Аккуратное сдерживание при умеренном росте. Аналитики — о ценах на бензин

Правительство будет сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, не прибегая при этом к крайним мерам — прямому регулированию, говорят эксперты Центра исследований проблем реальной экономики.

Наиболее реалистичным сценарием они считают среднегодовой рост цен на топливо, не превышающий уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком на 2019 год — не более 5,5%.

Все началось после резкого скачка цен на бензин и дизтопливо в мае-июне. Тогда в относительном выражении рост цен на биржевых сделках (в течение мая) составил 11,7%, 12,6% и 5,2% за марки бензина АИ-92, АИ-95 и летнее ДТ на первичном и вторичном рынках. А по данным Росстата, цены выросли на 5,6% по сравнению с апрелем. В годовом же выражении (май 2018-го к маю 2017 года) этот показатель составил 11,3%. В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%, проанализировали специалисты Центра исследований проблем реальной экономики.

В результате, в летне-осенний период, состоялся ряд встреч представителей крупных нефтяных компаний (ВИНК) с вице-премьером Дмитрием Козаком, по итогам которых были достигнуты договоренности между правительством и представителями нефтяных компаний о фиксации стоимости на уровне майских значений. Компании согласились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 г. и по ценам на июнь 2018 г. Данное соглашение действует с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года. Кроме того, были приняты такие меры, как установление индикативного уровня мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее: для АИ-92 — 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 — 56,6 тыс. руб./т., летнего дизтоплива — 51,2 тыс. руб./т. (для зимнего дизеля — плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего), — рассказали аналитики.

За отклонениями ИУЦ свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. На АЗС нефтекомпаний цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС (на 2 процентных пункта, до 20%) на 1,5% в абсолютном выражении и затем — в темпе прогнозной инфляции, на 4-5,5% в течение года. Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам, отметили эксперты.

Кроме того, по их словам, нефтяникам позволили не выполнять обязательства по росту поставок топлива на биржу: будет действовать временный запрет на приказ Минэнерго и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.

Единственной составляющей, которую объективно нельзя было отрегулировать, стал рост акциза с 1 января 2019 г., поскольку доход, полученный с них, является источником финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. А еще акциз сглаживает рыночные колебания конечных цен на топливо, так как его размер фиксирован. Но комиссия вице-премьера Козака разработала специальный механизм «демпфера», который должен нивелировать эффект от роста акцизов, — рассказали в Центре.

Согласно демпфрирующему механизму, НПЗ с объемом более 600 тыс. т/г. смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. Такие же возможности получат НПЗ, которые производят автомобильный бензин 5 класса, они смогут заключить такое соглашение к 2024 г. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объему переработки это примерно 2-3 млн т, подсчитали специалисты.

В действующей редакции федерального закона о «налоговом маневре» предусмотрены цены отсечения 56 000 руб./т по автомобильному бензину и 50 000 руб./т по дизельному топливу. С 1 января 2019 г. демпфер заработал в большем масштабе.

После начала работы «демпфера» ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. При этом, риски неконтролируемых ценовых изменений возрастают, если повышенные пошлины придется опускать в январе 2019 года одновременно с запуском «демпфера». Таким образом, правительству удастся избежать прямого регулирования при уменьшении вероятности резких скачков цен на моторное топливо в новом году, — заключили эксперты.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге построят трамвайную линию и мост через ИсетьВ Екатеринбурге построят трамвайную линию и мост через Исеть
  • Психолог Марат Габдрахманов: как определить критический уровень стресса у сотрудниковПсихолог Марат Габдрахманов: как определить критический уровень стресса у сотрудников
  • «Собственники могут начать уводить бизнес в тень»: реальные последствия повышения НДС«Собственники могут начать уводить бизнес в тень»: реальные последствия повышения НДС
  • АИ-95 в Екатеринбурге уже продают по 70 руб. за литрАИ-95 в Екатеринбурге уже продают по 70 руб. за литр
  • Матвиенко: пусть неработающие платят по 45 тысяч в год за медстраховкуМатвиенко: пусть неработающие платят по 45 тысяч в год за медстраховку
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.