и принимать решения о перестроении процессов. Особенно маркетинговых. Кто, что и как ему в этом может помочь?
Иван Цыбульник — предприниматель с 12-летним опытом в сфере маркетинга и пиар, разработчик сайтов, СММ-специалист, дизайнер, таргетолог, контекстолог, СЕО-специалист. Создал маркетинговое агентство полного цикла, высококонверсионный колл-центр, ивент-агентство, агентство стратегического консультирования. Последний масштабный проект — российская социальная сеть LocalHub в Новосибирске.
Эксперт рассказал, что ждет рынок интернет-рекламы с 1 сентября 2025 года, а также что важно знать, учитывать и уметь современному бизнесу, какими каналами пользоваться, и чем полезен для предпринимателей уникальный новосибирский продукт — соцсеть LocalHub.
Иван, 1 сентября этого года вступают в силу новые правила интернет-рекламы, направленные на прозрачность и безопасность рекламного рынка. Например, ограничение рекламы на запрещенных ресурсах, маркировка звонков, ответственность для блогеров, которые не вступили в реестр РКН. За нарушение новых правил предусмотрены административные штрафы. Зачем это нужно?
— Есть четкие вводные данные от регулятора о том, что зарубежные социальные сети, не представленные в России, не размещенные в России как юридические лица и не хранящие данные в России, должны из нашей страны уйти. И экологичным путем это сделать не получилось. Начали придумывать обходные пути с VPN и так далее, а это так или иначе ведет к утечкам данных. Поэтому я полностью согласен с тем, что данные должны храниться внутри страны. Хотелось бы, чтобы основной трафик социальных сетей был в России, и россияне пользовались нашим отечественным продуктом.
Не ущемляет ли это нас? Мы ведь теряем приток определенной информации. Потому что, например, социальная сеть, которую сегодня не принято называть, — это же миллион блогеров со всего мира...
— С одной стороны, да. С другой, мы прекрасно понимаем, что сможем подстроиться под ограничения, существует огромное количество разной прессы, много разного контента, который можно потреблять. Конечно, здесь возникли противоречия на более высоком уровне: компания, которая хочет быть представлена в России, не готова принимать правила игры России. Но эти правила необходимо соблюдать. На запрещенных ресурсах есть огромное количество инфоцыган, огромное количество нерегулируемых, неподотчетных денег, и с этим нужно бороться. Меня, может быть, проклянут после этого, но мне кажется, что эта реформа позволит отсеять недобропорядочных подрядчиков.
Как эти изменения повлияют на стоимость продвижения? И готовиться ли бизнесу к росту бюджета на маркетинг?
— К росту бюджета точно стоит готовиться. Во-первых, вышел закон о том, что рекламные компании получат дополнительный сбор в 3% с размещения рекламы. Во-вторых, конечно же, ограничение одних источников подразумевает поиск новых. Но я думаю, если предприниматели в нашей стране начнут наконец-то образовываться в области маркетинга, то ситуация кардинально изменится. Предприниматели узнают, что происходит в налоговом кодексе, узнают, как подавать отчетность и когда это надо делать, понимают, как выбрать бухгалтерию, а вот с маркетингом это почему-то не работает.
То есть маркетинговый комплекс компаний слабо развит?
— Очень слабо развит. Я думаю, что процентов 95 представителей малого и среднего бизнеса плохо понимают, как работает маркетинг.
Здесь есть отраслевая зависимость? Например, стройка вынуждена была в свое время развиться в плане маркетинга, и маркетинговый комплекс любой строительной компании — это огромная махина. А в каких отраслях совсем все плохо?
— По моим наблюдениям, — в тех отраслях, которые начали давно развиваться, и собственники уделяли больше внимания производству. Например, производство одежды. Есть шикарные компании, представленные во всех городах, но с маркетингом там беда. И беда не потому, что управленец плохой, там может быть шикарный управленец, который делает потрясающий продукт, но его склад ума не заточен под маркетинг. А нанять маркетолога или доверить все агентству — это же целая история! У многих сложилось ощущение (как раз в том числе из-за недобропорядочных исполнителей), что маркетинг — это ниша, в которой огромное количество мошенников, что там постоянно выжимают деньги. Собственники не видят прямую взаимосвязь между запуском рекламной кампании или маркетинговой стратегии и получением прибыли. Они думают: если начинается кризис, надо резать бюджеты вместо того, чтобы их увеличить.
Как СММ-агентства сейчас смотрят на рынок, учитывая законодательные изменения? Что происходит на рынке услуг с точки зрения исполнителей?
— Агентства и сами СММщики генерят огромное количество контента, в котором предлагают играть словами и, например, говорить: «Мы не продаем письменный стол, мы не продаем кресло, у нас нет полного ассортимента, и мы не производим свою мебель самостоятельно». Как будто бы де-юре, действительно, ты не призывал к покупке, но де-факто мы хорошо понимаем, что это игры с властью, и они закончатся печально. Я бы сильно не рекомендовал и собственникам бизнеса, и СММщикам, тем более у которых, скорее всего, нет свободных денег на штрафы (а штрафы будут весьма внушительные), в эти игры играть.
Но они просто пытаются сохранить занятость. Куда им сейчас перенаправиться?
— Есть же альтернативы. У нас пока нет точной информации по поводу Телеграм. Он, возможно, будет работать. Для меня Телеграм не равен классической социальной сети, все-таки в анамнезе он — мессенджер, и надо понимать, что он развивался как мессенджер. Но его тоже можно рассматривать. Есть ВК — классическая социальная сеть со своими особенностями, кому-то она нравится, кому-то не нравится, но она есть, и это альтернатива.
Появляются новые площадки, через которые можно продавать разными способами. Вопрос только в том, смогут ли СММ-щики перестроиться. И это уже про их компетенции, про их гибкость, про их навыки. Так случилось, и надо с этим жить. Никто же не спорит с тем, что зима наступает — она просто наступает и все.
Сегодня все находятся в поиске качественных каналов продвижения, и за экспертизой как раз обращаются к маркетологам, потому что иногда каналы, хорошо работающие, неочевидны для собственников бизнеса. Какие каналы нравятся вам? Как вы продвигаете компании?
— Недавно, в связи с появлением нового проекта, я стал активно записывать ролики, и, на удивление, стало появляться много «спящих» клиентов, взаимодействовавших со мной где-то на конференциях, выступлениях. Я не делаю профессиональный контент, я его делаю в машине: просто в петличку рассказал какую-то тему — и это начало работать. На самом деле инструментов много, просто надо хорошо понимать бизнес и его задачи.
В свете грядущих законодательных изменений, какие бы вы дали практические рекомендации предпринимателям, чтобы снизить риски?
— Во-первых, нужно обучаться! Обратиться к профессиональным юристам, чтобы обезопасить себя с точки зрения документооборота. Потому что за это лето в силу вступил еще ряд законов, которые необходимо учитывать. И по персональным данным в том числе. Во-вторых, я бы точно отказался от игр с регулятором. В-третьих, начал бы еще в июне думать о том, на какие площадки можно перейти, и как они будут закрывать задачи потенциальных клиентов. Лучше всегда заблаговременно изучить грядущие изменения, подстелить соломку и выстроить хорошую качественную маркетинговую стратегию. Все всегда нужно начинать со стратегии, надо понимать, куда ты двигаешься, и что ты должен получить в конце, чтобы потом снимать показатели.
Давайте поговорим о вашей собственной соцсети. Вы построили в Новосибирске новую социальную сеть LocalHub. Это необычно. Мы привыкли к тому, что такие проекты рождаются ближе к столицам. В чем преимущество регионального подхода к разработке?
— Я бы не сказал, что в этом преимущество. Так сложилось. Мы просто не искали других путей. Нам нравится Новосибирск. Это принципиальная позиция. Мы давно могли переехать, но когда эволюционно подошли к очередному витку роста, то понимали, что все поголовно едут в Москву, а мне с командой не интересна эта модель. Я с удовольствием туда летаю в командировку или на выходные, но здесь я могу за день сделать 150 тысяч дел. А в Москве, к сожалению, одно дело — один день. У меня нет столько времени. Я и так поздно начал заниматься предпринимательской деятельностью самостоятельно и многое потерял. Поэтому мы консолидировали свои силы здесь и команду собираем здесь. Сейчас у нас именно в соцсети LocalHub есть несколько человек, которые работают на удаленке, при этом они приезжают сюда, чтобы решать внутренние организационные вопросы, обучать новичков и так далее. Но в перспективе, конечно, основная часть будет работать здесь. Я вообще против фриланса, против аутсорса, и у меня в основном бизнесе нет ни одного человека, работающего вне офиса. Поэтому Новосибирск — это просто такое эволюционно родившееся место для нас.
В чем принципиальное отличие LocalHub от других соцсетей? Что нового вы даете пользователю? Какой опыт?
— Это, без преувеличения, первая социальная сеть, которая заботится о своих пользователях. Это основной тезис, который пришел к нам в процессе разработки. Социальных сетей действительно много (было, есть, пыталось быть) — есть, с чем сравнить. Но у нас глубокая разработка. Мы начали создание этого проекта около пяти лет назад, еще до новостной повестки, и это не было связано с тем, что кто-то начал уходить с рынка. В процессе разработка сильно трансформировалась, потому что мы поняли, чего сегодня не хватает рынку, людям, бизнесу, и какие есть проблемы.
Людям сегодня надо куда-то уходить, и у нас есть несколько важных направлений, которые нас отличают от других соцсетей. У нас есть лента, привычная для всех, но она делится на две части — локационную и персональную. Это очень важно. Обычно, когда ты заходишь в любую социальную сеть, тебе сразу навязывают ленту с непонятными для тебя людьми, рекламой, неинтересным тебе контентом, а когда ты открываешь LocalHub, то попадаешь в свой профиль, где можешь нажатием двух кнопок выбрать тематику контента, который хочешь сегодня потреблять. Ты сам выбираешь то, что хочешь видеть. То есть у нас более четкое таргетирование по интересам, и у каждого пользователя, по сути, есть своя социальная сеть, которой он управляет. Мы дали возможность человеку вернуть выбор, который, по большому счету, у него забрали. Это персональная лента.
Вторая часть ленты — локационная, то есть контент в рамках твоей геолокации, ты можешь видеть то, что происходит вокруг тебя — у нас есть карта, и это уникальная история. Хотя я вижу новости о том, что кто-то начал это разрабатывать, но мы начали это сильно раньше. Мы можем видеть на карте своих друзей, можем создавать ивенты, у нас формируется событийный чат, в котором мы можем переписываться. У нас есть крутая социальная нагрузка, которая позволяет простым людям, не имеющим навыков маркетинга, отправлять послания в мир. Например, ты размещаешь короткий статус, что сегодня в таком-то месте проходит запись с каким-то известным медийным человеком, и люди, которые бы захотели взять у него интервью, сфотографироваться с ним, могут связаться с редакцией и эту задачу закрыть. То есть пользователь видит новостную повестку вокруг себя — то, что происходит рядом.
Это классно. Ведь соцсетям часто пеняют, что они уводят человека в виртуальный мир, а вы как будто возвращаете его обратно в точку, где он находится.
— Все социальные сети устроены так, что каждую минуту они борются за твое внимание. Кликбейт реклама, офферы, непонятные вовлекающие воронки. Безусловно, мы тоже про бизнес, как и другие соцсети. Но мы все-таки создали продукт с душой, человеческий, про людей. Как бы это пафосно ни звучало. В LocalHub можно строить свое сообщество, можно продавать. У нас есть рекламный кабинет — пожалуйста, пользуйтесь, запускайте рекламу, и люди, которым она будет интересна, ее увидят, а кому не интересна, тому мы не станем ее навязывать.
Сейчас у каждого пользователя есть привычная и уютная для него соцсеть, и даже не одна. Как совершить переход в новую? Как вы переориентируете аудиторию на свою социальную сеть? Или сейчас не стоит такая задача?
— Это же вопрос скорее желания. Все когда-то пробуют что-то новое. Кто-то принимает решение бегать по утрам, кто-то — ходить в спортзал. Это так или иначе новая поведенческая привычка. Когда-то у нас не было Авито, Дрома, Циана. Но они появились, и люди начали ими пользоваться. Мы не заявляем, что пришли заменить кого-то. Если мы действительно сосредоточим в себе большую аудиторию, и у нас получится сделать так, что все соцсети в стране будут только российскими, будет круто.
А переход — очень простой. Если тебе этот источник трафика нужен, если тебе отзываются наши смыслы, если ты хочешь единственный раз в жизни получить возможность на что-то влиять, то тебе к нам. Мы — доступные и гибкие в плане обратной связи: пользователи делятся с нами мнениями, предлагают изменения, новшества, и мы после подписания определенных документов внедряем это. Еще один аргумент, почему к нам легко перейти: у нас есть функционал, который позволяет перенести контент из другой соцсети в LocalHub. Напишите в поддержку, и вам помогут с этим.
То есть целиком аккаунт из другой соцсети может перекочевать в LocalHub?
— Да. С контентом, с роликами, с публикациями. Чтобы сохранить вашу историю, чтобы новые пользователи, которые с вами знакомятся, могли что-то о вас узнать.
Что для вас лично станет показателем успешности LocalHub?
— Безусловно, как для любого бизнес-процесса, для нас важен возврат инвестиций, получение прибыли. Но это второй по важности пункт, а первый — это признание со стороны пользователей. Все-таки популярность любого изобретения, произведения искусства, одежды, разработки зависит от того, приняли ли это люди. Когда мы увидим отклик, когда люди скажут, что это действительно классный продукт, я пойму, что иду в верном направлении, и это для меня будет хорошим трамплином к следующему этапу развития.
Это масштабный проект, и он, наверное, требует большого ресурса, в том числе финансового. Как вы решили этот вопрос, есть ли у проекта инвесторы, насколько объемными были инвестиции?
— Два года назад мы думали о том, чтобы рассмотреть привлечение инвестиций, но, к счастью, мы этого не сделали. Очень крупный конгломерат нашей страны проявил большой интерес к проекту, но переговоры не были доведены до конца, и я рад, что так вышло. Внешних инвестиций сегодня нет, только собственные средства трех учредителей компании.
Какие возможности LocalHub предоставляет предпринимателям для продвижения и развития? Как сегодня устроен личный кабинет? Какова вообще концепция?
— Во-первых, классические опции социальных сетей для получения охвата и привлечения целевой аудитории. Публикация контента — регулярная. Во-вторых, у нас хорошая рекомендательная система. СММ-продвижение, реклама внутри социальной сети. Мы сделали реферальную систему, которая позволяет привлекать рекламодателей в нашу соцсеть и легально зарабатывать процент. История работает только для юридических лиц.
Плюс у нас есть карта, которая позволяет бизнесу заявить о себе, о своей компании, проводить мероприятия. Чуть позже будет внедрена платная подписка, которая позволит освещать большие ивенты. Планируем до конца года реализовать несколько интеграций с крупными сервисами, которые мы разместим на карте, что позволит людям получать привычный для них продукт из других приложений. Это будет некая внутренняя экосистема бесшовного перехода.
Концепция LocalHub в том, что мы локальны, мы говорим о том, что бизнес начинается с того места, где ты сегодня находишься, где у тебя офис или магазин/ресторан и так далее. Но ты все-таки имеешь возможность так же пользоваться этой картой и функциями из любой точки мира.
Как вы ищете баланс между построением сообщества про пользу, про интересы и коммерческим каналом продвижения? Не станет ли монетизация, например, препятствием для достижения первой цели?
— Думаю, нет. По нашим прогнозам, если мы выйдем на определенные показатели, то дальше это будет работать, как снежный ком. У нас очень понятная концепция и очень понятный смысл. У нас нет чего-то, что сложно объясняется пользователю или бизнесу. Это хороший продукт, который собрал в себе большое количество инструментов, необходимых разным игрокам, разным социальным слоям. Поэтому я не думаю, что вообще здесь может возникнуть какая-то сложность. Плюс у нас большие планы на ближайшие несколько лет по добавлению в том числе и коммерческих историй, которые действительно будут полезны людям. Некоторые пока не реализованы нигде в мире.
Чем ваш подход к созданию продукта отличается от методов крупных IT-гигантов, от ВК, от Яндекса?
— Все эти продукты, которые стали гигантами и за которыми теперь стоят разные имена собственников и разработчиков, начинались с небольшой компании и маленькой команды. И я думаю, что принципиальный подход у нас ничем не отличается. Все так же: у кого-то когда-то родилась идея, кто-то решил ее воплотить, идея получила отклик от аудитории, а дальше она сама по себе начала набирать обороты. Поэтому, мне кажется, с точки зрения идеи и фанатичности к своему делу мы, наверное, ничем не отличаемся.
Что вас мотивирует развивать LocalHub, учитывая, что конкуренция в IT-секторе — огромная и требует масштабных инвестиций в развитие конкурентоспособного проекта?
— Мое субъективное мнение: у меня нет конкурентов. Вернее — я ни с кем не конкурирую. Зачем? Во-первых, рынок большой, и у каждого свой продукт и своя аудитория. Во-вторых, классно, когда даже маркетинговые агентства объединяются в партнерство вместо того, чтобы гоняться друг за другом. Классно, когда они все способны в одном поле делать что-то крутое, зарабатывать деньги, строить бизнес.
Как изменилось, с вашей точки зрения, потребительское поведение за последние годы? И что это означает для бизнес-стратегии?
— Люди избалованы, за их внимание все борются. А выйти сегодня с простым продуктом, плохо упакованным, с отсутствием сервиса, практически невозможно. Это путь в никуда. Либо у тебя должен быть большой финансовый запас, либо ты в конечном итоге будешь получать отток. К тебе могут приходить люди на твой продукт, на твои услуги, но если ты не оказываешь высочайшего сервиса, не заботишься о своих клиентах или потенциальных клиентах (даже на старте важно проявлять заботу о человеке), то это обречено на провал. Люди неохотно тратят сегодня деньги, за ними нужно бегать, и если у тебя нет твердого имени с общественным признанием, то тебе нужно биться за каждого человека.
То есть бренд рулит?
— Да, личный бренд. Люди идут больше на людей, люди должны понимать и хотят понимать, кто стоит за бизнесом, если, конечно, он не появился в те времена, когда это было неважно. Когда бизнес только появляется, он начинает что-то активно подавать, но в какой-то момент на арену выходит собственник, и, как правило, продажи растут. Люди начинают слышать человека, который это создал, понимать, почему он это сделал, зачем, и ситуация кардинально меняется.
Любовь к локальным проектам и вообще тренд на локальные проекты — это временная или долгосрочная история?
— Что временно, а что долгосрочно — вопрос сложный и спорный, потому что все зависит от психологии человека. А тренды зависят от ситуации. Сейчас люди разделились на два лагеря. Кто-то недоволен тем, что происходит вокруг, кто-то доволен, кто-то просто принимает спокойно без всяких сопротивлений правила этой игры и просто начинает действовать по предложенному сценарию. Сегодняшняя повестка нам четко диктует, что ты должен быть готов к разным сценариям. Например, после ковида мы поняли, что все-таки важно быть представленным онлайн, потому что может так случиться, что у тебя все схлопнется в один день, и вариантов других не будет. Те, кто сможет адаптировать свой бизнес под разные сценарии развития, конечно, будет зарабатывать, расти и развиваться. И этих людей уже сложно будет чем-то сломить. Все, кто выжил в этот период, все, кто был готов, у кого более или менее светлая голова (я имею в виду отсутствие стереотипов, предубеждений и внутренних конфликтов), будут продолжать неплохо развиваться.
В начале вы сказали, что в кризис многие компании по привычке режут маркетинговые бюджеты. Сейчас нестабильные времена. Каким вы видите следующий год для рынка маркетинговых услуг? Начнут ли компании вкладывать в маркетинг больше? Или нас опять ждет схлопывание бюджетов?
— Я не скажу, что сегодня есть просадка в рынке. Думаю, что рынок маркетинга будет работать всегда. Все, что мы с вами потребляем, куда мы с вами ходим, что мы покупаем из еды, одежды и так далее, — это маркетинг. Всегда все будут продолжать что-то продвигать, рекомендовать. Поэтому я думаю, что спада ожидать не стоит. Кто внутренне готов перестраивать процессы, у того все будет хорошо.
Реклама erid: 2W5zFJswCdW ООО "РИНТЕХ" ИНН 6950229495