Альтернативные операторы пришли за корпоративными клиентами

эксперты Константин Анкилов аналитик компании iKS-Consulting Армэн Гасарян коммерческий директор сибирского филиала «Голден Телеком» Лариса Зайцева генеральный директор компании «ПейджерКом» Роман

На новосибирский рынок услуг междугородной и международной связи вышли уже четыре альтернативных «Ростелекому» оператора. Впрочем, конкуренция возникла лишь в обслуживании более выгодных операторам корпоративных клиентов. Подавляющее большинство частных абонентов по-прежнему звонит через «восьмерку» — слишком уж хлопотна для них процедура получения доступа к услугам альтернативных операторов.

эксперты
Константин Анкилов
аналитик компании iKS-Consulting
Армэн Гасарян
коммерческий директор сибирского филиала «Голден Телеком»
Лариса Зайцева
генеральный директор компании «ПейджерКом»
Роман Кравцов
коммерческий директор сибирского филиала «Ростелеком»
Сергей Кузнецов
генеральный директор компании «Арктел»
Дмитрий Курилов
коммерческий директор компании «Сибирьтелеком»
Кирилл Ладыгин
директор по связям с общественностью компании «Межрегиональный ТранзитТелеком»
Людмила Мошкова
начальник отдела продаж голосовых услуг компании «Зап-СибТранстелеком»
Муслим Мухамедияров
заместитель гендиректора — коммерческий директор компании «МегаФон-Сибирь»
Александр Нехаев
генеральный директор компании «Новоком»
Ирина Петелина
старший консультант компании Json & Partners

Формально «Ростелеком» утратил монополию на оказание услуг дальней связи с января 2006 г. К февралю 2008 г. Мининформсвязи РФ допустил на рынок четыре альтернативных оператора («Межрегиональный ТранзитТелеком», «Голден Телеком», «Транстелеком» и Orange Business Services). Всего министерство получило заявки от 31 компании. Теперь абоненты могут сами выбирать, сетью какого из операторов воспользоваться для звонка в другой город или страну. На некоторых направлениях разница в тарифах существенная. Например, звонок из Новосибирска в Москву обойдется абоненту «Ростелекома» в рабочее время в будний день в 4,99 руб. за минуту разговора, абоненту «Транстелекома» — в 3,8 руб. До февраля разница была еще заметнее — минута разговора у «Ростелекома» стоила 6,5 руб. (снижение более чем на 20%). Новый предельный размер тарифов «Ростелекому» установила Федеральная служба по тарифам.

Оценки объема рынка сильно отличаются

Многие новосибирские компании возможность сэкономить не упускают. По мнению коммерческого директора сибирского филиала компании «СЦС Совинтел» (торговая марка «Голден Телеком») Армэна Гасаряна, в 2007 г. на рынке услуг дальней связи в Новосибирской области доля альтернативных операторов достигла 20%: «В самом Новосибирске она, безу- словно, больше и равна примерно 50%, хотя это очень приблизительная оценка». Объем рынка (включая мобильный сегмент и IP-телефонию), по его мнению, составил 1,7-1,8 млрд руб. и около 300 млн минут.

В оценках объема рынка дальней связи в Новосибирской области в минутах и в рублях опрошенные «ДК» руководители компаний и аналитики очень сильно расходятся. Так, «Сибирьтелеком» оценивает его в 2,09 млрд руб. и 268 млн минут. По данным же гендиректора «Арктел» Сергея Кузнецова, суммарный трафик дальней телефонной связи в Новосибирской области в 2007 г. составил примерно 230 млн минут, из которых на сотовых операторов и IP-телефонию приходится не более 30 млн минут. Он полагает, что объем рынка (с учетом мобильного сегмента и IP-телефонии) не превышает 2 млрд руб.

Коммерческий директор сибирского филиала «Ростелекома» Роман Кравцов говорит, что, по оценке компании, розничный рынок междугородной и международной телефонной связи (МГ/МН связи) в России составил в 2007 г. примерно $2,7 млрд. Такую же цифру называет и Кузнецов. По сведениям старшего консультанта Json & Partners Ирины Петелиной, у альтернативных операторов — 44% рынка(см. детали) и из них наибольшую долю (18%) удалось занять «Голден Телекому». По оценке самого «Ростелекома», его доля на рынке дальней связи — немногим более 50%.

Кравцов считает, что в 2008 г. объем рынка и в рублях и в минутах увеличится. «Это естественная тенденция в условиях активного развития бизнеса и роста компаний. МГ/МН связь актуальна для быстрорастущих компаний федерального уровня с развитой системой филиалов, а таких в стране все больше», — объясняет он.

«В Новосибирской области в 2008 г. трафик МГ/МН увеличится примерно на 10%», — ожидает Кузнецов. По его сведениям, таким же темпом трафик рос несколько последних лет. «А вот в денежном выражении рынок будет стагнировать», — полагает он. И объясняет это тем, что конкуренция приведет к снижению средней стоимости минуты разговора. Схожий прогноз и у «Сибирьтелекома». «В 2008 г. ожидаем стагнацию. Объем рынка увеличится не более чем на 0,5%», — говорит коммерческий директор компании «Сибирьтелеком» Дмитрий Курилов. Гасарян не согласен: «Снижение тарифов приведет к увеличению трафика, а в итоге и доходов, хотя далеко не в прямо пропорциональной зависимости. В 2008 г. объем рынка в Новосибирской области по трафику возрастет примерно на 40%, а в денежном выражении — на 15-20%».

Корпоративный сегмент операторы считают приоритетным

По словам Дмитрия Курилова, на рынке дальней связи в области примерно 34% трафика приходится на корпоративных клиентов. «В доходах операторов их доля существенно выше — 41%», — говорит он.

«Первоочередная задача альтернативных операторов — захватить корпоративный рынок, перетянуть к себе потенциальных клиентов. Корпоративные абоненты операторам интереснее частных: они намного доходнее», — объясняет аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. «Альтернативные операторы сейчас ловят «крупную рыбу», — вторит генеральный директор компании «Новоком» Александр Нехаев.

«Частный абонент тратит на дальнюю связь в среднем 150-200 руб. в месяц, компания — 800 руб. А есть такие фирмы, у которых ежемесячные расходы на дальнюю связь — 50-100 тыс. руб.», — говорит Петелина. По ее словам, альтернативные операторы получили лицензии на дальнюю связь преимущественно для того, чтобы пропускать через свои сети еще и МГ/МН-трафик тех своих абонентов, которым уже оказывали другие услуги.

«Для любого оператора работать с корпоративными клиентами гораздо удобнее, чем с большим количеством физических лиц. Корпоративные пользователи — наиболее доходный сегмент рынка. Для их обслуживания не требуется масштабная система выставления счетов и поддержки как «Ростелекому» с его десятками миллионов абонентов-физических лиц по всей стране. Поэтому многие операторы и предпочитают работать именно с юридическими лицами», — объясняет Кравцов. «Альтернативные операторы сейчас обслуживают преимущественно корпоративных абонентов. Так, «Голден Телеком» в Новосибирской области 97-98% доходов получает от корпоративных клиентов», — подтверждает Гасарян. «У нас единицы абонентов-физических лиц. Обслуживаем в основном крупных корпоративных клиентов», — говорит Людмила Мошкова, начальник отдела продаж голосовых услуг «Зап-СибТранстелекома» (ЗСТТК, дочерняя компания «ТрансТелеКома»). По ее словам, клиенты ЗСТТК — не только подразделения ЗСЖД, но и десятки сторонних организаций.

А вот «Арктел», по словам Сергея Кузнецова, намерен выйти на рынок МГ/МН (см. детали), чтобы активно работать не только с корпоративными клиентами, но и с населением. Он уверен, что в этом компании поможет опыт работы с пользователями телефонных карт. Сейчас она предоставляет услуги дальней связи по телефонным картам в качестве агента «Голден Телеком».

Ирина Петелина полагает, что операторы заинтересуются обслуживанием частных лиц, лишь когда в области по-настоящему заработает hot choice.

Частным абонентам предложили не совсем «горячий выбор»

По закону «О связи» у абонента должна быть возможность выбора оператора дальней связи. Есть два варианта: hot choice и pre-select (один оператор для всех звонков). Петелина говорит, что техническую возможность выбора абонентам должны обеспечить компании электросвязи. В Новосибирской области это «Сибирьтелеком». По словам Дмитрия Курилова, такая возможность появилась у новосибирцев еще полтора года назад. Однако для того, чтобы перевести телефон в режим «горячего выбора», как и в режим pre-select, абоненту надо прийти с паспортом на свой узел связи и написать соответствующее заявление. «Но прежде чем идти на узел связи, он должен заключить договоры с альтернативными операторами, чтобы они внесли сведения о нем в свои биллинговые системы. В «ТрансТелеКоме» такие договоры с физическими лицами заключает московский офис. Чтобы стать нашим абонентом, жителю Новосибирска необходимо позвонить в московский контакт-центр компании, дождаться письма с текстом договора, подписать его и отправить обратно», — объясняет Мошкова.

«Такая процедура слишком хлопотная для большинства частных абонентов. А многие из них просто не знают о самой возможности смены оператора. Автоматический переход в сеть МГ/МН после набора «восьмерки» отменен лишь в ряде округов Москвы, в Татарстане, Башкирии и Пскове. Там hot choice действительно заработал, и доля альтернативных операторов по сравнению с традиционным «Ростелекомом» на рынке резко возросла», — говорит Ирина Петелина. По словам директора по связям с общественностью компании «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) Кирилла Ладыгина, в регионах, где hot choice действует в автоматическом режиме, доля МТТ на рынке МГ/МН связи возросла примерно до 20%, в то время как в среднем по России она не намного превышает 7%: «То, что от абонентов сейчас требуется выполнение дополнительных условий при выборе оператора, сильно сдерживает наше развитие. Автоматический hot choice — единственная возможность реальной демонополизации рынка услуг дальней связи для населения».

По словам Петелиной, внедрение полноценного hot choice требует больших затрат на установку дополнительного оборудования. В «Сибирьтелекоме» точные сроки введения автоматического hot choice назвать затруднились. По планам Мининформсвязи РФ «горячий выбор» должен стать доступным всем жителям России к июлю 2008 г. Петелина считает, что это произойдет не ранее 2009 г. «Как только это произойдет, МТТ сразу развернет в регионах мощную рекламную кампанию», — говорит Ладыгин. По его словам, компания намерена к 2010-2012 гг. занять в России 20% рынка дальней связи в денежном выражении.

Компании не раскрывают статистику по подключениям в режиме hot choice и pre-select. По сведениям «Сибирьтелекома», в режимы pre-select и hot choice к концу сентября 2007 г. перевели свои телефоны примерно 3% абонентов в Новосибирской области. Армэн Гасарян полагает, что к концу 2008 г. их доля возрастет до 9-10%: «Чем более доступным будет hot choice, тем привлекательнее для альтернативных операторов станет обслуживание частных абонентов». «Введение режима hot choice обострит конкуренцию и существенно повлияет на развитие рынка дальней связи, в том числе подтолкнет операторов к повышению качества услуг», — говорит Кравцов.

Пока же большинство альтернативных операторов не спешит расширять свою абонентскую базу за счет физических лиц. Например, по условиям «ТрансТелеКома» абонент-физическое лицо должен потратить в месяц на дальнюю связь минимум 300 руб. Ирина Петелина говорит, что сейчас альтернативные операторы заинтересованы лишь в привлечении юридических лиц, а физическим лицам стараются предложить комплекс услуг: «Голден Телеком» оснащает связью коттеджные поселки в Подмосковье, а «Транс- ТелеКом» обустраивает связью элитный жилой комплекс в Санкт-Петербурге». Наибольший интерес к абонентам-физическим лицам проявляет МТТ — тем, кто в Сибирском федеральном округе воспользуется ее услугами в феврале 2008 г., она обещает скидку в 15% от действующих тарифов.

Сотовые операторы готовятся предложить видеозвонки

По сведениям «Сибирьтелекома», сотовым операторам в области принадлежит 39% рынка в денежном выражении. Тем не менее заместитель гендиректора — коммерческий директор «МегаФон-Сибирь» Муслим Мухамедияров считает, что рассматривать операторов сотовой связи в качестве конкурентов традиционным операторам дальней связи преждевременно. Он не раскрывает долю «дальнего трафика» в объеме трафика «МегаФон-Сибирь». По данным Гасаряна, на звонки в другие города и страны у операторов мобильной связи приходится примерно 35% трафика.

Мухамедияров говорит, что в абсолютном выражении объем МГ/МН трафика в мобильном сегменте увеличивается, но при этом в расчете на одного абонента эта величина снижается: «Так, в 2007 г. в среднем у каждого абонента доля междугородних звонков сократилась на 25%, а международных вызовов — на 12%. Во многом это объясняется тем, что рынок сотовой связи становится все более массовым, и абонентов в основном интересует локальная связь». Корпоративный сегмент в дальней связи по сотовым телефонам невелик. У «МегаФон-Сибирь», по итогам 2007 г., в общем объеме междугородного трафика его доля — 5,5%, в международном трафике — 13,2%.

По словам Мухамедиарова, в ближайшие два года, построив в Новосибирске сети 3G, сотовые операторы смогут предложить абонентам возможность видеозвонков. «Думаю, совершить видеозвонок в другой город захотят многие», — говорит он.

Кравцов согласен, что сотовые компании также активно предлагают своим абонентам услуги междугородной связи, но отмечает, что фиксированная связь развивается параллельно с сотовой: «Каждая из них обладает своими преимуществами. Согласитесь, сложно представить отдел продаж какой-либо компании без фиксированных телефонов». «Тарифы сотовых операторов на МГ/МН связь пока выше, чем у операторов фиксированной связи», — говорит Петелина. Но мобильные операторы снижают тарифы на МГ/МН связь. «Показательным шагом в этом направлении стало введение в 2007 г. «Билайном» единой цены на звонки в страны СНГ (5,95 руб./мин.)», — рассказывает Кузнецов. «На динамику доходов операторов дальней связи сейчас наиболее существенно влияют два фактора: увеличение доступности звонков в другие города по мобильному и развитие IP-телефонии», — считает Анкилов.

Некоторые выбрали «передачу данных с правом передачи голоса»

До официальной демонополизации рынка дальней связи в январе 2006 г. на него уже вышли в ряде крупных городов, в том числе и в Новосибирске, компании, оказывающие услуги МГ/МН связи с помощью IP-телефонии, в том числе путем продажи карт доступа. «Утвержденные правительством правила оставили для таких компаний выбор: добиваться статуса оператора дальней связи (для чего потребовались бы большие затраты на создание сети по всей стране) или стать агентом других операторов. Некоторые «карточники», как, например, «Арктел», выбрали агентский путь. Однако ряд компаний предпочел позиционировать себя как поставщиков услуг «передачи данных с правом передачи голоса». Думаю, рано или поздно государству надоест смотреть на то, как они делают вид, что оказывают другие услуги, и оно заставит всех стать агентами лицензированных операторов дальней связи или уйти с рынка», — объясняет Анкилов.

Дмитрий Курилов говорит, что, по данным «Сибирьтелекома», объем рынка услуг IP-телефонии в Новосибирской области в 2007 г. составил 64 млн руб.: «Такие услуги предоставляют более 20 компаний. По сравнению с 2005 г. тарифы, в зависимости от направления, снизились на 20-50%». С такой оценкой рынка согласен и Кузнецов.

Из опрошенных «ДК» компаний услуги «передачи данных с правом передачи голоса» в Новосибирске предоставляют «Новоком» и «ПейджерКом». Обе компании продают карты доступа. Гендиректор «Новокома» Александр Нехаев говорит, что некоторые операторы дальней связи предлагали его компании стать их агентом, но его не устроил размер скидок к тарифам: «Они не превышают 10%. При этом от агента требуется колоссальное количество отчетности». Опрошенные «ДК» операторы не раскрывают ни количество своих агентов в Новосибирске, ни размер скидок. Лишь Ладыгин сообщил, что агентом МТТ в Сибири является «Сибирьтелеком».

По словам Нехаева, карточный бизнес теряет смысл: «Карточки рассчитаны на людей с низкими доходами, на тех, кто готов терпеть низкое качество связи, лишь бы она была дешевой. В городе же растет число абонентов, предпочитающих более дорогую, но и более качественную связь». «Операторы карточной IP-телефонии начинают все больше ориентироваться на целевую аудиторию, в частности, на национальные диаспоры, в основном на выходцев из стран СНГ и Юго-Восточной Азии», — отмечает Анкилов. Это видно и на примере новосибирских компаний. Так, «Брайтком» выпускает карты доступа «Брайтком + СНГ», а по одному из телефонов доступа клиентов обслуживают на китайском языке. «Наши карты — предложение целевым аудиториям», — говорит гендиректор компании «ПейджерКом» (торговая марка «Брайтком») Лариса Зайцева. Она планирует расширить список «специальных» карт.

детали
Выход «Арктел» на рынок задерживается
«Арктел» планирует приступить к оказанию услуг дальней связи в России и, в том числе на территории Новосибирской области, вскоре после получения кодов выбора оператора для оказания услуг МГ/МН связи. Компания может стать пятым альтернативным оператором дальней связи в стране. Документы на получение кодов «Арктел» представила в Мининформсвязи еще в июне 2007 г. После их проверки 2 ноября 2007 г. Россвязьохранкультуры приняло положительное заключение о соответствии сети «Арктел» требованиям законодательной базы РФ, после чего положительное заключение и документы «Арктел» были направлены в Мининформсвязи. Гендиректор «Арктел» Сергей Кузнецов говорит, что по регламенту в течение 30 дней после вынесения Росохранкультурой положительного заключения министерство должно выделить компании коды выбора оператора услуг МГ/МН связи. «Однако до сих пор о судьбе документов «Арктел» в министерстве ничего неизвестно», — сетует он. По его сведениям, ранее всем операторам, представившим необходимые документы, министерство выделяло коды выбора оператора в течение установленного регламентом срока. Кузнецов говорит, что компания поставила перед собой цель — в течение первых двух лет работы на рынке дальней связи занять как минимум 4% рынка.
Источник: «Арктел».

Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.