А. Ксензов: "Отдадим дороги в концессию"

Чтобы регулировать автомобильные потоки и уменьшить пробки, городские власти планируют в ближайшие два-три года оборудовать дороги приборами видеофиксации дорожно-транспортных происшествий.

В начале апреля мэрия Новосибирска объявила конкурс на технико-экономическое обоснование проекта строительства линий скоростного трамвая. Начать строительство городские власти рассчитывают в 2014 г. Вокруг этой идеи уже разгорелись жаркие споры. Горожане обеспокоены — не окажется ли, что в итоге будет похоронено развитие метро.

Первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов заверяет, что скоростной трамвай — это не конкурент метрополитену. Местный и федеральный бюджеты увеличат финансирование строительства метро, а создание линий трамвая в значительной степени возьмет на себя бизнес. Внешэкономбанк и ЕБРР подписали с мэрией меморандум, в соответствии с которым обещают выделить на эти цели 10,5-12 млрд руб. при определенных условиях.

Инвесторы не боятся пробок

Городское хозяйство, по мнению Андрея Ксензова, возможно, это одна из самых сложных и основопологающих отраслей муниципального управления. Действительно, именно в этой сфере у населения всегда возникает много острых и болезненных вопросов к чиновникам. Тем не менее в Новосибирске ежегодно реализуется ряд программ, направленных на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Только из городского бюджета на обновление новосибирских дорог в 2011 г. было затрачено более 2 млрд руб.

Влияют ли недостатки транспортного узла на инвестиционную привлекательность города?

— Уровень развития транспортной инфраструктуры — это один из факторов инвестиционной привлекательности региона, но далеко не определяющий. Согласитесь — в нашей стране развивающаяся экономика. А в ее условиях для инвестора важна, прежде всего, реальная возможность успешно вести хозяйство в конкретном регионе: наличие земельного ресурса или необходимой промплощадки, решение вопроса с подключением к энергосетям и т.д.
Мы постоянно общаемся с иностранными делегатами, например, французами, немцами. Они удовлетворительно оценивают городские дороги, уличное движение. В Новосибирске многие вопросы развития транспорта решены на современном европейском уровне. Например, внедряются интеллектуальные системы: «умные» светофоры с датчиками движения, автоматизированная спутниковая система «Навигация», которая делает прозрачным все перемещение наземного пассажирского транспорта.

А пятизвездочный отель необходим Новосибирску?

— Уверен, что он бы не пустовал: есть постоянный поток гостей (иностранных и российских) с высокими требованиями к обслуживанию. Надеюсь, в ближайшие годы такой отель появится. Сейчас гостиница, которая, возможно, будет пятизвездочной, возводится на перекрестке улиц Мичурина и Орджоникидзе. Главное, чтобы ей присвоили ту «звездность», на которую она претендует.

Приоритет — у станции «Доватора»

По словам Андрея Ксензова, при решении вопросов модернизации транспортной сети Новосибирска мэрия отдает приоритет интересам пассажиров общественного транспорта, а не авто-владельцев. Поэтому городские власти планируют развивать скоростной электрический транспорт (метро и скоростной трамвай). Кроме того, в ближайшие два-три года на многих городских улицах установят приборы видеофиксации ДТП и усовершенствуют систему слежения за маршрутами передвижения транспорта и его скоростью.

Какие из транспортных проблем областного центра необходимо решать в первую очередь?

— Главный приоритет — развитие системы пассажирского транспорта. Второе — строительство крупных развязок. Задачи ближайшего времени — развязки на Южной площади и на улице Петухова. Следующие на очереди: развязка «Бердское шоссе — улица Одоевского», продолжение строительства улицы Объединения. Завершение этих проектов — вопрос ближайших 5-7 лет. И третья проблема — это необходимость формирования ответственности водителей на дороге, дисциплины вождения, без этого транспортная система не будет эффективно функционировать.
 
Что же все-таки появится раньше — новая станция метро или скоростной трамвай?

— Наверное, лучше поддается прогнозам время строительства метро. Как показывает практика, у нас есть возможность каждые 4‑5 лет запускать новую станцию. Федеральное софинансирование строительства метро в городах начнется с 2013 г. Сейчас завершена разработка технико-экономического обоснования по двум станциям с условными названиями «Доватора» и «Площадь Станиславского». Полагаю, что приоритетнее для нас будет запуск «Доватора». Дело в том, что в правобережье только в Восточном микрорайоне в 2011 г. было сдано в эксплуатацию более 100 000 кв. м жилья, поэтому пассажиропоток там должен сильно вырасти.
Что касается скоростного трамвая, то здесь сроки оценить сложно. Проект сейчас в разработке. Готовятся подобные документы не менее 11 месяцев. Если проект будет утвержден, то изыскательские проработки начнутся в ближайшее время.

Насколько «скоростным» будет трамвай на участках, где уже существуют трамвайные линии?

— На них трамвай будет перемещаться со скоростью порядка 20-22 км/ч, тогда как обычная его скорость — 70-80 км/ч.

Рассматриваете ли возможность объединения железнодорожного и автомобильного вокзалов?

— Я не считаю это суперактуальной задачей. Сейчас площадка у железнодорожного вокзала уже работает как крупная автостанция. Возможно, она нуждается в дополнительных сооружениях для более удобной организации транспортных потоков, но объединения двух узлов пока не требуется.

Развитие каких интеллектуальных транспортных систем предусмотрено мэрией? Насколько это затратно?

— В ближайшие два-три года мы планируем оборудовать город приборами видеофиксации, отслеживающими соблюдение скоростного режима и правил дорожного движения пассажирским и частным автотранспортом. Это позволит эффективно регулировать автомобильные потоки, а также избежать заторов, которые образуются на дорогах даже из-за незначительных ДТП и могут длиться полтора-два часа. Такой системой необходимо охватить 680 км дорог: установить сами приборы, а также ограждения, электронные информационные табло.
Эти меры не потребуют больших затрат. Мы можем заложить необходимые средства в муниципальный бюджет.  

Появятся муниципально-частные трамваи

Новосибирские власти рассчитывают привлечь в государственные проекты частный капитал. Механизм взаимодействия расписан в законе «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве». Его недавно подписал губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. К объектам соглашения о партнерстве закон относит имущество, входящее в состав дорожной и транспортной инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, объекты энергоснабжения, связи и телекоммуникаций, жилищного строительства.

Когда в городском хозяйстве появятся первые государственно-частные партнерства? В каких секторах?

— Я думаю, что такие партнерства будут созданы у нас в ближайшее время. Мы уже ведем переговоры с потенциальными инвесторами. Это банки, инвесткомпании, крупные транспортные компании и производственные предприятия. Полагаю, что одна из самых перспективных сфер для государственно-частного партнерства — скоростной электрический транспорт. Частные соинвесторы смогут участвовать в эксплуатации транспорта, это довольно прибыльно. Второй перспективный сектор — строительство автомобильных магистралей. При определенных условиях (если есть дублирующая бесплатная магистраль), дорогу можно сделать платной. Европейский опыт показывает, что эксплуатация платных трасс может быть высокодоходной.

А строительство парковок может быть интересным для частного инвестора?

— С первого июля федеральное законодательство вводит административное наказание за неправильную парковку. Когда мы в этой сфере наведем порядок, платные парковки, безусловно, будут востребованы. Например, за кинотеатром имени Маяковского зарезервировали участок под строительство многоуровневой парковки. Мы готовы передать его частному инвестору.

А какова последовательность заключения партнерства?

— Потенциальный инвестор должен обратиться в мэрию. При достижении соглашения мы подписываем договор концессии. Суть его — в обязательстве инвестора за свой счет создать или реконструировать определенное соглашением муниципальное недвижимое имущество. Это имущество передается в эксплуатацию инвестору. Опыт таких концессий у новосибирской мэрии уже есть, только в других сферах. В частности, в отношении детских садов, которые передавались в эксплуатацию предпринимателям.

Можно ли с помощью механизма частно-государственного партнерства ускорить решение транспортных проблем города?

— Да, сроки проектов при участии частного капитала значительно сократятся.

Елена Богданова

Самое читаемое
  • Массовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 годуМассовое внедрение цифрового рубля стартует в 2026 году
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.