4 антикризисных совета компаниям от Константина Борисова

Основатель компании Support Partners проехал по 15 городам России, чтобы встретиться с бизнесом и понять, как кризис повлиял на российского предпринимателя, и какие советы ему могут быть полезны.

В турне по России мы уже проехали Нижний Новгород — Казань — Уфу — Челябинск — Омск и Новосибирск, встретившись с 15 предпринимателями и взяв у них обстоятельные интервью. Это разные сектора — от медицинского центра и логистических компаний до производства упаковки.

Каждого из них я спрашивал: “Как кризис повлиял на бизнес и какие шаги предпринимаете?”

За редким исключением (иностранные конкуренты стали слишком дорогими, и бизнес вырос) кризис повлиял на бизнес негативно — продажи в штуках и деньгах упали. Но меры, о которых рассказали нам владельцы бизнесов, позволили вернуться к прежним показателям или даже их превзойти. И те советы, которые нам давали неоднократно, я решил привести здесь, чтобы их можно было внедрить в вашей компании прямо сейчас. Итак:

1) Больше внимания клиентам, более глубокие отношения. Нижегородский производитель упаковки создал совместные рабочие группы со своими клиентами, помогая им разрабатывать новые виды упаковки и более эффективно применять упаковочные линии. Эти группы работают бесплатно для клиента и позволяют ему экономить деньги. А главное — создают прочные отношения надолго. Новосибирский владелец логистической компании проводит семинары для своих клиентов, рассказывая об особенностях экспорта в Китай — какие товары пользуются спросом, как работать с документами. Благодаря ему многие сибирские производители в принципе открыли для себя возможности экспорта.

2) Вовлекать персонал всех уровней. Конечно, чаще всего именно собственник — самый активный и опытный человек в своей компании. Но даже ему видны не все возможности и идеи для улучшений. Критически важно, чтобы сотрудники из «полей» делились своими мыслями и увиденным — в этом кроются многие точки роста. Владелец Нижегородской компании по строительству дорог и благоустройству, столкнувшись с падением спроса на 40%, собрал всех сотрудников и попросил каждого анонимно написать 1 рацпредложение. Так родилось новое направление в бизнесе — ландшафтный дизайн, где клиентами стали уже частные лица. Новосибирский бизнесмен-владелец крупной логистической компании провел серию тренингов для своих топов — причем они из своего кармана оплатили 40% участия. Цель — взбодрить, дать новые инструменты и заодно проверить команду на сплоченность и приверженность. 

3) Искать новые рынки или продукты. Столкнувшись с падением спроса, челябинский производитель шнуров и жгутов начал исследовать, а где еще можно применить его продукт. Он нашел порядка 20 (!) ниш, где это возможно после небольших доработок продукта. Каждая из ниш маленькая, и до кризиса он не обращал на них внимания — но вместе они дали приличный рост, а некоторые сегменты (промышленное применение) оказались исключительно маржинальными. Новосибирский бизнесмен, производитель встроенной мебели, впервые вышел за границы региона и начал продажи в Якутии и Казахстане — чтобы узнать, что тамошние рынки по уровню сервиса сильно отстают от Новосибирска, это и стало его важным преимуществом.

4) Развивать экспорт, в том числе экспорт услуг. Владелица медицинского реабилитационного центра в Омске стала привлекать пациентов из Казахстана — более продвинутая российская медицина вместе с низкими ценами сделали Омск направлением медицинского туризма из других регионов и Казахстана. Израиль на этом зарабатывает миллиарды. 

Константин Борисов, основатель компании по подбору руководителей Support Partners,  со-руководитель Центра Карьерного Консультирования бизнес-школы «Сколково», ведущий передачи по управлению персоналом – КЕЙСЫ HR на канале WBC, член Генерального Совета «Деловая Россия», спикер и ведущий мастер-классов по вопросам построения команды и карьеры.

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Иран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с РоссиейИран ратифицирует договор о стратегическом партнерстве с Россией
  • Wildberries собирается продавать квартиры на своей площадкеWildberries собирается продавать квартиры на своей площадке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.