Алла Цытович: «Мы готовы помогать и кредитовать реальный сектор»
В 2015 году «Юниаструм Банк» сменил собственника. Почему работа с МСБ стала приоритетным направлением и как банк намерен нарастить присутствие в этом сегменте, рассказала председатель правления.
Алла Вадимовна, в течение текущего года «Юниаструм Банк» намерен в полтора раза увеличить количество обсуживающихся компаний МСБ, количество которых сейчас составляет порядка 13 тысяч. В условиях кризиса и высокой конкуренции в банковском секторе цель более чем амбициозная. Она достижима?
– Для начала мы серьезно усилили команду, в банк пришли топ-менеджеры, известные успешными проектами в финансовом бизнесе. С этой обновленной командой я считаю план реалистичным. Причем, помимо увеличения клиентской базы мы намерены войти в ТОП 50 российских банков по размеру активов.
Сегмент малого и среднего бизнеса был опорным для нашего банка на протяжении последних нескольких лет, укреплять позиции в нем мы намерены, предоставляя понятные продукты за конкретное время. Мы создали механизм привлечения и выдачи кредитов с определенными параметрами качества, в 2014 году ежемесячные объемы кредитования МСБ составляли ок. 1,5 млрд рублей. И нашим главным конкурентным преимуществом я считаю предсказуемость действий. Почему это так важно? Представим сельхозпроизводителя, которому нужны 20 млн рублей через 14 дней. Возможно, он найдет предложение по кредиту со ставкой 16% годовых и подаст необходимые документы. Но процесс рассмотрение заявки может затянуться на полгода. А помидоры, как мы все понимаем, ждать не будут. И так в любом другом бизнесе: предпринимателю принципиально важно получить финансирование вовремя и в нужном объеме. Понимая это, мы в «Юниаструм Банке», если обещаем при первой встрече с клиентом предоставить кредит 20 млн рублей под 18% через две недели, то должны это обещание выполнить. То есть, мы сделаем все, чтобы сдержать свое слово.
Очевидно, что за последние полтора года стоимость денег выросла, условия кредитования стали жестче. Тем не менее, ваш банк заявляет о готовности поддерживать малый и средний бизнес, в том числе, кредитуя. Какой стратегии вы придерживаетесь в предоставлении заемных средств?
– Вообще, в нашей продуктовую линейке для МСБ есть все, что должен иметь универсальный банк, и мы будем наращивать клиентскую базу не только за счет кредитования, но и через развитие РКО. Но главный инструмент для привлечения МСБ в конкретный банк – условия финансирования: предоставление кредитных средств, гарантий или овердрафтов. Все остальные продукты – открытие расчетного счета, обороты по счетам, зарплатные проекты – следуют за ними. Мы готовы помогать и кредитовать реальный сектор. В текущей конъюнктуре рынка открываются колоссальные возможности для предприятий, которые работают в сегменте импортозамещения или ориентированы на экспорт. Я заметила, что многие предприниматели сегодня переориентируются с розничной и оптовой торговли на производство. Вот таких клиентов мы ищем, разрабатываем услуги и продукты, удовлетворяющие их потребности.
Банк не только предоставляет бизнесу финансирование, но и помогает в поиске лучших условий. Существует ряд институтов поддержки предпринимательства: Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Корпорация МСП, институты поддержки развития агропромышленного комплекса. Так, компания может взять кредит под 19% и за счет госсубсидии существенно снизить ставку. Мы консультируем, рассказываем, как принять участие в программе господдержки, куда следует обратиться, как правильно подготовить пакет документов, содействуем в оформлении заявок на получение субсидий.
В целом в 2016 году мы ставим задачу модернизации сервисной модели для клиентов МСБ. Мы хотим предоставлять универсальное банковское обслуживание, выступать в качестве надежного партнера как в расчетных операциях, так и в предоставлении займов и размещении денежных средств. Сейчас мы запускаем один из продуктов новой линейки – беззалоговый авансовый овердрафт, скоро будут доступны продукты для социального предпринимательства в рамках совместной программы с государственными институтами.
Сохраняет ли банк розничное направление?
– Поскольку мы сфокусированы на МСБ и корпоративном сегменте, то с физлицами будем работать менее интенсивно, чем раньше. Делаем упор на сотрудников компаний – клиентов. Ведется активная работа с VIP-клиентами – топ-менеджерами компаний, для чего осенью прошлого года было сформировано новое подразделение – департамент привилегированного банковского обслуживания. Мы предлагаем этой категории набор консьерж-сервисы, специальные условия по депозитам, кредитам и кредитным картам.