От стагнации к балансу: как выживает fashion-рынок в эпоху высоких цен и рационализма

От стагнации к балансу: как выживает fashion-рынок в эпоху высоких цен и рационализма
Автор фото: Дмитрий Карасов. Иллюстрация: -

Рост выручки в fashion-ритейле оказался иллюзией: за двузначными цифрами стоит лишь инфляция и рациональный покупатель. Почему 2026 г. не принесет изменений — в материале «Делового квартала».

Организаторы международной выставки индустрии моды CPM — Collection Première Moscow совместно с «Деловым кварталом», провели в Новосибирске Бизнес-завтрак для представителей fashion-индустрии. Состоялся откровенный разговор о будущем рынка в России. Ключевой спикер — ведущий эксперт Fashion Consulting Group Виктор Малыгин — не стал рисовать радужные перспективы и дал бизнесу подробную «карту местности», полной ухабов и новых правил движения. Его главный тезис: рынок переживает не временный кризис, а фундаментальную трансформацию, семена которой была посеяна еще в пандемийные годы.

В начале выступления Виктор Малыгин четко обозначил этапы, которые привели рынок к текущей точке. Первым толчком стали 2020-2021 гг., когда вынужденный уход в онлайн поднял долю c 8% до 13%. Затем, в 2022 г., уход ряда международных брендов открыл новые возможности. По словам эксперта, в этот переломный период освободилось огромное количество площадей в торговых центрах, которые впоследствии постепенно стали заполнять российские торговые марки. Однако сегодня рынок уперся в стагнацию, вызванную прежде всего сменой потребительской парадигмы.

Картина роста рынка обманчива. Номинальная выручка крупнейших игроков показывает прирост, но за этим стоит не увеличение продаж, а инфляция. 

Смотрите, какая интересная история: у нас динамика роста выручки — 100%, однако это рост не в штуках, а за счет повышения стоимости изделия, — поделился Виктор Малыгин, имея в виду топ-5 компаний («Спортмастер», Kari, Gloria Jeans и Melon Fashion Group). 

По словам эксперта, это не выбор, а вынужденная реальность. По большому счету, любой российский бренд сейчас в сегменте «средний+», так как условный продавец не может поставить стоимость ниже. И платье, которое в 2019 г. стоило 2 тыс. руб., сейчас стоит минимум 6 тыс. руб.

При этом чистая прибыль игроков, вопреки росту выручки, не выглядит оптимистично. Покупатель, столкнувшись с опережающим ростом цен по сравнению с доходами и высокой закредитованностью, стал предельно рационален: «Сегодня он не бежит покупать все подряд, а прикидывает: нужно-не нужно», — отметил эксперт. Это рациональное сберегательное поведение усугубляется чувством глубинной небезопасности, заставляя людей откладывать деньги, а не тратить их.

Отдельно Виктор Малыгин остановился на феномене маркетплейсов, ставших новой рыночной реальностью изахвативших около 64% рынка интернет-торговли, а доля fashion ассортимента внутри маркетплейсов приближается к 90%. Платформы не просто создали канал продаж, но и сформировали нового, избалованного, клиента, кардинально изменив его ожидания предложениями, которых, по словам эксперта, нет больше нигде в мире: с бесплатной и быстрой доставкой, примеркой и агрессивными акциями.

Размещение бренда на маркетплейсах, кроме плюсов в виде дополнительных продаж, оборачивается жесткими условиями и потерей контроля. Маркетплейсы диктуют собственные правила и акции, что напрямую снижает маржинальность продавцов, вынужденных под них подстраиваться.

Маркетплейс должен быть дополнительным каналом продаж для бренда, а не основным. Сейчас одни считают недополученную прибыль, а вторые стали заложниками, — подчеркнул эксперт.

В этой ситуации физическая розница вынуждена адаптироваться к новым условиям. Ее главное преимущество больше не доступность товара, а способность создавать уникальный опыт, который нельзя упаковать в коробку курьера.

Физические магазины работают над сохранением своего покупателя. Плюс магазина — атмосфера, которая создается внутри, определенный уровень сервиса, профессиональное освещение в примерочных. Этого всего покупатель не получит на маркетплейсе, — поделился Виктор Малыгин.

Задача офлайна сегодня, по мнению спикера, — стать местом силы и эмоций, где покупатель получает не просто вещь, а консультацию, ощущение причастности и тот самый тактильный и эстетический опыт, который цифровые платформы заменить не в силах.

Отвечая на вопросы аудитории, Виктор Малыгин обозначил несколько ключевых точек роста и вызовов. Одним из главных вызовов он назвал поколение Z, сформировавшее принципиально иной подход к потреблению.

Новое поколение не привязано к брендам. Им все равно. Они, выбирая между покупкой одежды и путешествием, выбирают второе, — констатировал эксперт. 

По его словам, вовлечение этой аудитории новых решений. 

Параллельно сохранят актуальность и другие сильные тренды: запрос на устойчивость и экологичность (особенно в дизайнерском сегменте) и мощная волна ностальгии, усиливаемая соцсетями. Что касается международного влияния, эксперт прогнозирует неизбежную экспансию азиатских игроков. 

Рано или поздно мы увидим на российском рыке азиатские бренды, особенно ориентированные на молодежь, — отметил Виктор Малыгин, подчеркнув мощь и конкурентоспособность азиатского ритейла.

Отвечая на прямой вопрос о прогнозе на 2026 г., эксперт был честен: ждать резких перемен не стоит. 

Если не будет глобальных изменений, то 2026-й должен быть похож на 2025-й. Действуем в том же ключе. Пока не восстановится покупательский спрос и не изменятся покупательские привычки, мы с вами ничего не производим в склад, — предостерег ведущий эксперт Fashion Consulting Group.

Вместо громких прогнозов Виктор Малыгин предложил вспомнить цитату из фильма «Отель Мэриголд. Лучший из экзотических», где герой произносит фразу: «В самом конце все будет хорошо». А у него спрашивают: «Ну, а если не будет хорошо?». На что он говорит: «Значит, это не конец».

Главное, что следует из выступления эксперта: основная стратегия сейчас — поиск баланса. Это время для глубинной работы: укреплять связь с лояльной аудиторией, вкладываться в клиентский опыт и выстраивать деление ассортимента по каналам продаж. Рынок не рухнул — он замер в сложном равновесии. И задача игроков — найти баланс и двигаться вперед.

 

 

Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Ключевая ставка — вниз, а золото — вверх? Что ждет инвесторов в 2026 г.Ключевая ставка — вниз, а золото — вверх? Что ждет инвесторов в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.