5 шагов по созданию продукта, ориентированного на нужды покупателя

На вопрос, как отличаться от конкурентов и создавать востребованные продукты, отвечает постоянный эксперт программы «Бизнес класс» Константин Холстинин.

Современный рынок перенасыщен всевозможными товарами и услугами. Каждый предприниматель неизбежно задается вопросом: «Как мне отличаться от конкурентов и создавать востребованные продукты?». В эпоху перепроизводства потребители не видят разницы между многочисленными брендами, и поэтому зачастую при выборе товара руководствуются только ценой. Какой же может быть выход для компаний? Постоянно снижать цену и давать скидки? Это будет губительная ситуация для бизнеса. Решить задачу по силам клиент-центрированным методам разработки продуктов. Нужно показать людям, как конкретный товар или услуга будут отвечать их потребностям. «Дизайн-мышление» — один из популярных инструментов, который помогает создавать востребованный продукт. В чем суть этого подхода и как его применять на практике — рассказывает постоянный эксперт программы «Бизнес класс» Константин Холстинин.

Дизайн-мышление: истоки креатива

Мир постоянно меняется и предсказать, что будет завтра, практически невозможно. Во многом это связано с появлением новых технологий, которые трансформируют привычный сценарий жизни потребителей и предлагают им более дешевые и практичные решения. На западе такая ситуация возникла относительно раньше, чем в России. Во многом это связано с изменчивостью бизнес-ландшафта, новыми игроками на рынке и миграцией клиентских сегментов. Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее теорию развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

Почему именно дизайн? Дизайнеры проектируют будущее, они не переделывают что-то старое, а создают совершенно новое. Поэтому бизнесмены начали изучать их методологию и подходы, и так появилось название «дизайн-мышление». Одним из главных достоинств этого метода заключается в том, что любой человек без финансовых знаний может легко им овладеть и успешно решать свои задачи. Работа в условиях высокой неопределенности стимулирует искать новые подходы к созданию продукта, не копируя прошлый опыт. «Дизайн-мышление» позволяет с помощью мыслительных процессов определить, что будет востребовано у аудитории.

Метод «дизайн-мышление» схож с подходом Agile благодаря гибкости и ориентации на конечного потребителя. Это человеко-центричные методы, которые в несколько шагов позволяют получить максимально достоверные результаты. Предприниматель не просто сфокусирован на клиенте, он ставит его в центр всей деятельности компании.

От идеи к продукту: как «дизайн-мышление» помогает пройти этот путь

Когда у предпринимателя появляется бизнес-идея, то нужно четко понимать: нет гарантии, что она точно попадет в болевую точку аудитории. Зачастую идея — это лишь теоретическое предположение. Порой бизнесмены могут сами додумывать за клиентов, что именно нужно последним. Даже опыт в определенной области не может гарантировать точность прогнозов.

Метод «дизайн-мышление» помогает найти и верифицировать идею, которая будет максимально соответствовать потребностям аудитории. С помощью этого подхода предприниматель изучает опыт клиента, его жизненный путь в той области, где планируется запуск бизнеса. Важно, что чувствует и думает покупатель, как он принимает решения, в каком окружении он находится, что его радует, а что огорчает. После такого детального анализа можно найти болевые точки в жизненном сценарии потребителя и предложить варианты по их устранению. Таким образом, бизнесмен идет не от своих предположений, а от опыта клиента.

5 шагов по созданию продукта, ориентированного на нужды покупателя

Поиск проблемы. Когда предприниматель собирается запустить бизнес, у него есть определенная идея или предварительная гипотеза. Необходимо распознать потребности и болевые точки аудитории, чтобы предложить ей оптимальное решение. На этом этапе важно сформулировать гипотезу, которую предстоит проверить на практике.

Анализ ситуации. Определив гипотезу, предприниматель начинает изучать разные жизненные сценарии людей, которым будет интересен потенциальный продукт или услуга. Можно использовать популярные методы: экспресс-интервью, наблюдение, эксперимент, фокус-группы, анкетирование. Стоит уточнить, что последние два подхода могут ограничивать людей в ответах, и есть риск получить ожидаемые, а не реальные ответы. Нужно отталкиваться от конкретной идеи и сферы бизнеса. Затем из полученных ответов предприниматель выбирает 2-3 проблемы, которые больше всего беспокоят респондентов. В программе «Бизнес класс» от Сбербанка и Google мы подробно рассматриваем различные методы по исследованию потребителей и то, как максимально эффективно применять каждый из них.

Генерация идеи. Теперь предстоит ответить на главный вопрос: Как мы можем помочь конкретному человеку в решении проблемы? Начинается мозговой штурм. Каждая идея обязательно записывается и проверяется на пригодность:

  1. помогает ли идея решить проблему и сделать жизнь потребителей легче;
  2. насколько эта задумка технологически исполнима;
  3. будет ли она приносить прибыль компании.

Используя метод «дизайн-мышление», важно понимать, что желание получить доход от бизнеса не является самым главным для предпринимателя. В центр всего ставится человек с его потребностями и вопросами. Важно прежде всего думать, как помочь человеку, а не вытащить из него как можно больше денег. Такая философия помогает создавать действительно востребованный продукт.

Изготовление прототипа. На основе выработанной идеи создается прототип продукта из подручных средств вплоть до картона, скотча и цветных карандашей. Важно наглядно воплотить вашу задумку, чтобы показать ее потенциальным клиентам и получить от них обратную связь.

Тестирование прототипа. Последний этап позволит получить ценные отзывы от респондентов и доработать продукт с учетом их пожеланий и корректировок. Но нужно быть готовым к тому, что прототип может не найти отклика у людей, и сама идея не выдержит проверки на прочность. Тогда нужно будет вернуться к первому пункту и начать сначала. В книге Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе» есть полезная фраза: «Ошибиться первый раз нужно как можно быстрее». Зачастую люди боятся ошибок и стараются выдать желаемое за действительное. В реальной жизни ошибки позволяют найти правильный путь, и нужно сделать только шаг, пересмотреть взгляд на проблему, и тогда верное решение будет найдено. В «дизайн-мышлении» возврат на одну из стадий назад — это нормальная ситуация. Опытная команда отличается от начинающей не тем, что сразу создает востребованный продукт, а тем, что она быстрее проходит эти стадии и, возвращаясь назад, снова стремится вперед.

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Коррупционный скандал. ФСБ арестовала сотрудников Минэкономразвития в Москва-ситиКоррупционный скандал. ФСБ арестовала сотрудников Минэкономразвития в Москва-сити
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.