Александр Печенкин, сеть салонов «Минус 30»: «Меховой бизнес поставили в жесткие рамки»
Скоро на рынке останутся только крупные федеральные сети, считает бизнесмен. Куда денутся остальные?
Я помню: середина 90-х, скрип плотного снега, лютый мороз, пара десятков шуб висит на железных цепях в стылом контейнере, а дверь от старого шкафа служит зеркалом для примерки. На новосибирской барахолке движение начиналось с пяти утра, а после часа дня можно было собираться домой. Продавали все, каждый день, много: греческие нутриевые, китайские серые козлики, фиолетовые еноты, польские чернобурки, пятигорский каракуль, турецкие дубленки. Качество приветствовалось, правда, особой роли не играло.
Так, практически тяжелым физическим трудом зарабатывались первые капиталы будущих меховых королев и королей, которым тогда было по 25-30 лет. Не ленись летать каждую неделю в Грецию, Польшу или Турцию, умей этично общаться с клиентом и с конкурентами и еще веди учет в тетрадке. Для налоговой. А не хочешь – не веди, государству не до тебя.
Сильно обрушил меховую тему кризис 1998 года. Многие задолжали зарубежным партнерам и решили исчезнуть с горизонта. Другие не видели смысла продавать товар ниже себестоимости – менталитет не позволял. Количество активных участников сократилось раза в четыре. А спрос на шубы парадоксально вырос! Как и требования к качеству.
В начале нулевых меховые салоны росли, как грибы после дождя. Наладились мощные каналы поставок из-за рубежа. Покупатель начинал ценить отношение, услуги, комфорт. А главное – научился разбираться в качестве. Требует новинки меховой моды – значит, едем на выставки: Милан, Гонконг, Кастория, Афины. Меховые салоны разделились по статусу и по качеству изделий. Первый эшелон – за ним остальные.
В 2008 году хорошо отлаженная меховая машина заскрипела и сбавила обороты, но через пару лет разогналась и ехала бы дальше, но уперлась в 2014 год. Что, кроме взлетевшего доллара и рухнувшей покупательной способности, помешало меховому бизнесу? Во-первых, гигантские товарные остатки, продать которые стало возможно исключительно ниже себестоимости. Во-вторых, конкуренция с приходом крупных федеральных сетей критично возросла. В-третьих, к этому времени шуба перестала быть фетишем.
Настоящим нокдауном для многих игроков мехового рынка стало постановление РФ № 787 от 11.08.2016 о маркировке меховых изделий. Если коротко, то каждая продаваемая шуба с 12.08.2016 должна иметь паспорт в виде электронного чипа с записанной на нем информацией о производителе, торговой марке, Декларации соответствия нормам ТС, виде меха, размере и продавце. Запрещается продажа, транспортировка, хранение и оборот немаркированных меховых товаров. Контроль возложен на Роспотребнадзор, ФТС и ФНС. Звучит серьезно? Вполне.
Надо сказать, что многие до последнего не верили в серьезность происходящего. Потому что за 20-25 лет существования мехового торгового бизнеса контроль со стороны государства формально существовал, но по сути сводился к неформальному общению с отдельными контролерами. Меховой рынок расслабился, утратил бдительность, стал приобретать уродливые формы и окрасился во все оттенки серого. Но первые рейды специалистов Роспотребнадзора по стране показали, что никто не шутит. Арестованные шубы и описанные торговые точки красноречиво продемонстрировали всем сомневающимся серьезное отношение властей к проблеме порядка в меховой торговле.
Маркировка электронными чипами – дело достаточно сложное. Специальное оборудование, автоматизированное рабочее место, раскрытие всех карт перед ФНС и ФТС, кропотливая рутина учета, необходимость нести затраты на реальную таможенную очистку – эти факторы очень быстро уберут с мехового рынка дилетантов, а также тех, кто не в состоянии работать в изменившихся условиях.
Казна государства ощутимо пополнится сначала за счет штрафов, а в скором будущем – за счет таможенных платежей от оставшихся на рынке участников. Постепенно исчезнет меховое барахло, растаможивать которое будет экономически нецелесообразно. Качество меховых изделий станет значительно выше. Года через два.
Но шуб на рынке через год станет ощутимо меньше, и они будут дороже, покупатель это почувствует в следующем сезоне. Масса мелких торговцев уйдет с рынка, распродав свои промаркированные остатки, многие люди не смогут продолжить заниматься любимой работой.
На рынке останутся крупные федеральные сети, а также финансово устойчивые, грамотные, влюбленные в свое дело меховщики, способные пройти неизбежные тотальные проверки и продолжать успешно работать по новым правилам.