Александр Соловенчук, МТС: «Операторы встают на путь трансформации»
«Для B2C сектора очевидна большая перспектива в разработке решений «умного дома» и дистанционной медицины». Эксперт – о будущем рынка.
Директор компании МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук. Мнение*
Мы видим, как меняется поведение и потребление людей под натиском цифровизации: они начинают все активнее использовать преимущества высоких мобильных скоростей и новый функционал своих гаджетов. А телеком-рынок продолжает двигаться в другие сферы бизнеса, чтобы предлагать все больше новых сервисов, востребованных абонентами.
Например, абоненты могут купить через оператора антивирусы, подключить фиксированный интернет, спутниковое ТВ, совершать оплаты за покупки через App Store и iTunes Store, и так далее. В будущем этот канал будет еще более востребованным за счет расширения спектра предоставляемых сервисов.
В будущем операторы будут зарабатывать на IoT-сервисах, продаже поздравлений с фото и видеороликами в соцсетях, предоставлении своей инфраструктуры в аренду. Более того, в конкурентной борьбе с ОТТ-сервисами (WhatsApp, Viber, Skype и др.) операторы могут предложить абонентам конвергенцию услуг, например, вне зоны действия сотовой сети, но при наличии интернета, например, Wi-Fi, перенаправлять обычные звонки в свои мессенджеры.
То есть операторы встают на путь трансформации из стандартного провайдера услуг связи в оператора сервисов с акцентом на контент, который поглощает все больше трафика.
В свою очередь, МТС делает ставку на диджитализацию (цифровизация, перевод в цифровой формат. — Прим. ред.). Диджитализация означает расширение количества сервисов, которые оператор предоставляет клиентам. Речь идет о предоставлении услуг в области финансовых технологий (например, технология «электронного кошелька»), OTT (over the top — услуги, которые не привязаны к сети конкретного оператора, например, интернет-телефония или онлайн-кинотеатры), big data (большие данные), интернета вещей (IoT), электронной коммерции.
А новые сервисы, как известно, напрямую зависят от качества и ширины канала, предоставляемого операторами. Мы можем сказать, что стали дата-компанией (то есть компанией, которая развивает передачу данных), но для нас важна не просто активность наших пользователей (чтобы они качали больше), но и то, что они качают.
Сейчас число тех, кто скачивает операторские мобильные приложения, уже сопоставимо с количеством активных пользователей всех известных соцсетей вместе взятых. Поэтому уже сегодня порядка 20% всей нашей выручки генерируется не платой за мобильный интернет, голос или СМС, а альтернативными услугами.
Через три года примерно две трети выручки на российском рынке M2M будет приходиться на комплексные решения для сбора и обработки больших данных, поэтому мы также рассматриваем возможность использования различных перспективных технологий для интернета вещей.
В сфере IoT, например, мы думаем о B2B-решениях для транспорта (сonnected car, управление трафиком, парковками; оптимизация дорожных сборов, развитие каршэринга); в системах безопасности и мониторинга; автоматизации производственных процессов; в сфере ЖКХ (счетчики учета). Для B2C сектора очевидна большая перспектива в разработке решений «умного дома» и дистанционной медицины, когда любой пациент сможет проконсультироваться онлайн с медицинскими специалистами разного профиля. Это сделает доступнее качественную медпомощь для отдаленных регионов России.
*Текст написан специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» от 26 июня 2017 г. «Книга рейтингов».