Андрей Мельников и Кирилл Красильников: скупые миллионеры

Владельцы компании «Открытые технологии» менее чем за десять лет работы трижды поменяли стратегию бизнеса, но принципы его ведения сохранили: экономить на всем и стараться опередить конкурентов.

Офис компании «Открытые технологии» находится «на самой окраине центра» — к зданию вдоль железнодорожных путей не ходит общественный транспорт, а от метро — 15-20 минут ходьбы, зато там низкая арендая плата. Экономить соучредители компании Андрей Мельников и Кирилл Красильников научились сразу — в 2003 г. они начали торговать компьютерной техникой, вложив в дело скромные 100 тыс. руб.

Админы в бизнесе

Программисты по образованию, Андрей Мельников и Кирилл Красильников почти сразу после окончания вузов поняли, что не хотят работать по найму и решили создать собственное дело. «Мы готовились к запуску бизнеса около полугода — откладывали деньги с зарплаты и собирались с мыслями. Как админы, мы получали немного, каждому удалось накопить по 50-60 тыс. руб., это и стало начальным капиталом», — рассказывает Кирилл Красильников. Они даже написали бизнес‑план, по которому планировали окупить вложения за первые полгода, а за год достичь оборота в 500 тыс. руб.

Первоначальных денег хватило на то, чтобы арендовать офис‑склад, купить два стола и кассу — компьютеры партнеры привезли из дома. «Еще мы сделали заказ комплектующих для того, чтобы собрать один компьютер», — вспоминает Андрей Мельников. Впрочем, быстро стало понятно, что денег для того, чтобы держать собственный склад и померяться силами с такими гигантами, как НЭТА, не хватит. Партнеры решили конкурировать за счет низких цен и большого ассортимента — разместили в каталог весь прайс‑лист крупного мос-ковского оптовика «Дилайн» и поставили маржу 8-12%. При этом новосибирская компания пообещала доставлять товар из Москвы в течение 7-10 дней с момента заказа при предоплате 20%.

Такая стратегия позволила сразу оторваться по ассортименту от многих местных конкурентов: если у них в наличии было нескольких сотен позиций, то у «Открытых технологий» — несколько тысяч. Сейчас «Открытые технологии» ( с 2011 г. — бренд e2e4) работает со всеми крупными поставщиками в России, и в каталоге компании — около 40 тыс. наименований. Маржа составляет 6-8%. При этом большинство конкурентов продолжали торговать с полок магазинов.«Во‑первых, их компании были старше и появились в век офлайного бизнеса, во‑вторых, наполнение складов позволяло за счет крупного опта получать большие скидки от поставщиков, а значит, увеличивать маржу до 15-30%», — объясняет Андрей Мельников.

Сейчас ситуация изменилась. По подсчетам компании Терминал.ру, ежегодно новосибирцы тратят на покупки в интернет‑магазинах около 3,5 млрд руб. Правда, здесь учитывается не только электроника, но и бытовая техника. Наиболее крупные игроки на этом рынке — Терминал.ру, DNS, «М.видео», «Эльдорадо».

«Рынок интернет‑продаж постоянно увеличивается за счет снижения объемов традиционных розничных сетей. С одной стороны, офлайн-розница не может выдержать ценовой конкуренции с интернет‑магазинами, а с другой — быстро изменить свой формат торговли и адаптироваться к текущей ситуации она тоже не может. Объем рынка интернет‑продаж электроники ежегодно увеличивается на 30%», — говорит бренд‑менеджер Терминал.ру Дарья Моргось.

Аналитик УК «Финам» Максим Клягин подтверждает, что в ближайшие несколько лет рынок будет прирастать не менее чем на треть и к 2015 г. может увеличиться в 2-2,5 раза. «Сегмент бытовой техники и электроники в принципе — один из самых быстрорастущих секторов торговли в России. К тому же в онлайн ритейле на эти товары приходится пока самая крупная доля — около 30-40%, по разным оценкам. Поэтому у данного сегмента, безусловно, очень привлекательные перспективы», — говорит Максим Клягин.

Как заработать на айтишниках

При такой схеме работы стандартные магазины были не нужны. «Открытые технологии» сразу завели себе сайт и место в каталоге Price.ru. «Первые клиенты появились сразу же, и мы поняли, что наша модель работает», — отмечает Кирилл Красильников. Компания до сих пор экономит на рекламе, предпочитая работать на форумах и развивая «сарафанное радио». На что не скупится — так это на оплату труда программистов. Поддержка сайта и системы продаж обходится в 400-500 тыс. руб. ежемесячно.

Первыми клиентами «Открытых технологий» были ИТ‑специалисты, которые сами собирали компьютеры. У них более сложные запросы, чем у рядовых пользователей, поэтому каталог компании был понятен преимущественно «профессионалам» — минимум фотографий, максимум технического описания оборудования.

Партнеры сразу решили организовать доставку — позаимствовали у родителей Андрея Мельникова автомобиль ВАЗ 21065. Впрочем, до сих пор большинство клиентов предпочитают забирать покупки в пунктах выдачи заказов — там технику можно посмотреть и, в случае чего, отказаться от заказа. «Свой первый офис мы сняли в старом бараке на ул. Ермака, который давно снесен. Помещение было большое — около 70 кв. м, достаточно дешевое, но в таком месте, куда клиентам было непросто добраться. Приходилось по телефону долго объяснять, где куда повернуть, чтобы найти наш офис», — смеется Андрей Мельников. К тому же район был настолько криминальным, что партнеры каждый вечер увозили все товары в гараж, опасаясь, что ночью офис могут обворовать.

Первый опыт розничной торговли научил бизнесменов более внимательно подбирать место для офиса — в итоге компания переехала ближе к центру, в подвал площадью 10 кв. м. В эту каморку поместилось всего два рабочих стола, зато в первый же месяц предприятие прошло точку окупаемости.

Первое правило экономии: все свое

Особенность работы компании «Открытые технологии» — в собственноручно написанной системе продаж. Она анализирует прайс‑листы всех поставщиков, среди одинаковых позиций отбирает самые низкие цены и размещает их на сайт, отправляет заказы и формирует управленческую отчетность. Это позволяет легко оперировать десятками тысяч наименований. «Когда мы начинали, похожих систем просто не было — пришлось создавать самим», — говорит Кирилл Красильников.

Опять же сказалась привычка к экономии — партнеры не хотели платить за лицензии Windows на рабочих компьютерах и работали в бесплатной операционной системе Linux. «Нам нужно было создать кросс‑платформенное решение, пригодное для Windows и Linux, а такого софта до сих пор нет на рынке», — отмечает Кирилл Красильников.

Кстати, не желая «утяжелять» стоимость компьютеров, компания «Открытые технологии» продавала оборудование с предустановленным Linux вместо Windows. Правда, им не удалось привить любовь к свободному ПО и вскоре компания отошла от этого. Но компьютеры компании до сих пор работают на Linux. «Это выгодно: не нужно тратить деньги ни на лицензии, ни на антивирусы. К тому же со всем парком компьютеров легко управляется один администратор, и антипиратские проверки нестрашны», — доволен Андрей Мельников.

Сейчас доработкой и поддержкой собственной ИТ‑системы занимается целый штат программистов. Она стала сложнее — теперь система может с точностью до часа рассчитать время доставки товара со склада поставщика до магазина e2e4, а также до квартиры клиента в любом городе, где работает компания. Правда, самописная система «не умела» составлять ни бухгалтерскую, ни налоговую отчетность. Для того чтобы интегрировать ее с 1С, партнеры в 2004 г. наняли Андрея Сапронова, программиста 1С. Наладив финансовую отчетность, он стал полноправным партнером компании «Открытые технологии» (сейчас у каждого партнера по 33% в уставном капитале компании).

Кризис заставил сменить формат

Партнеры компании e2e4 не боятся экспериментировать с форматами: в 2009 г. они легко отошли от концепции работы по заказам и стали развивать собственную розничную сеть. В 2008 г. произошло сразу несколько неприятностей: во‑первых, грянул финансовый кризис, а во‑вторых, в Новосибирске открыла магазины сеть DNS, главный конкурент e2e4, предлагающий большой ассортимент и низкие цены. «Из‑за скачка курса доллара стало сложно работать по заказу — пока клиент ждал заказ, доллар мог подпрыгнуть на 10-20% при марже 8%», — говорит Кирилл Красильников. К тому же DNS существенно расширила предложение комплектующих в наличии в магазинах.

Тогда партнеры все свободные деньги направили на создание складских запасов и развитие розничных точек. Правда, и тут не обошлось без затрат на витрины и просторные торговые залы — все магазины e2e4 похожи на склады электроники, где полки завалены товарами. «Мы не стали экономить только на продавцах — набираем людей среди системных администраторов и айтишников. Продавец сам должен уметь собрать компьютер и пробовать новинки. Мы их обучаем и тестируем, так что они могут дать профессиональную консультацию по «железу» и софту», — говорит Андрей Мельников. Кроме того, компания открыла собственный круглосуточный контактный центр, в котором также работают продавцы компании. Каждый месяц среди них отбираются дежурные, которые отвечают на звонки ночью — впрочем, ночных вызовов немного.

Сейчас в Новосибирске работает семь магазинов e2e4, на службу доставки приходится 30-40 заказов в день, а доля покупок «в офлайне» составляет 50%.

Три года назад по рынку разнеслась тревожная весть: «Сити‑Линк», дочерняя компания крупнейшего поставщика компьютерной техники в Россию Merlion, собралась открыть магазины в каждом российском городе‑миллионнике. Эта новость встревожила руководителей e2e4: формат торговли идентичен, но «Сити‑Линк» может позволить себе больше: магазины, склады площадью 2,5 тыс. кв.м, масштабные акции и демпинг. Правда, конкурент пока работает в европейской части страны и за Урал не торопится. «Мы поняли, что если их планы осуществятся, то в Новосибирске они могут подкосить рынок. Поэтому решили обратить внимание на ближайшие небольшие города», — отмечает Андрей Мельников.

В 2010 г. «Открытые технологии» открыли первый магазин в Барнауле. Ради экономии он располагался в квартире на первом этаже здания в тихом центре. Сильных конкурентов в Алтайском крае не оказалось, партнерам понравилось региональное развитие, и в этом году магазин переехал в один из торговых центров в центре Барнаула. Одновременно открылись магазины в Томске и Новокузнецке. «В следующем году запустим филиал в Кемерове и Красноярске, а также пойдем в города с населением больше 100 тыс. человек. Сейчас в Барнаул, Томск и Новокузнецк товары отправляем собственным транспортом, поэтому мы решили захватить все точки по пути: Юрга, Ленинск‑Кузнецкий, Белово, Прокопьевск, Киселевск и Бийск», — рассказывает Кирилл Красильников.

Конкуренты не отстают: по словам бренд‑менеджера компании Терминал.ру Дарьи Моргось, интернет‑магазин также собирается развиваться в городах Сибири, но конкретных планов не называет.

Бизнес на троих

У партнеров компании e2e4 есть строгое правило: все принципиальные вопросы обсуждаются втроем, и решение не прини-мается, пока с ним не согласны все трое. Кроме того, если один из партнеров категорически не согласен с предложениями, руководство компании отказывается от этого направления. «К примеру, у нас периодически возникают соблазны купить магазин или офис, но я категорически против, — говорит Андрей Мельников. — Мы об этом никогда не спорили, но с недвижимостью не будем связываться — для нас это не слишком выгодное вложение».

Споры среди партнеров бывают: в какой город заходить раньше, какой площади открывать магазины, сколько новых сотрудников набирать. Но коллегиальные решения дают преимущество: ежегодно бизнес компании прирастает более чем на 50%. «Некоторые решения мы можем обсуждать чуть ли не год, сразу родить и тут же реализовать хорошую идею у нас не получается. При единоличном управлении мы могли бы расти и быстрее, но качество роста было бы хуже и ошибок больше. Обсуждение позволяет нам избегать ошибок», — говорит Кирилл Красильников.

Компания развивается «на свои». «Заемные средства, конечно, были — в самом начале родители занимали нам по чуть‑чуть, — смеется Кирилл Красильников. — Мы открывали банковские овердрафты, но так и не воспользовались ими». Компаньоны предпочитают пользоваться бесплатным товарным кредитом от поставщиков — вендоры разрешают оплачивать товар спустя 3-4 недели, это очень выгодно при высокой оборачиваемости.

В прошлом году партнеры решили придать компании лоск: предстояло региональное развитие, но вкладывать деньги в неуникальное название «Открытые технологии» не имело смысла. «О том, что у нас много двойников, мы поняли сразу — в августе 2003 г. мы начали работу, а в сентябре в Новосибирске открылся офис крупного федерального интегратора «Открытые технологии». Нам приходили их дипломы с выставок, они получали нашу комиссию от вендоров — в общем, двойники нервировали», — вспоминает Красильников.

При этом партнеры считают, что в головном офисе интегратора в Москве вообще вряд ли знали про сибирского тезку. «Конкуренты нас редко замечают, да и мы не ищем славы», — отмечает Андрей Мельников. Это подтверждает и бренд‑менеджер компании Терминал.ру Дарья Моргось: «До ребрендинга сеть отличалась довольно низким уровнем известности на рынке электроники и компьютерной техники в СФО. Появившийся новый игрок e2e4 пока еще не занял сильные позиции на этом рынке».

«Наши амбиции — стать крупной федеральной компанией. Вместе с тем нам ближе стратегия компаний DNS и ДубльГИС, которые с годами захватывали все рынки, кроме Москвы. Мы поняли, что нет смысла сразу вваливать в развитие много денег», — говорит Андрей Мельников.

Юлия Пастухова

досье

Андрей Мельников

директор компании «Открытые технологии»

Родился в Новосибирске в 1980 г.

Образование:

2003 г. — окончил СГГА по специальности «Информационные системы».

Карьера:

2003 г. — основал вместе с Кириллом Красильниковым компанию «Открытые технологии».

Кирилл Красильников

заместитель директора компании «Открытые технологии»

Родился в Новосибирске в 1980 г.

Образование:

2002 г. — окончил НГТУ по специальности «Вычислительные комплексы, системы и сети».

Карьера:

1999-2002 гг. — системный администратор в НГТУ.

2003 г. — основал вместе с Андреем Мельниковым компанию «Открытые технологии».

Сколько стоит компания

2,5-3 млрд руб.

стоимость компании «Открытые технологии» по оценке «Финам»

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.