4 антикризисных совета компаниям от Константина Борисова

Основатель компании Support Partners проехал по 15 городам России, чтобы встретиться с бизнесом и понять, как кризис повлиял на российского предпринимателя, и какие советы ему могут быть полезны.

В турне по России мы уже проехали Нижний Новгород — Казань — Уфу — Челябинск — Омск и Новосибирск, встретившись с 15 предпринимателями и взяв у них обстоятельные интервью. Это разные сектора — от медицинского центра и логистических компаний до производства упаковки.

Каждого из них я спрашивал: “Как кризис повлиял на бизнес и какие шаги предпринимаете?”

За редким исключением (иностранные конкуренты стали слишком дорогими, и бизнес вырос) кризис повлиял на бизнес негативно — продажи в штуках и деньгах упали. Но меры, о которых рассказали нам владельцы бизнесов, позволили вернуться к прежним показателям или даже их превзойти. И те советы, которые нам давали неоднократно, я решил привести здесь, чтобы их можно было внедрить в вашей компании прямо сейчас. Итак:

1) Больше внимания клиентам, более глубокие отношения. Нижегородский производитель упаковки создал совместные рабочие группы со своими клиентами, помогая им разрабатывать новые виды упаковки и более эффективно применять упаковочные линии. Эти группы работают бесплатно для клиента и позволяют ему экономить деньги. А главное — создают прочные отношения надолго. Новосибирский владелец логистической компании проводит семинары для своих клиентов, рассказывая об особенностях экспорта в Китай — какие товары пользуются спросом, как работать с документами. Благодаря ему многие сибирские производители в принципе открыли для себя возможности экспорта.

2) Вовлекать персонал всех уровней. Конечно, чаще всего именно собственник — самый активный и опытный человек в своей компании. Но даже ему видны не все возможности и идеи для улучшений. Критически важно, чтобы сотрудники из «полей» делились своими мыслями и увиденным — в этом кроются многие точки роста. Владелец Нижегородской компании по строительству дорог и благоустройству, столкнувшись с падением спроса на 40%, собрал всех сотрудников и попросил каждого анонимно написать 1 рацпредложение. Так родилось новое направление в бизнесе — ландшафтный дизайн, где клиентами стали уже частные лица. Новосибирский бизнесмен-владелец крупной логистической компании провел серию тренингов для своих топов — причем они из своего кармана оплатили 40% участия. Цель — взбодрить, дать новые инструменты и заодно проверить команду на сплоченность и приверженность. 

3) Искать новые рынки или продукты. Столкнувшись с падением спроса, челябинский производитель шнуров и жгутов начал исследовать, а где еще можно применить его продукт. Он нашел порядка 20 (!) ниш, где это возможно после небольших доработок продукта. Каждая из ниш маленькая, и до кризиса он не обращал на них внимания — но вместе они дали приличный рост, а некоторые сегменты (промышленное применение) оказались исключительно маржинальными. Новосибирский бизнесмен, производитель встроенной мебели, впервые вышел за границы региона и начал продажи в Якутии и Казахстане — чтобы узнать, что тамошние рынки по уровню сервиса сильно отстают от Новосибирска, это и стало его важным преимуществом.

4) Развивать экспорт, в том числе экспорт услуг. Владелица медицинского реабилитационного центра в Омске стала привлекать пациентов из Казахстана — более продвинутая российская медицина вместе с низкими ценами сделали Омск направлением медицинского туризма из других регионов и Казахстана. Израиль на этом зарабатывает миллиарды. 

Константин Борисов, основатель компании по подбору руководителей Support Partners,  со-руководитель Центра Карьерного Консультирования бизнес-школы «Сколково», ведущий передачи по управлению персоналом – КЕЙСЫ HR на канале WBC, член Генерального Совета «Деловая Россия», спикер и ведущий мастер-классов по вопросам построения команды и карьеры.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.