Тенденции доставки на последней миле: формирование будущего логистики-2026

Тенденции доставки на последней миле: формирование будущего логистики-2026
Иллюстрация: Предоставлено спикером

От скорости — к эффективности. Почему «последняя миля» в 2026 году ударит по карману потребителей, и какие стратегии помогут бизнесу выжить в новой реальности.

Сооснователь логистической компании SIGMA Татьяна Патужная

Термин «последняя миля» прочно вошел в деловой лексикон логистов несмотря на то, что расстояние в России измеряют в километрах. Калька с английского last mile точно описывает ключевой тренд последних лет: тотальное стремление к скорости и удобству конечного потребителя. Изменится ли ситуация в 2026 году? 

Ажиотажный спрос, порожденный пандемией, сменяется расчетливой эффективностью. Будущее последней мили — не в безудержной гонке за «доставкой за час», а в ее разумной интеграции в бизнес-модели, где цена и качество должны найти новый баланс.

B2C против B2B. Почему «миля» не для всех?

Правда, которую многие упускают, заключается в том, что «последняя миля» — в первую очередь B2C-феномен. Подход очень распространен в работе именно с маркетплейсами. Это своего рода ответ логистики на изменившееся поведение покупателей-частных лиц: нам некогда ехать в магазин, мы хотим получить товар здесь и сейчас, прямо в квартиру.

Совершенно иная картина — в сегменте B2B, особенно среди крупных промышленных компаний и заводов-производителей.

Им не нужно здесь и сейчас, им нужно точно в срок. Их логистика — это сложный, календарно выверенный, график поставок сырья и компонентов. Срыв графика означает остановку конвейера и миллионные убытки.

Контроль важнее удобства. Крупный бизнес предпочитает держать логистику в своих руках: свои склады, свой транспортный отдел, свои проверенные схемы. Это вопрос не столько стоимости, сколько управляемости, предсказуемости и ответственности.

Экономика против эмоций. B2B-логистика — это сухие расчеты. Компании считают каждый рубль, и модель доставки от двери до двери через внешнего подрядчика часто оказывается менее выгодной или слишком рискованной по сравнению с отработанными собственными процессами.

Так что, говоря о трендах «последней мили» в 2026 г., мы в первую очередь говорим о розничной торговле и сервисах для населения. B2B-сегмент живет по своим, более консервативным и системным, законам.

Тренды-2026 — не необузданный спрос, а трезвая оптимизация

Ошибочно ожидать, что в ближайшем будущем нас ждет взрывной рост «последней мили». Рынок вступает в фазу зрелости, где главными драйверами станут не объемы, а эффективность и специализация.

Стоимость станет главным ограничителем. Дефицит профессиональных курьеров, логистов и менеджеров будет продолжать давить на цены. Рост затрат на фонд оплаты труда и топливо неминуемо приведет к удорожанию услуг для конечного потребителя. Компаниям придется искать компромисс между скоростью и ценой, предлагая гибкие тарифы, например, доставка за 3 часа дешевле, чем доставка за час.

Технологии будут использоваться для реальной помощи, а не для галочки. ИИ-алгоритмы для построения маршрутов, системы прогнозирования спроса и автоматизации складов станут не конкурентным преимуществом, а стандартом отрасли. Их цель — не удивить клиента, а снизить издержки перевозчика и позволить ему удерживать цены на приемлемом уровне.

Консолидация и партнерство. Вместо собственных логистических систем для каждого маркетплейса и ритейлера, возникнет тенденция партнерств. Небольшие курьерские службы будут объединяться в альянсы, а крупные игроки станут предлагать логистику как услугу (Logistics-as-a-Service) для среднего бизнеса, который не хочет или не может строить свою службу доставки.

Устойчивое развитие. Давление со стороны общества и регуляторов в отношении углеродного следа заставит компании задуматься об экологичности «последней мили». Это откроет нишу для доставки на электротранспорте, использования велокурьеров в центрах мегаполисов и развития сети постаматов и пунктов выдачи как более «зеленой» альтернативы индивидуальной доставке до двери.

Калибровка ожиданий

В 2026 г. «последняя миля» не исчезнет — спрос со стороны людей остается. Но этот рынок ждет калибровка ожиданий. Со стороны потребителей — понимание, что бесплатная и мгновенная доставка не может быть вечной, и за скорость и комфорт придется платить. Со стороны бизнеса — отказ от идеи завоевать клиента любой ценой и переход к построению устойчивых, технологичных и рентабельных логистических моделей.

Самое читаемое
  • Обход Богдановича открыт: теперь уехать из Екатеринбурга в Тюмень можно без пробокОбход Богдановича открыт: теперь уехать из Екатеринбурга в Тюмень можно без пробок
  • «Сбер» выявит неэффективных сотрудников с помощью ИИ и уволит их«Сбер» выявит неэффективных сотрудников с помощью ИИ и уволит их
  • Каждому шестому сотруднику приходилось хотя бы раз выходить на онлайн-звонок из кофейниКаждому шестому сотруднику приходилось хотя бы раз выходить на онлайн-звонок из кофейни
  • Закон о технологическом сборе на электронную продукцию заработает 1 сентября 2026 г.Закон о технологическом сборе на электронную продукцию заработает 1 сентября 2026 г.
  • Тогда все только начиналось: почему уральский бизнес снова вспоминает 1990-еТогда все только начиналось: почему уральский бизнес снова вспоминает 1990-е
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.