Анатолий Локоть: «Горожане должны чувствовать личную ответственность»
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть рассказал «ДК» о том, как он планирует с помощью муниципальных сервисов сделать город более комфортным и почему готов лоббировать интересы местных ИТ‑компаний.
Сейчас почти половина запросов, которые приходят в общественную приемную мэрии Новосибирска, носят справочный характер. Мэр Анатолий Локоть удивляется: «Людям, которые пользуются интернетом, на такие вопросы намного быстрее и проще найти ответы на муниципальном портале или пользуясь электронным сервисом‑картой «Мой Новосибирск».
Но, видимо, еще не так много новосибирцев знают об этих возможностях. Например, об электронной карте городского транспорта ЦУГАЭТ, где можно в режиме реального времени посмотреть, где находится и когда приедет, например, автобус, который вам нужен. Анатолий Локоть говорит, что электронным сервисам мэрии не хватает рекламы: «Мы начали работать над исправлением этой ситуации. Одновременно совершенствуем сами сервисы с технической точки зрения».
Общий курс мэрии — повышение открытости. По словам мэра, сделать информацию более доступной для горожан помогают, в частности, электронные сервисы, развитием которых занимается департамент связи и информатизации. «Скажем, на муниципальном портале Новосибирска можно найти информацию по очень важным для горожан вопросам — например, о том, включен ли дом в программу капитального ремонта или ремонта дворовых территорий. Подробнее всего представлены ответы на вопросы в сфере ЖКХ, это и понятно, но Муниципальный портал в принципе активно наполняется самой разной информацией», — объясняет он.
ИТ‑компании помогают модернизировать город
Углубляющийся кризис российской экономики на глазах сокращает возможности региональных и местных бюджетов. Но несмотря на сложное финансовое положение расходы на информатизацию мэрия пока сокращать не планирует. В бюджете Новосибирска на 2015 г. на целевую программу «Электронный Новосибирск» как и в этом году предусмотрено 54,8 млн руб., точно такая же сумма заложена и на 2016 г.
Вы уже встречались с директорами строительных компаний, с банкирами. Будет ли встреча с руководителями ИТ‑компаний Новосибирска? В решении каких проблем ИТ‑отрасли в городе мэрия готова поучаствовать?
— Встреча со строителями была вызвана тем, что в этой отрасли накопилось много острых вопросов, таких, как необходимость существенно менять подходы мэрии к распределению земельных участков. И в ходе встречи важно было обозначить новую позицию мэрии: мы отказываемся от практики извлечения максимальной рентабельности с квадратного метра и начинаем подходить к этому вопросу с точки зрения соблюдения нормативов и комфорта жителей домов, рядом с которыми намечается стройка. Переход от точечной застройки к комплексной — это достаточно радикальные изменения, именно они обусловили эти встречи.
Ситуация в ИТ‑отрасли совершенно другая, эта отрасль не нуждается в опеке, абсолютно самодостаточна, и регулирование со стороны власти может только повредить. Я думаю, руководители ИТ‑компаний это прекрасно понимают и не ждут от мэрии какой‑то опеки. Внимание к этой сфере с нашей стороны должно проявляться в форме открытых конкурсов на привлечение ИТ‑компаний к тем проектам, которые реализует мэрия. Торги, где задействованы бюджетные деньги, должны быть максимально прозрачными.
Участие мэрии в Академпарке — насколько это эффективный способ поддержки ИТ‑бизнеса в Новосибирске? Какие резервы для развития ИТ‑сектора, для увеличения его вклада в экономику города Вы видите?
— Мэрия не принимает участия в финансировании Академпарка. Тем не менее, для нас приоритетно включаться своими организационными и информационными ресурсами в мероприятия, которые помогают развитию местных ИТ‑компаний. Специалисты мэрии помогают организовать такие мероприятия, как Летняя школа Академпарка. Совсем недавно я участвовал в церемонии подведения итогов девятой инновационной школы Академпарка. А вообще, это очень серьезный вопрос, здесь нужно советоваться с представителями отрасли. Это еще предстоит сделать.
Новосибирск часто был пионером внедрения ИТ‑технологий в муниципальной экономике (система «Город», электронные проездные на транспорте). Планируются ли новые шаги в этом направлении? Что бы Вы предложили местным айтишникам разработать для мэрии, для города?
— Активно развивается проект мэрии «Муниципальная дисконтная карта школьника», по которой можно получать скидки до 20% на многие товары. Карта выдается бесплатно. В новом учебном году у нас почти на 6500 школьников больше, чем в прошлом, так что это масштабное дело, растущее.
Другие шаги по применению ИТ‑технологий для нужд горожан не просто планируются, они уже совершаются. В частности, я уже неоднократно упоминал математическую модель транспортной системы города, которую по заказу мэрии разрабатывает СГУПС и которая использует самый современный функционал ИТ‑индустрии. Цель этой работы — возможность моделировать транспортный процесс, эффективно распределять транспортные потоки и управлять перемещением больших масс людей. В направлении более масштабного применения ИТ для городского хозяйства мы будем двигаться и дальше.
Вы участвовали в форуме «Технопром», где обсуждались в том числе и перспективы развития ГЛОНАСС. Как могут новосибирские компании в этом поучаствовать? Есть ли еще резервы в оснащении муниципального транспорта этой системой?
— Навигационная система ГЛОНАСС внедрялась активно, и сегодня весь наземный пассажирский транспорт Новосибирска, и муниципальный, и коммерческий, навигационным оборудованием оснащен. Система автоматизированного диспетчерского управления помогает контролировать движение пассажирского транспорта, оперативно перераспределять транспортные ресурсы, следить за выполнением графиков.
На официальном сайте Центра управления городским автоэлектротранспортом любой человек может воспользоваться электронной картой пассажирского транспорта и получить информацию о движении любого автобуса или троллейбуса в реальном времени. Сейчас разрабатывается концепция системы видеонаблюдения, с помощью которой мы сможем отслеживать, что происходит на остановках, фиксировать нарушения — выезд автомобилей на пешеходный переход, блокирование движения автобусов по выделенной полосе и так далее.
Будем уменьшать технологическую зависимость от Запада
Многие новосибирские ИТ‑компании работают на экспорт, выполняют разработки по заказам иностранных предприятий. Можно спорить о том, должно ли государство поддерживать такое развитие местных компаний как и о том, способен ли Новосибирск стать русским Банголором. По прогнозам некоторых экспертов, в силу ухудшения отношений с Западом, введения антироссийских санкций, есть вероятность, что основой для развития новосибирского ИТ‑сектора и, в том числе, Академпарка, теперь станут заказы на проекты автоматизации в госсекторе.
Государству нужно в первую очередь не мешать ИТ‑бизнесу. И создавать любому бизнесу условия для развития. В том числе такую среду, в которой людям комфортно не только работать, но и жить. Многие ИТ‑компании устроены так, что местом своего расположения они могут выбрать практически любую точку мира, но мы же не хотим, чтобы от нас уезжали лучшие умы и таланты. Поэтому наша задача сделать так, чтобы люди чувствовали, что они живут не на краю мира, а в современном мегаполисе, где есть инфраструктура и культура.
С культурой у нас все в порядке, а вот с точки зрения инфраструктуры, особенно каких‑то проектов для отдыха и здоровья, Новосибирск сильно отставал. К счастью, это отставание уже хорошо компенсируют многие частные компании. А городской аквапарк, который мы запустим в конце 2015 г., вообще станет революционным шагом. Направление создания комфортной среды для жизни вообще очень важное, его зря недооценивают.
Что касается заказов на автоматизацию в госсекторе, наша общая стратегия на импортозамещение предусматривает это направление. Мы в целом работаем над созданием условий для замещения импортных товаров и стимулирования местных производителей, в том числе посредством субсидий предпринимателям.
Как вы относитесь к использованию иностранного программного обеспечения в государственных и муниципальных системах?
— Так же, как к любой иностранной продукции хорошего качества. Хотя, конечно, хотелось бы иметь национальную операционную систему, про которую много говорят, основные национальные офисные программы, общую для всех органов власти и ведомств систему электронного документооборота.
Внедрение таких систем существенно позволило бы сэкономить бюджетные средства. Мною приветствуются все решения руководства страны, которые помогают нам все меньше технологически зависеть от стран Запада и обеспечивают технологическую безопасность, независимо от того, идет ли речь об оборонном комплексе, в котором я сам много лет работал, или, например, о создании национальной платежной системы.
Что Вы думаете о перспективах создания национальной платежной системы? Существует ли еще вероятность, что разработки новосибирской «Золотой короны» все же будут использованы при ее создании?
— После моего предложения к Центробанку и министру финансов обратить внимание на тот факт, что «Золотая корона» как платежная система лидирует по оценкам российской экспертной группы и имеет право стать основой для национальной платежной системы, в августе я получил ответ от Центробанка. Суть ответа в том, что принято решение о создании собственной платформы с нуля, а опыт «Золотой короны» будет применяться в ходе этих разработок.
Не готов комментировать по срокам, но в любом случае рад, что мое обращение достигло определенного результата — выбор не был сделан в пользу какой‑либо другой существующей системы, и есть все предпосылки к тому, чтобы наработки новосибирских специалистов Центробанк использовал. «Золотая корона» много лет развивается в серьезной конкурентной борьбе, ее применяют около 500 банков, и успех этой системы основан на реальных конкурентных преимуществах. Главное, что позиции «Золотой короны» сохранились, и система, разработанная нашими, новосибирскими специалистами, продолжает развиваться на российском рынке в условиях конкуренции.
Правительство Новосибирской области уже несколько месяцев обсуждает предложения по введению налоговых льгот для ИТ‑компаний. В курсе ли Вы этих предложений? Считаете ли их приемлемыми? Какой из вариантов Вам представляется предпочтительным?
— К мнению города в областном правительстве прислушиваются, и наших специалистов постоянно включают в решение непростых вопросов. Наше мнение таково, что в отношении компании ИТ‑сектора можно идти на существенные налоговые льготы, потому что это тот передовой сектор, в котором мы конкурируем на мировом уровне, и очень важно сохранять для местного ИТ‑бизнеса условия для развития здесь.
«Мне важно, чтобы сотрудники не опускали руки»
С июля на портале «Мой Новосибирск» заработало приложение «Народный контроль». То есть, у пользователей сайта появилась возможность оценить, насколько эффективно чиновники решили проблему, о которой они им сообщили. К сожалению, эти оценки видят только авторы сообщений и сами чиновники.
Расскажите, пожалуйста, каких оценок больше: «двоек» или «пятерок»?
— Хороших и плохих оценок примерно пополам. Но некоторые «двойки» носят субъективный характер. Например, житель пишет: «У меня не горит лампочка на этаже». Ответственный ему отвечает: «Вам необходимо обратиться в вашу УК, адрес такой‑то, телефон такой‑то». Один человек оценивает такое сообщение «на «пять», так как ему дали информацию. А другой ставит оценку «два», потому что считает, что проблему как таковую не устранили.
Много плохих оценок связано и с системами жизнеобеспечения. Житель пишет «У меня нет горячей воды». В течение буквально часа‑двух диспетчер его информирует «Авария на узле таком‑то, ведутся ремонтные работы. Ориентировочное время включения 22‑00». Заявитель также ставит «плохо». Когда наши специалисты пытаются выяснить, почему плохо, ведь диспетчер быстро и по существу ответил, заявитель объясняет — «так воды же нет».
Другой пример: вряд ли кому‑то понравится ответ на сообщение о яме на дороге — «Ремонт данной территории запланирован на 2015 год». Но нужно понимать, что не все вопросы можно решить в течение пары дней, особенно те, что касаются крупного ремонта. При этом нашим сотрудникам, ответственным за решение проблемы, как и любым нормальным людям, хочется получать объективные отзывы о своей работе. И мне тоже важно, чтобы они не опускали руки при необъективных оценках.
Судя по сведениям, публикуемым на самом портале, за год чиновники решили 1841 проблему, о которой сообщили горожане через «Мой Новосибирск», ожидают решения еще 442 сообщения. А как быстро реагирует мэрия на сообщения через сайт? Какой вопрос удалось решить наиболее оперативно? А какой остается нерешенным дольше всего?
— Естественно, что быстро мэрия реагирует на сообщения, которые не требуют привлечения дополнительных ресурсов. Как людских, так и финансовых. Как правило, это вопросы, связанные с отключением систем жизнеобеспечения. Диспетчеры в этой системе сами регистрируют отключения, поэтому владеют информацией и могут очень оперативно, в течение часа, проинформировать горожанина, почему у него нет тепла, газа, света или воды, и когда все появится.
Больше времени уходит на вопросы, связанные с ремонтом дорог. Житель может указать на ямы дорожного полотна, которое планируется к ремонту не в этом году, а, например, в следующем. Для решения такого вопроса требуется время, но ответ о сроках исполнения этой задачи горожанин, оставивший сообщение, получает тоже быстро.
Всего на портале зарегистрировано около 10 тыс. пользователей. В среднем ежедневно его посещает не более 2 тыс. человек. На Ваш взгляд, для полуторамиллионного города, одного из лидеров в стране по степени проникновения интернета, это не слишком маленькие цифры? Почему мэрия слабо рекламирует муниципальные интернет‑сервисы?
— Да, это мало. Сейчас, когда схема работы портала отлажена, мы начали его рекламировать. Одно дело тестировать систему на придуманных сообщениях. Другое — получать сообщения от реальных горожан, которым все равно, например, кто должен убирать дорогу, главное, чтобы навели порядок.
А в мэрии за федеральные трассы, внутриквартальные или придомовые территории отвечают разные службы. И важно было выстроить систему так, чтобы сообщение не ходило по разным ответственным лицам, а сразу попадало к нужному исполнителю. Надеюсь, что нам это удалось. Специалисты мэрии продолжают развивать сервис, предлагать новые решения и всегда готовы обсуждать их, например, с группами общественников.
Как Вам кажется, должна ли мэрия стимулировать горожан пользоваться этими сервисами? Вот московская мэрия пользователям своего интернет‑портала «Активный гражданин» начисляет баллы, которые при достижении определенного количества можно обменять на бесплатные билеты в музеи, театры и даже на проезд в метро и на оплату парковки автомобиля. Почему бы и у нас не сделать что‑то подобное?
— Хорошая идея! Но тут нужно работать с жителями. Если завтра объявить конкурс с призами, то систему быстро заполнят сообщениями. При этом сейчас почти 40% сообщений касается работы управляющих организаций. Нам бы не хотелось, чтобы в систему присылали сообщения по принципу «кто больше». Я напомню, что девиз системы «Мой Новосибирск» — «Решаем проблемы вместе!».
Считаю, что задача жителей не в том, чтобы завалить мэрию сообщениями и смотреть со стороны, как она будет завал расчищать. Важно конструктивно относиться к общению с мэрией, чувствовать и свою личную ответственность за порядок и комфорт, изучать доступную информацию, ответственно подходить к формулировке своих запросов, ведь это нормально — быть горожанином, которому не все равно. А мэрия нацелена на более открытую работу с горожанами и готова улучшать систему столько, сколько потребуется.
На бесплатные СМС-оповещения об отключении горячей воды, электроэнергии, тепла через портал «Мой Новосибирск» подписаны около 6 тыс. человек. Это самое популярное из интернет-приложений муниципального портала? Какие еще приложения вызывают наибольший интерес у горожан?
— Есть возможность подписаться и на оповещения о включении вашего адреса в одну из восьми программ ЖКХ – ремонт дворовых территорий, установка детских городков, модернизация лифтового хозяйства, газификация и так далее.
Каких возможностей порталу не хватает? Как планируете его развивать? Например, появится ли у горожан возможность получать через сайт оповещения о ремонте дорог?
— Пока что на карту нанесена информация об организациях, в перспективе — наполнение информацией линейных объектов — дорог, улиц. До конца этого года мы хотим протестировать вопросы о ремонте и уборке дорог на внутренней карте мэрии. В 2015 г. планируем публиковать часть из этой информации для наших горожан. Я думаю, оповещения о ремонте лучше смотреть на карте, а вот получать в смс информацию о перекрытии автомагистрали в связи с ремонтом или проведением культурных мероприятий наверняка было бы полезно нашим владельцам автотранспорта.
Дорого ли обходится городскому бюджету расходы на портал «Мой Новосибирск»?
— Если сравнивать применение подобных современных геоинформационных технологий в других регионах, то мэрия очень экономна в вопросах информатизации. Затраченные средства позволяют экономить и нервы граждан, и затраты бюджета на чиновников, которые в ином случае делали бы лишнюю бумажную работу. Еще одна статья расходов — это информирование горожан через SMS. Пока это совсем небольшие деньги, но у мэрии есть задача увеличивать количество пользователей. Так как проект имеет высокую социальную значимость, возможно, нам удастся договориться с одним из операторов о бесплатной услуге и не нести бюджетные расходы.
На пути к электронной демократии
Законодательство теперь обязывает органы власти рассматривать законопроект, предложенный инициативной группой, если за него собраны подписи 5% жителей муниципального образования.
Верно ли, что в Новосибирске будет создан еще и отдельный портал для выдвижения общественных инициатив по аналогии с московским порталом «Активный гражданин»?
— Если у новосибирских общественных организаций появляются свои содержательные предложения по построению электронной демократии, мы поищем возможности их реализовать. Важно, чтобы не происходило дублирования существующих электронных сервисов, бессмысленного, «для галочки», расходования бюджетных средств.
Как меняются задачи, которые мэрия ставит перед собой в сфере информационных технологий?
— Во‑первых, меняется законодательство, и мы обязаны его выполнять. Муниципальные услуги в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие, открытые данные, электронный бюджет, ГИС ЖКХ — эти понятия сейчас у всех на слуху. Так как информации много, она должна быть удобно представлена. Именно поэтому мэрия сейчас активно использует геоинформационные технологии.
Во‑вторых, мы стараемся применять современные технологии и для внутренних нужд. Чем быстрее доводится информация до руководителя — тем оперативнее он принимает решения.
Жизнь не стоит на месте. За последние годы появилось огромное количество электронных сервисов. Узнать о задолженности, штрафах, о начислениях ЖКХ, обратиться через интернет‑приемную к мэру, губернатору, Президенту, записаться к врачу, отследить почтовое отправление — сегодня это все возможно.
Мы сейчас стараемся плотно работать с общественниками. Для начала хотим согласовать с ними перечень наборов открытых данных, которые должны публиковаться на сайте мэрии. Нам необходимо знать, удовлетворяет ли он запросам новосибирцев, что необходимо добавить, а что излишне.
Недавно президент подписал закон о государственной информационной системе в ЖКХ. В нем предусмотрено, что если управляющая компания не опубликует информацию о начислениях с соответствующими расчетами, то потребитель сможет эту услугу не оплачивать. На Ваш взгляд, какие меры экономической мотивации могли бы повысить уровень проникновения ИТ-технологий в быт рядовых горожан, а главное, в итоге, повысить прозрачность и снизить стоимость предоставляемых гражданам и организациям услуг?
— Вы же сами указали на мотивацию — компания не опубликовала, житель не платит. Это самая лучшая экономическая мотивация для того, чтобы поставщики услуг вовремя и качественно информировали горожан.
У фонда «Общее дело» Вениамина Пака и провайдера «Сибирские сети» есть проект оснащения детских площадок, скверов и других общественных мест Кировского района видеонаблюдением. Как вы относитесь к идее глобального видеонаблюдения за улицами и дворами Новосибирска? Повысит ли это безопасность и комфортность проживания? Готова ли мэрия к каким‑то расходам в этом направлении?
— Не только упомянутые вами структуры этим занимаются, есть большие подвижки в этом плане на территории Академгородка, где глава администрации Советского района активно поддерживает группу общественников, которые продвигают проект «Безопасный район», устанавливают камеры видеонаблюдения в школах. В одной только гимназии №3 в рамках этого проекта установлено два десятка видеокамер — внутри и на пришкольной территории — что позволяет следить за порядком и предупреждать неприятные ситуации. Мы этот опыт обязательно проанализируем, и будем рассматривать возможность использовать его в других районах города, возможно, оснащая таким же образом детские сады в том числе.
«Планшетник откладываю в сторону»
Пятого апреля 2014 г., накануне выборов мэра Новосибирска, Анатолий Локоть поделился со своими читателями в Твиттере: «День тишины. Какую чернуху еще подадут обо мне? Запись разговора с Черчилем или хотя бы с Обамой?». С декабря 2011 г. он опубликовал 2885 твитов, у его странички в Твиттере почти 4 тыс. читателей. В Фэйсбуке у новосибирского мэра почти полторы тысячи друзей. Анатолий Локоть сетует, что новая работа не оставляет времени на активность в соцсетях.
Какой модели у вас сейчас телефон?
— У меня сейчас два телефона: Philips и iPhone последней модели. Один для личного круга, а второй для рабочих контактов. Номер второго даю и потенциальным инвесторам, и просто директорам крупных предприятий, и, конечно, подчиненным. Городское хозяйство очень беспокойное. Бывают ситуации, когда меня надо и ночью разбудить. Пользоваться двумя телефонами на первых порах было трудно. Все время приходилось вспоминать «а как здесь кнопки нажимаются». Но ничего, освоился.
Насколько Вы «продвинутый» пользователь интернета и всевозможных гаджетов?
— В моем понимании «продвинутый» пользователь — это в хорошем смысле немножко с сумасшедшинкой человек, который гонится за всем новым в этой сфере. А я по своему настрою все же консервативен. Конечно, осваиваю современные инструменты, но только для того, чтобы решать конкретные задачи. Если результат достигается, то и слава богу.
Когда был депутатом, успевал и в твиттере, и в фейсбуке делиться мнениями. Сейчас активность в сети резко снизил — не до «серфинга» в интернете. Бывают ситуации, когда настолько устаю и перегружаюсь информацией на работе, что свой планшетник просто откладываю в сторону на несколько дней. Человек — не машина. Есть, видимо, предел насыщения. Но иногда все же заглядываю в сеть, чтобы быть в информационном поле, понимать, какие темы волнуют общество.
Дмитрий Сердцев
Досье
Анатолий Локоть
Мэр Новосибирска
Родился 18 января 1959 г. в Новосибирске
Образование:
1981 г. — окончил Новосибирский
электротехнический институт
Карьера:
1981 г. — инженер НИИ электронных приборов,
1982‑1984 гг. — служил в армии в звании
старшего лейтенанта, командира подразделения в радиотехнических войсках ПВО,
1984‑2003 гг. — инженер в НИИ
измерительных приборов,
2003‑2014 гг. — депутат Государственной
Думы РФ (с декабря 1996 г. был депутатом
Новосибирского областного Совета депутатов,
с декабря 2000 г. — депутатом горсовета
Новосибирска на неосвобожденной основе)
с 23 апреля 2014 г. мэр Новосибирска
Женат, двое детей