Альберт Кошкин: дальновидный мостостроитель

Альберт Кошкин управляет крупнейшей мостостроительной компанией в Сибири. Секрет успеха возглавляемого им «Сибмоста» не только в инженерных решениях, но и в налаженных связях с заказчиками.

Два-три перелета в неделю для Альберта Кошкина — норма. В Москве надо встретиться с министром транспорта, в Томске — с местным губернатором, в Республике Алтай — проконтролировать строительство автодороги. К встречам он готовится в самолете или в вертолете, набрасывая в блокнот аргументы для будущих переговоров. Дорожить каждой минутой свободного времени, использовать их для дела привык с молодости.

Ночные мысли

В 1962 г. выпускник Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта Альберт Кошкин начал работать мастером в ремонтно-прокатной базе треста «Мостострой № 2». Через десять лет, в 32 года, он возглавил это предприятие. Дальше карьера молодого инженера развивалась успешно и динамично. В 1977 г. он был назначен директором Управления механизации, а в 1993 г. — генеральным директором всего треста.

Должность была хотя и громкая, но фактически реальных рычагов влияния на входящие в трест предприятия у гендиректора не было. Вседозволенность и бесконтрольность, царившие в подразделениях, устраивали почти всех, кроме него. «Постепенно я стал повышать ответственность руководителей, переводить функции управления на аппарат треста, централизовал финансовые потоки, что было оправданно, но проходило при огромном сопротивлении. Не все решения принимать легко, но на полпути я их не меняю, от намеченной задачи не отступаю», — говорит он.

Умело распределяя время и ресурсы, молодой директор без отрыва от работы занимался научной деятельностью. «Домой я приходил уставший, было не до науки, но утром вставал за два часа до работы — в течение нескольких лет.  Ночные мысли очень много помогли и по работе, и в науке. Ночью хорошо думается. Блокнот и ручка наготове — чтобы черкнуть два  слова, а утром оформить мысль», — рассказывает Альберт Кошкин.

В начале 90-х гг. трест преобразовался в ОАО «Сибмост». Отработав год в Японии, пройдя серьезную стажировку в Германии, часто бывая за рубежом, Альберт Кошкин наблюдал, как работают и развиваются иностранные компании. «Перестройка не застала меня врасплох — я четко понимал, переход к рынку неизбежен, и чем скорее мы сумеем адаптироваться, тем успешнее можем быть в будущем. Многие руководители крупных предприятий тогда заняли позицию выжидания — рушившиеся связи казались им явлением временным, надо подождать, все «устаканится». Те, кто так говорил, вскоре оказались ни с чем — их предприятия просто развалились», — вспоминает он.

В те годы директору «Сибмоста» приходилось постоянно искать заказы. Когда не хватало заказов по мостам, «Сибмост» строил дороги, гаражи, склады, изготавливая на своих базах железобетонные и металлические изделия, предназначенные для гражданской жизни и для частного потребления, —  важно было сохранить профессиональные кадры и предприятие.

«На момент перехода страны к «совкапитализму» главная ценность, которой де- факто владел Альберт Кошкин, была нематериальной — во-первых, было глубокое понимание, по каким правилам будет жить постсоветская экономика, во-вторых, была верная ему команда специалистов и опыт хождения по министерским кабинетам. Капитализация такого рода ценностей до сих пор затруднена, но возможна ее передача по наследству», — делает вывод Кирилл Наконечный, управляющий партнер агентства «Центр деловой жизни».

Конкурировать становится сложнее

В начале 2000-х государство стало выделять больше средств на инфраструктурные проекты. И это, конечно, помогло «Сибмосту». Но добиться госзаказов не просто. Включенные в Федеральную целевую программу объекты дорожной инфраструктуры разыгрываются на торгах при жесткой конкуренции. Зато и финансируются федеральные объекты «как по часам».

Рентабельность работ по строительству мостов и дорог невысока, цены зафиксированы до конца строительства, и любые непредвиденные обстоятельства, как, например, непредсказуемый рост цен на материалы, больно бьют по подрядчику и заставляют постоянно искать новые инженерные решения. Но успешность «Сибмоста» не только в инженерной мысли или в том, что ежегодно компания тратит на обновление техники и технологий до 500 млн руб. Важны и налаженные связи с заказчиками.

Часто компания не ждет, когда появятся деньги на строительство и объект выставят на конкурс, а сама предлагает начать стройку за счет собственных оборотных или кредитных ресурсов. Особенно это касается аварийных объектов. Так, под гарантии правительства были построены два крупных моста, взамен снесенных паводком, в Республике Алтай. Есть такие объекты у «Сибмоста» и сегодня.

Аэропорт по карману

В 2008 г. «Сибмост» ввел в эксплуатацию два крупных моста — через Енисей  в Красноярске и через Обь в Новосибирске (в районе Красного Яра). Руководители «Сибмоста» были уверены в завтрашнем дне компании — Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» предполагала старт строительства многих крупных инфраструктурных объектов. Заказов было много, и незадолго до кризиса «Сибмост» даже отказался от предложения Министерства транспорта участвовать в конкурсах на строительство олимпийских объектов в Сочи. Однако когда в 2009 г. российское правительство стало сокращать расходы на строительство дорожных объектов, стало ясно: кризис коснется и «Сибмоста».

Пришлось оптимизировать расходы и принимать непопулярные меры. В «Сибмосте» были урезаны зарплаты и социальные льготы, но этого оказалось недостаточно — заказов не хватало для поддержания деятельности предприятия на прежнем уровне. И тогда, по словам Альберта Кошкина, руководство «Сибмоста» и администрация региона проделали огромную работу и убедили чиновников федеральных структур восстановить финансирование Северного обхода Новосибирска. Удалось получить и заказы на строительство новых объектов в Якутии, Бурятии, во Владивостоке. В итоге 2009 г. «Сибмост» закончил по объемам работ на уровне 2008-го — успешного года. «А 2010 г. компания закончила с 50% ростом выручки, к большому удивлению конкурентов», — говорит Альберт Кошкин.

«При всей динамичности показателей выручки (плюс 75% за 2010 г.) «Сибмост», как и все отечественные компании инфраструктурного строительства, весьма уязвим — масштаб этого рынка зависит, грубо говоря, от стоимости российской нефти», — считает управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков. При ухудшении сырьевой конъюнктуры возможности бюджетов финансировать инфраструктурные проекты могут сильно уменьшиться.

Пару лет назад «Сибмост» удивил бизнес-сообщество покупкой непрофильного актива — горно-алтайского аэропорта. Все недоумевали, зачем мостостроителям аэропорт. «Нас «попросили», — лаконично объяснил журналистам Альберт Кошкин. Правительство Республики Алтай долгое время не могло найти инвесторов для реконструкции аэропорта. А «Сибмост» вложил в аэропорт около 120 млн руб. собственных средств.

Руководство «Сибмоста» считает, что у горно-алтайского аэропорта есть шансы стать важнейшим транспортным узлом в регионе. Отсюда удобно добираться до курортов Белокурихи, здравницы на озере Ая, туристско-рекреационной зоны «Бирюзовая Катунь», до особой экономической зоны «Алтайская долина» и до горно-лыжного курорта Манжерок.

Однако внимание новосибирских мостостроителей уже приковано к другим объектам, в том числе — к строительству моста через реку Лена и железнодорожной линии «Кызыл-Курагино». За участие в этих проектах будут бороться крупнейшие компании страны, и «Сибмост» — не исключение.

Альберт Кошкин пока не намерен покидать президентское кресло: «Я востребован, у меня есть силы, и я буду работать». Но сейчас его прерогатива — политика и стратегическое планирование, а операционным управлением занимается сын Владислав. В компанию отца он пришел в 2003 г. на должность первого заместителя гендиректора, имея серьезный опыт работы в авиакомпании «Сибирь». С 2008 г. работает генеральным директором «Сибмоста». «Пока губернаторы воспринимают меня как основного руководителя компании, но я постепенно расширяю полномочия Владислава», — объясняет Кошкин-старший.

Юлия Лях

Самое читаемое
  • «В нашей работе случаются чудеса»: как «РМК Поиск» спасает туристов, грибников и детей«В нашей работе случаются чудеса»: как «РМК Поиск» спасает туристов, грибников и детей
  • Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлераЧто «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера
  • В Ельцин Центре снова неспокойно: один из руководителей учреждения отправится в судВ Ельцин Центре снова неспокойно: один из руководителей учреждения отправится в суд
  • В День города «Золотое Яблоко» открыл первый собственный ПВЗ в ЕкатеринбургеВ День города «Золотое Яблоко» открыл первый собственный ПВЗ в Екатеринбурге
  • В Екатеринбурге еще на трех новых площадках вместо ветхих домов появятся ЖКВ Екатеринбурге еще на трех новых площадках вместо ветхих домов появятся ЖК
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.