Личные фонды — модный тренд

Личные фонды — модный тренд или реальный механизм для сохранения активов, корпоративного управления и наследственного планирования?
Донастройка законодательства о личных фондах (далее — ЛФ), которая прошла в 2024 г., наконец-то приблизила нас к тому, что этот механизм становится «живым» и обретает реальные черты цивилизованного способа структурирования различных элементов управления и распоряжения активами, становится достойным и, возможно, более удобным аналогом трастов.
Зачем нужен ЛФ?
Законная цель ЛФ — обособить активы от потенциального обращения взыскания по личным обязательствам. Через три года (в исключительных случаях — пять лет) с момента передачи имущества в ЛФ фонд не несет субсидиарной ответственности по обязательствам учредителя. Но мы знаем, что инструменты, направленные на защиту интересов кредиторов, шире, чем обращение взыскания на имущество по личным обязательствам. И основной из таких инструментов — субсидиарная ответственность по обязательствам бизнеса и логически вытекающая из этих обстоятельств процедура банкротства физлица с возможностью оспаривания сделок. Поэтому при формировании ЛФ важны не только мероприятия по передаче активов, но и обстоятельства, в рамках которых происходит эта передача. Другим важным фактором, влияющим на достижение цели создания ЛФ, является состав активов, которые передаются в конкретный ЛФ. Важно «не складывать активы в одну корзину».
Еще одна цель, которая достигается с помощью ЛФ, — формирование системы получения доходов различными лицами (выгодоприобретателями) за счет имущества ЛФ как при жизни, так и после смерти учредителя. Здесь можно подстраивать движение доходов ЛФ при смене налогового резидентства, изменении состава семьи.
ЛФ может стать не только способом защиты личных активов для личного использования и бизнес-активов для пассивного дохода, но и способом обособить риски высокорисковых бизнесов. Этот эффект достигается продуманным структурированием одного или нескольких ЛФ одного учредителя.
Для кого создание ЛФ целесообразно?
Для тех физлиц, которые владеют существенными активами, так как минимальный взнос (включая различные виды активов) для создания ЛФ не может быть меньше, чем 100 млн руб. Причем взносы могут делать как сам учредитель, так и третьи лица.
Важная задача, которая реализуется через ЛФ, — конфиденциальность владения. Информация об учредителе ЛФ не раскрывается публично, более того, у ЛФ нет владельца как такового. Закрытой информацией являются устав и условия управления ЛФ.
Структурирование ЛФ целесообразно начинать с анализа налоговых последствий:
- при внесении взносов;
- при ведении деятельности;
- у выгодоприобретателей при жизни и после смерти учредителя.
Текущее налоговое законодательство построено в логике недопущения двойного налогообложения, сохраняет безналоговый статус для доходов выгодоприобретателей после смерти учредителя, по сути, как аналог наследования и даже предлагает льготную ставку налога на прибыль. Это делает ЛФ более привлекательным при получении доходов, например, от аренды в сравнении с ИП, который применяет прогрессивную шкалу НДФЛ. Но при этом дивидендные доходы для нерезидента-выгодоприобретателя, полученные от ЛФ при жизни учредителя, будут дважды обложены налогом: сначала у налогового агента, выплачивающего дивиденды, и далее — повышенным НДФЛ для нерезидентов. Новизна и большое количество индивидуальных особенностей требуют при создании ЛФ многофакторного налогового планирования.
Несмотря на новизну и сложность регулирования, ЛФ станут в ближайшие годы привычным инструментом, и их создание войдет в жизнь предпринимательского сообщества как привычный элемент. И будем надеяться, что для добросовестных предпринимателей ЛФ станет надежным способом строить имущественную безопасность своей семьи на долгие годы.
г. Новосибирск, ул. Советская, 64, оф. 317
тел. (383) 334-08-81 (многоканальный)
e-mail: smi@sibucom.ru
www.sibucom.ru
Рклама erid: 2W5zFFze5ZS ООО "СИБИРСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" ИНН 5406792250










