Грузоперевозки на Дальний Восток: вызовы и возможности

На Восток из РФ есть три главных транспортных маршрута — Транссибирская магистраль, Северный морской путь и трасса «Амур». Они — фундамент для развития импорта и экспорта с азиатскими странами.
Как рассказала «Деловому кварталу» директор корпоративного страхования СберСтрахования Зара Геворкян, на фоне переориентации внешней торговли, обусловленной изменениями в международных отношениях, восточное направление становится все более приоритетным. При этом особое внимание уделяется развитию транспортных коридоров и логистики как ключевым факторам устойчивого роста.
Товарооборот между Россией и Азией
Торговля с востоком отличается высокой специализацией: Россия преимущественно экспортирует сырье и продукцию с добавленной стоимостью, а импортирует промышленные товары и потребительские изделия. Так, по данным ФТС, за первую половину 2025 г. Россия демонстрирует наибольшую динамику в части импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья (+15%). В части экспорта наибольшее увеличение приходится на текстиль (+48%), оборудование (+34%) и химпродукцию (+22%). По оценкам экспертов, более 70% операций пришлись именно на азиатский регион.
На фоне напряженности с Западом, Азия стала перспективным партнером для развития экономических отношений. Это касается расширения сотрудничества по энергоресурсам, сырью и готовым товарам. И если увеличить поставки газа в Китай можно через «Силу Сибири — 2», то для остального требуется оптимизация логистических коридоров и просчет роста рисков, который последует за увеличением и ускорением товарооборота.
Сегодня порты Дальнего Востока — ключевые ворота для экспорта и импорта на этом направлении. В частности, резиденты Свободного порта Владивосток могут воспользоваться значительными налоговыми и таможенными преференциями: сниженный налог на прибыль (до 5% в первые 5 лет), освобождение от земельного и имущественного налогов, а также сниженные страховые взносы на 10 лет. Кроме того, в рамках свободной таможенной зоны действует нулевой тариф на импортные пошлины и НДС.
Также партнеры проявляют интерес к Северному морскому пути. Это кратчайший путь между Азией и Европой, который может стать альтернативой Суэцкому каналу. Доставка грузов между континентами станет быстрее на 30-40%.
Тем не менее, основным средством грузоперевозок по России является автотранспорт – уже более 20 лет он обеспечивает свыше 70% всех поставок. В первом полугодии 2025 года объем автоперевозок приблизился к 3,3 млрд тонн. Между тем водные, железнодорожные и воздушные перевозки сократились — на 13,9%, 7,7% и 7,6%, соответственно. Авто позволяет гибко менять маршрут, адаптировать перевозку, добраться до отдаленных территорий. Все эти факторы делают его наиболее удобным видом доставки.
Вызовы и решения
Климат — один из главных вызовов для перевозок на Дальний Восток. Например, Севморпуть большую часть года скован льдом. Сегодня в составе российского ледокольного флота всего семь атомных и три неатомных судна, но к 2035 г. их количество должно увеличиться до 18, что позволит расширить пропускную способность этой транспортной артерии. Азия тоже заинтересована в развитии маршрута: по нему транспортируются углеводороды, морепродукты, рыба и говядина. В частности, китайская судоходная компания NewNew Shipping Line в 2024 г. перевезла по Северному морскому пути более 20 тыс. контейнеров, совершив 13 прямых рейсов из Архангельска в Шанхай.
Однако жесткие зимы с морозами, снегопадами и гололедом создают риски для автотранспорта. Ремонт дорожного полотна, пробки и дорожно-транспортные происшествия — одни из наиболее распространенных причин задержки поставок товаров.
Ключевые маршруты
Оптимальным способом доставить грузы на Дальний Восток являются поезда. Железная дорога обеспечивает и доставку грузов до портов Владивостока и Находки для дальнейшей отправки морем. Этот же вид транспорта является оптимальным для поставки товаров в Китай через сухопутную границу. Время в пути от Москвы составляет 20-25 дней.
Если говорить о других странах региона, то наиболее выгодным способом транспортировки больших партий грузов является морской транспорт. Из портов Владивостока, Находки и Восточного грузы отправляют в японские города Кобе, Нагоя, Осака, Йокогама, южнокорейские Пусан и Инчхон, а также крупнейший в Азии порт Сингапур и индийские Мумбаи, Ченнаи, Калькутту. Такая доставка занимает от 24 до 50 дней.
Автомобильный транспорт преимущественно используется для небольших и средних партий. Причем в Китай товары чаще идут через Казахстан с таможенным оформлением в рамках ЕАЭС. Самыми дорогими и быстрыми — 1-7 дней — являются авиаперевозки, поэтому их выбирают только для ценных и срочных грузов.
Рост стоимости товаров и многочисленные риски, угрожающие ему на любом пути доставки, стимулируют страхование грузоперевозок. За первый квартал 2025 г. страхование грузов выросло на 14,3%. Основные причины — усложнение логистики, переориентация грузопотоков на Азию и стремление минимизировать потери.
Сегодня Дальний Восток — один из ключевых регионов для российского страхового рынка. Близость к крупным экономическим центрам Азии открывает возможности для роста торговой и смежных сфер. По прогнозам, объемы рынка страхования грузов в России в 2025 г. вырастут на 20-25%, отражая рост международной торговли и укрепление экономики.









