Павел Федотов: «Выгоднее быть честным и спокойно заниматься свои делом»

Он сознательно отдает свою лидерскую позицию в компании. Собственник бизнеса Павел Федотов — о том, почему сила руководителя — в умении отпускать контроль.
Рубрика «Диалоги о работе» с управляющим партнером КА «Люди Дела», HR-ментором Еленой Алеевой: здесь мы размышляем, исследуем опыт профессиональной реализации предпринимателей, делимся уникальными кейсами и мыслями, подсвечиваем, казалось бы, простые или известные, НО неочевидные решения, которые обеспечили героям рубрики успех. Встречайте шестого героя — владельца маркетинговой компании Fedotov studio Павла Федотова.
Павел, как вы сами представили бы себя читателям?
— Павел Федотов: предприниматель, владелец маркетинговой компании Fedotov studio. Есть частная практика в качестве бизнес-консультанта и фасилитатора — помогаю организовать внутреннюю систему: бизнес-процессы, отношения с командой, стратегию. Еще есть семейное производство снегоходов — сейчас я имею опосредованное отношение к нему, но это очень реальный и дорогой для меня бизнес. Ключевая моя компетенция — предпринимательство и маркетинг.
Я давно наблюдаю за вашим развитием, отношу вас к уникальным в своей отрасли предпринимателям. Большинство маркетинговых агентств — это основатель и команда из плюс-минус десяти человек. В вашей команде, насколько я знаю, 40+ человек. Расскажите вашу карьерную историю. Что случилось, когда вы сказали себе: «Я буду предпринимателем»?
— Спасибо за высокую оценку. Началось все очень рано — еще в школе, лет с восьми. Мы с братьями собирали цветной металл, продавали его — алюминий, медную проволоку. Один случай до сих пор со мной: мы нашли алюминиевую проволоку, покрытую чем-то желто-оранжевым, очень похожим на медь. Медь стоила в разы дороже. Мы решили хитро: перемешали алюминий с медью, сделали «массивный медный клубок» и сдали его страшному «пещерному» приемщику, который всегда платил хорошо. Нам было дико страшно, что он нас разоблачит. Мы ушли в поту и больше к нему никогда не возвращались, продавали металл в другие скупки дешевле, просто из страха. Этот опыт впаялся мне в «печенку». С тех пор я понял: просто выгоднее быть честным и спокойно заниматься свои делом. Это легло в основу нашей корпоративной и коммерческой культуры. Не только это, конечно, еще воспитание, но этот случай стал ключевым в моей жизни.
Потом — работа на заводах, в школьное время, на каникулах. Потом в университете появился проект: сестра девушки, с которой я тогда встречался, Таня Побережная, рисовала комиксы для себя и своего друга, можно сказать, «в стол», никуда не выкладывала, я увидел потенциал и предложил сделать группу ВКонтакте. Был 2000 год — сообществ почти не было. Проснулись — а у нас 10 тысяч подписчиков. Потом узнали, что в Китае начали производить фигурки с нашими персонажами. Подумали: «А почему мы на этом не зарабатываем?». Скинулись по 300 рублей вчетвером — купили кружки с термопечатью, продали за минуту. На вырученные деньги купили больше, так запустили производство. В течение года у нас на улице Королева было несколько цехов: футболки, кофты, игры, товары — продавали по России, Европе, США, СНГ. Это был мой первый предпринимательский опыт — безумно интенсивный и кайфовый. Потом бизнес отдал девушкам — мы разошлись.
Было скучно, я пошел в аспирантуру на рекламу, но понял, что там делать нечего — оторвано от реальности, все уже было понятно «на кончиках пальцев». Гордыня не дала углубиться в академическую среду, и я ушел работать в «Сибирские сети». В первый же день позвонил Алексей Балкин — совладелец сети кофеен «Бодрый день». Спросил: «Возьмешь проект?». Мой ответ: «Да, давай». Сделал ему хороший проект — и параллельно попал к Сергею Лапушкину, новосибирскому предпринимателю, которому очень благодарен. Сделал ему трехмесячный результат за две недели — без рекламных вложений, только на креативе и механике. Он рассказал обо мне в предпринимательских тусовках и в итоге — безумная нагрузка, пришлось выбирать с чем оставаться. Выбор пал на маркетинг, позвал друга Максима Генинга, — он работал в библиотеке — сказал, мол: «Хватит получать жизненный опыт — пойдем зарабатывать». Так началась Студия Федотова. Из пяти первых сотрудников двое до сих пор с нами. Скоро 9 лет студии — 13 ноября.
Вы рассказываете, и получается такая «сказочка»: все легко, успешно, красиво. Но я точно знаю — у каждого предпринимателя есть «камни», у кого-то горы, булыжники, которые пришлось преодолевать. Что вас поднимает? Были ли «факапы», которые перевернули ваше мышление?
— Были. Несколько лет назад: суббота, снег, я несусь на встречу с клиентом, он недоволен какой-то ерундой, которую можно решить смс-кой. Говорит: «У меня скоро самолет, приезжай». Я выгоревший, уставший, но бегу по Вокзальной магистрали, потому что нельзя опаздывать. И вдруг меня прошибает: «Стоп. Где я? Кто я? Паша Федотов, взрослый мужик с приличным бэкграундом — и несусь, как школьник, на встречу, которой не должно быть?!». Я остановился, позвонил клиенту, сказал: «Я не приду», и пошел в барбершоп. Пока меня стригли — просто дышал, успокаивался. Телефон вибрировал — он звонил. Потом я перезвонил ему: «Роман, я не хочу с тобой работать. Верну деньги за две недели, помогу найти другого спеца». Так же — следующий клиент, потом еще один. Это был переломный момент: я начал понимать, что мое, а что — нет. Какие отношения экологичны, а какие — абьюзивны. Это повлияло на мой рост как управленца и специалиста. Почему это «факап»? Потому что тогда я поступил неэтично, можно было повзрослее: встретиться, обсудить, отстоять границу. Сейчас я бы так и сделал. Были и другие факапы. Например, восемь лет назад я был глубоко в операционке, контролировал организацию всех проектов, контент, рекламу, блогеров — всё. И получилось так, что целый месяц по одному проекту не выходили публикации в одной из соцсетей — сотрудник забыл, я не отслеживал. Было дико стыдно — не столько перед клиентом, сколько перед собой. С тех пор я понял: нужно настроить систему, которая будет вместо меня контролировать то, что я не хочу или не могу контролировать сам. Сотрудник, кстати, до сих пор с нами. Были кассовые разрывы — когда я не контролировал финпотоки. Почему на сказку-то похоже? Потому что ретроспективно я вижу урок в каждом событии. Честно, находясь в среде предпринимателей, я думаю: «Как же легко я отделался». Смотрю на потери и кризисы других предпринимателей и понимаю: Бог меня любит, ведет мягко, оберегает.
Как эволюционировала ваша система управления жизнью, бизнесом? Какое ваше личное качество выступает локомотивом в этих трансформациях?
— Вначале было «я все сам». Я сам общался с клиентами, вел сообщество, работал с партнерами, отправлял посылки — все, все, все. Масштаб бизнеса упирался в мое время и желание. Со временем научился адаптироваться — я трудоспособный, но ленивый: если можно не делать второй раз — не делаю, оптимизирую, меняю процессы. Когда появилась компания, я все воспринимал через призму, как будто бы результат, сделанный сотрудником — это мой результат. Если была опечатка: «Блин, это я опечатался». Стыд. Переживал это остро, но это задало высокие стандарты и культуру работы, которая «аукается» до сих пор. Долгое время клиенты даже не знали, что я не один — мне было страшно, что меня обесценят из-за того, что кто-то помогает. Время шло, я работал со своим эго, и мышление менялось.
Важный для меня рубеж — приглашение ассистента. Я понял: есть вещи, которые меня раздражают — бухгалтерия, счета, договоры. Я в этом безалаберен. Сел, расписал все свои задачи на стикерах, сгруппировал, приоритизировал — сформировал портрет ассистента. Когда он появился, я понял: можно делегировать то, что тебе не нравится — и есть люди, которым это нравится, они кайфуют! Тогда компания начала разветвляться: появились администраторы, проекты, менеджеры продаж. Это был важный виток: «То, что можно делегировать — надо делегировать. То, что нельзя — делай сам».
Мне известно, что у вас очень сплоченная, преданная команда. В чем ваша сила как руководителя, лидера?
— Есть номинальные должности — руководитель, директор, собственник — это функциональные вещи. А есть то, что определяется авторитетом. Руководитель может им не владеть. Бывает такое, что линейный сотрудник может быть настолько авторитетным, что «заткнет за пояс» любого директора. Лидер — это равноуровневый персонаж, который ведет за собой. Его воспринимают как «одного из стаи» — в чем-то лучше, может быть, компетентнее, и за ним идут, потому что его слово — векторное. Я считаю, что я свои лидерские позиции в компании потихоньку отдаю. У нас есть генеральный директор, по сути, сейчас мой партнер — Оля, которая за последний год переняла много лидерства, на нее теперь больше ориентируются. Недавно руководитель контент-направления Наташа Горенинская написала мне: «Пишу тебе как первому, а, может, уже и второму человеку в компании». Я подумал — вот он, знак. Нужно обладать определенной степенью смирения, чтобы отпускать лидерскую позицию. Меня уже не так внимательно слушают, как раньше, но сейчас я занимаюсь вопросами стратегии, решением ключевых задач — быстро реагировать на внешние изменения и справляться с кризисами. Это волевые решения и моя зона ответственности и полномочий. Плюс я методист, знаю, как создавать продукты, что такое маркетинг. Если отвечать на вопрос, кто я сейчас — лидер или руководитель, — то наверняка лидер, но в меньшей степени, чем три-четыре года назад.
Вы много общаетесь с собственниками, СЕО и командами разных бизнесов, расскажите, какую тенденцию видите в отношениях, в культуре организаций. Имеет ли значение качество отношений? Какую тенденцию вы наблюдаете в командах с точки зрения построения среды и отношений?
— Интересный вопрос. Скоро буду экспертом на HR-мероприятии, и это один из ключевых тезисов. Я не вижу ни одного «магистрального маршрута» — компании очень разные. Где-то директору за 70 — и зумеры работают в его «монастыре» со своим уставом. Где-то — 23-летние талантливые руководители, и там творится «черт-те что» — я уже не понимаю. Но есть общие «струнки», можно пробросить между разными организациями, — это внимание к HR-бренду. Раньше этим занимались условно только «Газпром» и «Сбер». Сейчас даже компании с оборотом до 100 млн в год задаются вопросом: «Почему к нам не идут, хотя зарплаты классные?». У нас в студии родился продукт — разработка HR-бренда. Мы поняли, что маркетинг и HR с этой точки зрения — почти одно и то же. Внимание к «внутрянке» тоже растет, например: как мы управляли мнениями сотрудников? Что культивируем? За что благодарим? Как проводим праздники? Если поощряем ящиком пива людей, не нужно удивляться, что они прибухивают. Если отгулом — не удивляйтесь, что работу не любят. И главный тренд, который я вижу и сам осознаю, — это то, что руководитель — это профессия. Это вообще неочевидная вещь, как оказывается. Понимать, что такое управленческий цикл, как делегировать, как нанимать, как увольнять, как давать обратную связь, чем отличается промежуточный контроль от финального и т. д. Это все хардовые компетенции, которые отдаются на откуп харизме, риторике, нахмуренным бровям. Сейчас мы живем в контексте, который создан политическими, экономическими и технологическими процессами, в результате рынок поджался, налоги, конкуренция, клиенты не щедрые, сотрудники уходят туда, где платят больше. Предприниматели начали думать: «Может, мы что-то неправильно сделали?». Качество жизни всей страны зависит от управленцев — людей, которые делают продукты, дают работу другим, новые компании. Если мы возьмем 1000-летний опыт предшественников, начнем это применять и адаптировать под реалии, будем развиваться сами, жизнь станет намного лучше.
И жизнь самого руководителя станет качественно другой. Я по роду деятельности тоже общаюсь с огромным количеством руководителей и собственников и наблюдаю такой факт: собственники отправляют учиться сотрудников, нанимают коучей, консультантов, психологов, но не учатся сами. Это, конечно, касается далеко не всех, но многих.
— Очень многих, да. Нам кажется, что предпринимателей и руководителей, которые обучаются, — много, потому что мы сами в этой тусовке. Когда выходишь за круг этой тусовки — картина совсем другая.
Я наблюдаю такую тенденцию: кандидаты зачастую профессиональнее и компетентнее в организации и управлении бизнес-процессами, чем нанимающие руководители. В 80% случаев сильные кандидаты отказываются от компаний со слабым менеджментом, размытыми целями и непонятной стратегией. Знаю, что вы работаете со специалистами помогающих профессий, развиваете мышление, осознанность. Сотрудникам нанимаете психологов, коучей, и это сильно влияет на их приверженность к компании, к вам. И напрямую влияет на качество команды, которой вы восторгаетесь и гордитесь. Представьте себе, что у вас не было бы этого любопытства, интереса к саморазвитию. Где бы вы сейчас были?
— Видимо, где-то в другом месте. К моему первому психологу я пришел случайно, мне в благодарность за услугу клиент настоятельно рекомендовал обратиться к конкретному специалисту. Он сказал: «Хочу заставить тебя воспользоваться — сходи к Лене». Я никогда не был у психолога. Она спрашивает: «Какой запрос?». Отвечаю: «Да особо нет». «Зачем пришел?». «Просто любопытно». Полчаса придумывали мне запрос. В результате нашли его. Когда я вышел с консультации с ощущением, что мне «вправили выбитое плечо», о котором я даже не знал, — это оказалось, как дышать с искривленной перегородкой, а после ее исправления задышать по-настоящему. Сейчас работаю с другим специалистом, использую практики, читаю книги — сейчас в сумке книги Уитмана «Листья», Эриха Фромма «Искусство быть».
Что это вам дает? Зачем вам это?
— Более ясное понимание мира и удовлетворение моего любопытства. Мне интересно, как все устроено, и я умею применить все открытия на практике. Это позволяет мне создавать окружающую среду органично — собираю инструменты и строю.
Традиционный вопрос рубрики: представьте, что вы маг, и обладаете сверхспособностью донести мысль или какой-то смысл до каждого человека. О чем бы вы сказали?
— Что все не зря. Что бы ни случилось, кто бы ни появлялся в жизни — даже царапающие, травмирующие отношения в жизни — все не зря. Вопрос в отношении к этому — воспринимать как травму или как урок. Мне хочется верить (и, мне кажется, большая сила в том), что все люди, которые нам встречаются, и все, кто вызывает у нас дискомфорт, посланы для того, чтобы мы что-то поняли про себя. Говорят: «Если вас что-то цепляет, значит, из вас что-то торчит». Все события и люди обтачивают нас, чтобы слетела «шелуха». Вопрос — хотим мы этого или нет. Все упирается в благодарность. Не в прощение, не в принятие — просто в благодарность за все, что произошло. Это тяжело, и в тот момент, когда я тоже попадаю в истерики, выгораю — нисколько не святой. Мысль: «Божечки, что происходит, можно, пожалуйта, прекратить?». Но спустя время с благодарностью воспринимаю как урок. Благодарность — по сути, это доверие к миру. Назовите это как хотите — Бог, Карма, Вселенная, Высший Разум, — но что-то делает так, чтобы с каждым новым днем, с каждым новым человеком мы становились лучше.
Автор фото Елены Алеевой: Ольга Строганцева