Дело в сливках? Чем новосибирская фабрика мороженого «Полярис» покоряет Россию и зарубежье

Многие советские дети мечтали, когда вырастут, работать на фабрике мороженого. Дети выросли, и оказалось: чтобы работать на фабрике мороженого, нужно вложиться в реконструкцию советского наследия.
Так было с Новосибирским хладокомбинатом: после развала СССР о предприятии забыли. Но в начале 2000-х нашлись смельчаки, которые превратили упадочный цех в мощное предприятие, достигшее к 2025 г. такого масштаба, что ему стало тесно и в своих стенах, и в своей нише. Сегодня фабрика с говорящим прохладным названием «Полярис» запускает самую масштабную реконструкцию за всю свою историю, выходит из фокуса на монопродукт и берет курс на покорение смежных рынков.
Посетители новосибирских супермаркетов наверняка каждый день видят в холодильниках с мороженым яркие манящие этикетки, часто покупают свой любимый пломбир с котом Матроскиным на упаковке или соблазняются изысканным эскимо «Сальвадор» и даже не знают, что производит это все родная новосибирская фабрика «Полярис» с интересной историей и амбициозными целями. О них и рассказала директор по управлению персоналом компании Наталья Ларикова.
Наталья, с чего началась фабрика «Полярис»?
— Мороженое для российского человека — это не просто вкусный продукт, это целый культурный код, важное наследие времен СССР, и наша компания его бережно сохраняет и развивает. Первую партию мороженого мы выпустили 18 апреля 1973 г., и спустя 52 года из цеха мороженого Новосибирского хладокомбината мы выросли в мощную фабрику мороженого «Полярис», которая работает в Кировском районе нашего города и поставляет свой уникальный продукт во все известные супермаркеты.
Новосибирск богат крупными производителями, и интересно, что многие продукты мы хорошо знаем, но иногда даже не подозреваем, что они производятся буквально у нас под боком. В каких супермаркетах можно встретить мороженое «Полярис», и за какими названиями стоит ваша фабрика?
— Мы занимаем девятое место в рейтинге крупнейших производителей мороженого в России, и наши звездные продукты настолько популярны, что входят в топ-50 самых продаваемых SKU* в России, по данным отчета «Нильсен»**. Это линейка пломбира на натуральных сливках «Дело в сливках», линейка «Простоквашино» с замечательным полосатым котом из мультфильма, продукты для гурманов и ценителей изыска «Сальвадор». Это самые часто встречающиеся в супермаркетах названия. Конечно, у нас много и других продуктов: освежающие льды с разными вкусами, красивая яркая молодежная серия «Галилео», фруктово-ягодные сорбеты с натуральным пюре «Эль фрутто», серьезная серия «ГОСТ» и «Лидер вкуса», а также представленное во всех сериях весовое мороженое, которое можно поесть дома перед телевизором или которым угостить друзей.
Наше мороженое продается во всех известных сетях: «Пятерочка», «Магнит», «Лента», «Мария Ра», «Ашан», «Монетка», «Красное&Белое». Также мы экспортируем мороженое в Казахстан, Монголию, Беларусь и Китай.
Помимо собственных продуктов, вы развиваете и контрактное производство? Ведь в сложные времена диверсификация бизнеса — наше все.
— Да, конечно, по заказам крупнейших ретейлеров страны мы делаем мороженое под их собственными торговыми марками. Для сетей «Ярче», «Пятерочка», «Мария Ра» и других крупных игроков.
А какой у вас сегодня объем производства?
— Мы давно ушли от сезонности, работаем круглогодично и круглосуточно, поэтому заметно выросли в объемах и сегодня производим и продаем более 16 тыс. т в год. В этом году впервые за нашу 50-летнюю историю начали глобальную реконструкцию производства. Увеличиваем свои производственные и административные площади. В этом году построим более 2,5 тыс. кв. м, инвестируем в технологии и планируем купить три высокопроизводительные линии мороженого. Это позволит нам увеличить выпуск продукции без роста численности персонала до 30 тыс. т.
Всех тревожит дефицит кадров, а вы при таких планах по расширению не намереваетесь увеличивать численность персонала. Как тогда будет выстроена ваша кадровая политика?
— Наша политика по управлению персоналом направлена на долгосрочное сотрудничество с каждым, кто к нам приходит, поэтому мы будем работать с текущей численностью и командой, а чтобы работать было легче, мы избавляемся от неактуальной работы, увеличиваем мощность и скорость линий, автоматизируем и меняем бизнес-процессы, обучаем и развиваем персонал.
Мы запланировали много проектов, направленных на заботу о наших сотрудниках и их комфорте. Это крайне важно, потому что человеческий капитал — основа нашего бизнеса и гарант качества нашего продукта. Мы с большим вниманием и заботой относимся к персоналу, очень ценим долгосрочное сотрудничество: многие работают у нас на фабрике десятки лет. Наши сотрудники выступают главным фактором стремлений к улучшению, потому что нам хочется, чтобы они работали эффективно, с удовольствием и помогали нам выпускать качественный продукт, сделанный с любовью. В плане модернизации 2025 г. значительное внимание уделяется расширению административного блока. Мы создадим новые комфортные раздевалки, душевые, зоны отдыха, красивые гостиные и столовые, а также модернизируем производственные помещения. В любые времена мы активно работаем и развиваемся, у нас нет задачи сокращать персонал, поэтому мы фокусируемся на улучшении условий труда текущих сотрудников. И я считаю, что это делает фабрику мороженого «Полярис» одной из самых динамично развивающихся компаний не только Новосибирска, но и России, а также очень привлекательным партнером и работодателем.
Удивительно слышать в кризисное время о планах по расширению. Как вам удается удерживать этот «корабль» на таких мощных волнах кризиса?
— Просто в любой трудной ситуации мы берем все в свои руки. Например, в 2023 г. мы не смогли найти для себя подходящие наполнители на рынке в связи с санкциями и геополитическими сложностями. Приняли решение открыть собственное производство наполнителей и теперь активно выпускаем фруктово-ягодные гомогенные наполнители, а также наполнители с кусочками ягод, карамель, шоколадные топпинги, вареную сгущенку и сгущенное молоко. Наши наполнители настолько вкусные, что понравились и коллегам по рынку — теперь другие производители мороженого приобретают их у нас для своих продуктов. Свои вкусные наполнители мы также поставляем предприятиям кондитерской сферы.
В 2024 г., когда цены на шоколад и какао кратно выросли и опять же из-за санкций мы не нашли подходящий нам продукт, решили запустить свой цех глазури и шоколада. Начали производить белую и шоколадную глазурь, молочный шоколад. На 2026-27 гг. планируем удвоение мощностей и выход с шоколадной глазурью на внешний рынок. Образцы нашей потрясающей глазури сейчас направляем крупным производителям для заключения долгосрочных контрактов. У нас действительно амбициозные планы, и мы с большой любовью воплощаем их в жизнь, потому что наш продукт делает людей счастливыми, а это вдохновляющая нас миссия!
*устоявшийся международный термин, обозначающий идентификатор товарной позиции, единицу учета запасов, складской номер, используемый на предприятии для формирования статистики по реализованным товарам/услугам в России.
**Nielsen — международная аналитическая компания.

«Полярис» в цифрах
Более 600 сотрудников работает на фабрике в сезон
Более 400 наименований продукции производит завод сегодня
52 года исполнилось предприятию в 2025 г.
160 эскимо и 186 рожков — мощность производства фабрики в минуту
Фото предоставлены фабрикой мороженого «Полярис»
Реклама erid: 2W5zFFubXVa ООО УК НХК ИНН 5408268532





